Bloomberg: начнёт ли Меркель в дальнейшем тяготеть к правым

На модерации Отложенный

Канцлер Германии Ангела Меркель, в определённой степени, сейчас стала лидером западного мира, в той его инкарнации, в которой он был не так давно. Тем не менее, не будет совершенно ничего удивительного, если в дальнейшем она также начнёт тяготеть к правым партиям.

Да, партия Меркель переизбрала её в качестве лидера, с совершенно впечатляющими показателями - 89,5% голосов. Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана, к примеру, получил 88,6% голосов. Но всё это совершенно не значит, что Меркель и в будущем продолжит вести тот же самый политический курс, который она поддерживала за годы своего нахождения у власти.

Всё дело в том, что её партия, Христианско-демократический союз Германии, сейчас переживает определённый кризис. Некоторые из её региональных политиков начинают переходить в Альтернативу для Германии, славящуюся своей неприязнью к эмигрантам и Евросоюзу. На данный момент там гораздо проще делать карьеру, поскольку обстановка в мире этому способствует. Да и в принципе Альтернатива для Германии сейчас набирает силу, поскольку голосуют за неё все больше и больше людей. А потому очень высока вероятность того, что она получит места в парламенте после выборов, которые состоятся в следующем году.

И одним только прагматичным взглядом на вещи всё не ограничивается. Некоторые коллеги Меркель по партии, которые являются убеждёнными немецкими консерваторами, считают, что канцлер слишком уж тяготеет к левым. Особенно очевидно для них это стало после того, как она в прошлом году приняла решение сделать Германию открытой для беженцев. Поэтому дальше ей нужно будет искать компромиссы и делать так, чтобы правые если не перестали относиться к ней враждебно совсем, то, хотя бы, снизили бы негативное отношение. Германия не является президентской республикой, а потому вся партия должна победить на выборах, не одна лишь Меркель. Это означает, в том числе, и то, что в партии не должно быть слишком уж явного разделения - она должна демонстрировать единство.

А если в ней присутствуют хотя бы несколько человек, которые очень уж очевидно демонстрируют свою приверженность к правым, это влияет на всю картину в целом.

Но мир сейчас изменился и стал совершенно не таким, каким был лишь два года назад. Германии это коснулось также - теперь её население пополнилось огромным числом беженцев, а политическая ситуация в Турции оставила на стране определённый след, сделав турецкие локальные проблемы также и проблемами Германии.

Для Меркель это представляет существенный вызов, поскольку ей теперь будет гораздо сложнее заключить союз с партиями, с которыми раньше это можно было бы сделать относительно спокойно - с Социал-демократической и с Зелёными. Но Меркель, впрочем, нельзя назвать либералом - она консерватор. Конечно, в случае с Германией такие политические предпочтения гораздо ближе к взглядам левого крыла США, но саму Меркель нельзя совершенно спокойно назвать левой. Она верит в бездефицитные бюджеты, закон и порядок, а также в ассимиляцию эмигрантов - мультикультурализм её привлекает куда меньше. А потому на грядущих выборах ей будет совершенно несложно представить себя в качестве правого политика, если она сама того пожелает.

И многие, кто сейчас рассматривают её в качестве иконы либерализма, могут очень сильно удивиться, когда в 2017 году начнётся её кампания. Однако удивительного в этом не будет ничего - Меркель стала смотреть в сторону левых по двум причинам. Первая - достижение компромисса. Вторая - ей небезразличны беженцы и энергетическая политика. В политике же, как таковой, Меркель жестка - она сделает всё, что нужно, чтобы её партия не распалась и продолжила набирать обороты. И в следующем году, возможно, вернётся для этого к её корням.