Когда Казахстан вспомнит о русских?

Русский вопрос, весьма болезненный для Казахстана, обостряется в преддверие президентских выборов. На сегодняшний день русские составляют около четверти населения Казахстана, то есть являются значимой частью электората. Даже численно сократившись за годы независимости Казахстана в полтора раза, русские пока являются вторым по численности этносом, уступая, естественно, лишь казахам (10,1 млн.).

Однако в условиях непрекращающегося прессинга со стороны государства, русские продолжают эмигрировать из страны. Существует риск того, что с течением времени этнокультурный облик республики изменится коренным образом. При этом смена главы государства, которая так или иначе произойдет, провоцирует на рассуждения: о перспективах развития страны, в целом, и о путях решения русского вопроса, в частности.

Одна из проблем, активно обсуждаемых с подачи известной казахстанской Интернет-газеты [1], которая опубликовала в ноябре статью «Как распаковать чемоданы»,— к каким последствиям приведет резкое сокращение численности европейского населения республики. При этом признается, что о продолжающемся сокращении русского населения Казахстана известно всем: от обывателя до представителей власти. Однако государство фактически игнорирует эту проблему, утверждая, что препятствовать русским в их желании переехать на историческую родину они не могут.

Ряд экспертов и чиновников оправдывают проводимую Казахстаном политику тем, что в последние годы ситуация с эмиграцией русских стабилизировалась. В частности, те, кто хотел уехать, уже уехали. И в связи с улучшением социально-экономической ситуации в стране за последние годы причин, из-за которых процесс эмиграции мог бы идти столь же высокими темпами, нет. Казахстанские власти убеждены, что численность европейского населения страны будет сокращаться гораздо медленнее. На самом деле, данная позиция – не что иное, как экстраполяция существующей ситуации в будущее. Между тем существует ряд социальных факторов, которые могут резко изменить ситуацию.

Казахстан пережил эмиграционный бум в 1990-е гг. Накануне распада СССР европейское население по численности опережало самих казахов. Три восточнославянских этноса – русские, украинцы и белорусы не только были относительным большинством, но и составляли большую часть занятого населения, особенно в промышленности и зернопроизводящих хозяйствах Северного Казахстана. Именно они обеспечивали функционирование республиканской экономики, отмечает Фонд «Русское единство». С распадом СССР значительная их часть предпочла покинуть Казахстан. Именно на первые три постсоветских года пришелся пик эмиграции: в течение 1992–1995 гг. из республики ежегодно уезжало более 300 тыс. чел., а в 1994 г. число эмигрантов достигло 477,1 тыс. чел., превысив население Атырауской (бывшей Гурьевской) области. Объемы эмиграции несколько сократились во второй половине десятилетия. Но уже в 1997 г. они достигли 299,5 тыс. чел. Всего же в 1991–1999 гг. из страны уехало 2,6 млн., въехало – 755 тыс., так что миграционная убыль населения составила 1,8 млн.

человек.

В течение первого десятилетия 2000-х гг. Темпы миграции спали. Так, с 2000 по 2007 г. она составила всего 218 тыс. чел., что более чем в 8 раз меньше показателей 1990-х гг. С 2004 г. миграционный отток сменился притоком, и население страны в результате миграций стало расти. В 2004–2007 гг. его численность под влиянием миграционного обмена выросла на 69,5 тыс. чел. Однако огромной убыли предшествующих лет это, конечно же, не компенсировало. На протяжении 1991–2007 гг. население Казахстана в результате миграций сократилось более чем на 2 млн. чел., что составляло 1/8 его жителей накануне распада СССР.

Примечательно, что мигрировать в Казахстан с середины 1990-х гг. стали отнюдь не русские и другие европейские этносы. Приток населения был обеспечен за счет реализации государственной программы по возвращению зарубежных казахов (оралманов), около одного миллиона которых после распада СССР перебралось в Казахстан. Что касается русских, то их численность продолжала сокращаться, хотя и не столь высокими темпами, как раньше. В течение 2000–2008 гг. из Казахстана в Россию эмигрировало 1070,6 тыс. чел., а «чистый» миграционный отток на территорию РФ за это время составил 877,9 тыс. чел. Минимальной точки убыль населения в результате эмиграции в Россию достигла в 2003 г., когда она составила всего 15,5 тыс. чел. Однако уже в следующем году эта цифра увеличилась почти вдвое и достигла 27,6 тыс. Более того, на протяжении 2006–2008 гг. миграционный отток из Казахстана в Россию устойчиво, хотя и небольшими темпами, возрастал, составив в 2008 г. 32,5 тыс. чел.

Как это ни прискорбно, но нет смысла надеяться на то, что в ближайшие годы изменится миграционная ситуация. Следовательно, и отток русских из Казахстана не снизится. Нынешние власти взяли курс на построение казахского национального государства и усиление националистических настроений среди части казахского общества. Несмотря на официальные заявления о равенстве и межнациональном согласии, русские занимают в Казахстане неравноправное положение. Так, их практически нет в составе правящей элиты, да и среди государственных служащих доля славян крайне низка. Еще более чувствительным является введение государственного (казахского) языка, создающее для европейских народов этнокультурный дискомфорт. Отсутствие социальных перспектив, а также не самое лучшее состояние системы образования заставляют русских отправлять своих детей учиться в Россию, где они остаются работать и жить.

Примечательно, что в самой России есть притягивающие русских факторы. В условиях нынешней программы переселения соотечественников на российскую территорию жители Казахстана стабильно лидируют в числе ее участников. Собственно говоря, иной возможности быстро восполнить потери сокращающегося русского населения у России пока нет, так что привлечение соотечественников придется в любом случае активизировать. И Казахстан, являющийся вторым после Украины резервуаром русского населения, призван сыграть в этом процессе особую роль.