Как Беларусь и Россия друг другу «новогоднее настроение» создавали

Похоже, что белорусско-российский газовый спор в очередной раз достигнет своего апогея как раз в канун новогодних праздников.

О том, что все спорные вопросы по нефти и газу будут разрешены до 20 декабря, заявил российский посол в Беларуси Александр Суриков. При этом он подчеркнул, что между странами нет «ни газовых, ни нефтяных войн».

– Есть контракт на поставку газа в Республику Беларусь. Он заканчивается в конце 2017 года. Есть сомнения в цене, первоначально указанной в контракте, – разъяснил дипломат суть очередного конфликта.

На этом фоне «Салiдарнасць» напоминает несколько других эпизодов, когда белорусско-российские отношения дали трещину, что называется «под елочку».

Спор из-за запрещенного мяса

В декабре 2014 года Россия ввела запрет на поставки мясных продуктов с некоторых белорусских предприятий «из-за реэкспорта запрещенной к поставкам продукции ЕС». В ответ белорусские таможенники фактически восстановили государственную белорусско-российскую границу и начали досматривать все грузы, следующие из России.

Полноценного перемирия в «мясной» войне удалось добиться уже после новогодних праздников, когда в результате взаимных проверок поставки белорусского мяса были постепенно восстановлены.

Информационная война после выборов

В декабре 2010 года, на фоне проходящей президентской избирательной кампании, Россия начала вести против белорусских властей масштабную информационную войну.

Разоблачающие сюжеты, направленные в адрес Александра Лукашенко и его семьи, появились сразу на нескольких российских каналах.

После оглашения результатов голосования и разгоне массовых протестов против фальсификации выборов, тогдашний российский президент Дмитрий Медведев сухо поздравил главу Беларуси с победой, хотя позже в Кремле опровергли этот факт.

Газовые разборки по одному сценарию

В 2007 году и в 2010 года истории газового противостояния были очень похожими. В первом случае «Газпром» повысил цену для Беларуси почти до 100 долларов за тысячу кубометров. Однако белорусские власти продолжили платить за газ по «собственному тарифу», постепенно накопив долгов на 450 миллионов долларов – и лишь к концу года выплатив причитающееся.

***

Возвращаясь к последнему новогоднему спору, остается лишь усомниться в словах российского посла Сурикова о быстром разрешении конфликта. Учитывая, что газовый долг в размере 300 миллионов долларов белорусские власти должны были погасить еще в середине ноября, а страсти вокруг цены на газ продолжают накаляться – можно предположить, что белорусов ждет очередное предновогоднее шоу с взаимными претензиями и призывами к «братской дружбе».

Павел Рос