Главная роль РПЦ – в пропаганде официальной политики правительства

На модерации Отложенный

Из материалов "WiliLeaks" - отчет посла США в РФ о беседе с Иларионом (Алфеевым)

C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 03 MOSCOW 000241 SIPDIS E.O. 12958: DECL: 01/28/2020 TAGS: PREL, PGOV, PHUM, SOCI, RS SUBJECT: HILARION ON THE ROC'S ROLE IN RUSSIA'S DEVELOPMENT REF: 09 MOSCOW 2842 Classified By: Ambassador John R. Beyrle for reason 1.4 (d)

1. (с) Аннотация. 28 января в беседе с послом архиепископ Иларион признал, что Русская православная церковь (РПЦ) расширяет свое присутствие во всех областях общества. Недавно церковь взяла более конфронтационный тон относительно доклада государственного департамента США о Свободе Вероисповедания в Странах Мира (СВСМ). Иларион защищал позицию РПЦ относительно других, нетрадиционных религий. Также Иларион объяснил желание РПЦ поддержать текущую государственную политику, включая «управляемую демократию”. Несмотря на преувеличенную самоуверенность РПЦ, Иларион признал провал, существующий между учением церкви и жизнью большинства русских людей, особенно молодежи, и задавался вопросом, как РПЦ могла бы разрешить эту проблему. Несмотря на данный провал, подытожил Иларион, многие русские жаждут духовного руководства, и РПЦ намеревается заполнить этот промежуток. Конец аннотации.

2. (с) 28 января в беседе с послом глава отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископ Иларион раскрыл современное положение дел в РПЦ и ее влияние на российское общество и политику. Попеременно то искренний, то осторожный, Иларион признал, что РПЦ увеличивает количество публичных заявлений в своих интересах, расширяя влияние, прежде всего в светские области общества, такие, например, как детское образование. Называя РПЦ «важным действующим лицом» в жизни страны, Иларион заметил, что патриарх Кирилл не просто «символический глава», но может оказывать влияние на основные события в России, включая политические.

«Церковная дипломатия» бросает вызов СВСМ

3. (с) РПЦ часто именуется «государством в государстве», являясь более политической единицей, нежели богословской. Также, как полагает Иларион, РПЦ играет важную роль и в отношениях России с другими странами. Вот почему Иларион считает важной свою встречу с президентом Обамой во время его визита в Москву в июле 2009 года.

Иларион высказал свою поддержку послу в свете недавнего улучшения американо-российских отношений, говоря, что «теперь хорошее время, чтобы работать американским послом в России», и добавив, что РПЦ будет счастлива обеспечить двусторонние отношения на самом высоком уровне. (Заметка: лидеры РПЦ часто участвуют в «церковной дипломатии» в ближнем зарубежье, усиливая связи с православными церквями в Украине и Грузии, правительства которых за последние шесть лет находились в напряженных отношениях с Россией. Конец заметки.)

4. (с) Несмотря на эти улучшения, в ноябре РПЦ сделала конфронтационные заявления относительно ежегодного доклада государственного департамента США о Свободе Вероисповедания в Странах Мира (СВСМ), опубликованном в октябре. Иларион написал послу письмо, опубликованное на сайте отдела внешних церковных связей РПЦ, в котором он жаловался на поддержку Америкой «экстремистов и сатанистов». Негативный тон послания (а также несколько нахальная манера, в которой оно было представлено) резко контрастирует с общественным восхвалениям РПЦ как «объективной» и стремящейся поощрять толерантность в отношении других вероисповеданий в России.

5 (с) Иларион защищал суть письма, говоря, что в любом случае «мы удовлетворены общей динамикой» и «каждый доклад лучше предшествующего», «существуют некоторые проблемы, на которые следует взглянуть более внимательно». «Если мы посмотрим на религиозные свободы американским взглядом, - пояснил он, - доклад неизбежно будет несовершенен, потому что не будет принимать во внимание особенности исторического и культурного развития России. Мы не хотим дискриминации, но различие между традиционными и нетрадиционными религиями уходит корнями в наше далекое прошлое». (Заметка: что касается манеры, в которой письмо было опубликовано на сайте РПЦ, Иларион сказал, что «сообщение было точно таким же общедоступным», но переложил ответственность на своего предшественника, который ввел подобную практику. Конец заметки.)

Иларион добавил (скорее неискренне), что нет никакого закона, ставящего традиционные религии выше нетрадиционных, но его лицо выражало явно обратное – Закон о религиях 1997 года придает статус «традиционных» четырем религиям (православие, иудаизм, ислам и буддизм). Это игнорирует ключевой вопрос о реализации закона, практически маргинализируя нетрадиционные группы верующих. Словно подчеркивая свою мысль, Иларион сказал, что «некоторые слои» внутри РПЦ могут выражать более нетерпимые взгляды и есть пределы, за которыми лидеры церкви не могут им воспрепятствовать.

«Управляемая демократия» – просто прекрасно для РПЦ.

6. (с) Более положительную оценку посла заслужила способность РПЦ к восстановлению морального авторитета и построению собственного ведомства менее чем за двадцать лет.

Соглашаясь с данным вопросом, Иларион отметил, что РПЦ должна залечить раны не только за последние двадцать лет, но и за последние девяносто лет, с самой Революции.

«Большинство наших проблем сегодня уходят корнями в советский период, – сказал архиепископ, – включая распространяющиеся коррупцию и лицемерие». Иларион придает особое значение необходимости терпения в развитии России – пункт, который мы слышали уже много раз от русских собеседников (как представляющих правительство, так и нет). Он исходит из того, что у России было всего двадцать лет на построение демократии, в то время как страны вроде США и Великобритании строили свои общества целые столетия.

Также Иларион сказал, что «наша демократия не должна копировать американскую», а принимая во внимание культуру и историю России, это, скорее, должна быть форма «управляемой демократии».

7 (с) Словно цитируя план «Единой России», Иларион путает авторитаризм со стабильностью, отмечая, что «русским всегда нравилось иметь стабильную и сильную фигуру наверху», критикует эксперименты с демократией середины 90-х, называет выборы 1996 года «катастрофой», при которых страна оказалась парализована непривлекательным выбором между Ельциным, Зюгановым и Жириновским. Относительно того, может ли Россия стремиться в будущем к такому порядку, где люди заставляют собственное правительство быть ответственными за политику, Иларион сказал, что это «теоретически возможно, но на практике никогда не работает».

8. (с) Иларион пояснил, что видит главную роль РПЦ в пропаганде официальной политики правительства. Несмотря на утверждение, что РПЦ не обладает особым статусом среди религий, Иларион заявляет, что патриарх не только глава православной церкви в России, но и «духовный лидер всей нации».

Он напомнил, как четвертого ноября, в День народного единства, патриарх отслужил божественную литургию на Красной площади, а затем возглавил процессию, в которой его сопровождали лидеры других вер. Также РПЦ первая среди остальных рассматривается для включения в программу школьного обучения в 19 регионах страны. (Заметка: в этой программе у учащихся будет выбор между изучением одной из четырех традиционных религий или курса «светской этики». Курсы религий будут акцентироваться в зависимости от национального большинства конкретного региона. Конец заметки.) Иларион подчеркнул, что это всего лишь «пилотная программа», но мало надежды, что официальные власти решат забросить программу в стадии реализации. В связи с этим Иларион добавил, что «оценка» эффективности программы состоится через некоторое время после ее начала весной.

Долгая дорога в социальную сферу.

9. (с) Хотя РПЦ достигла многого в сфере социального и политического лидерства, остается существенный промежуток между ее учением и современной русской культурой. Правительство не видит проблемы в разрушении стен между церковью и государством, но это, кажется, приводит к перекосу роли РПЦ от социальной к политической. Иларион с горечью признал, что хоть 70–80 процентов русских называют себя православными, малая часть (около 5 процентов) регулярно ходят в церковь, а еще меньше процентов граждан «живут по заветам православия».

«Дилемма церкви, – как пояснил архиепископ, – состоит в построении моста между нею и молодежью, которые не видят роли церкви в своей жизни, но в тоже время в сохранении оригинальной сущности церковного учения. Мы не должны обновлять или модернизировать службы, но должны преодолеть культурные и психологические барьеры, отделяющие религиозную и светскую жизнь в России». По его мнению, лучшей формой для достижения этой цели является образование, Иларион предлагает всестороннюю программу, которая повышала бы информированность, но не казалась агрессивной.

Комментарий.

10. (с) В отсутствие широкой активности среди большинства людей (по крайней мере в их каждодневных действиях) РПЦ, несомненно, пытается перенести свой вес в политику.

Для тех из нас, кто приучен наблюдать огненную стену между церковью и государством, уверенный рост РПЦ и открытые признания, что они собираются проникнуть во все аспекты российского общества, – факты, не могущие не вызывать тревогу.

В тоже время Иларион правильно замечает, что Россия прошла через катастрофические изменения за последние двадцать лет и десятилетия морального банкротства при коммунизме. Среди населения в целом широко распространенно чувство отвращения к излишкам олигархов и «новых русских», которые приобрели огромные богатства во время распродажи по дешевке государственных активов в 90-х годах (и нефтяного бума правления Путина). Ощущение людей, что они окружены пустыми ценностями и цинизмом, привело к соответствующему духовному голоду.

РПЦ стремится заполнить эту пустоту, и мы должны быть готовы не закрывать на это глаза, но в то же время ясно дать понять наше мнение, что христианские ценности должны применяться и к неправославным верующим.