Немецкая оккупация Харькова

Немецкая оккупация Харькова в годы Великой Отечественной войны продолжалась с 24 октября 1941 и по 23 августа 1943 года, (более 640 дней) с месячным перерывом в феврале-марте 1943 г., когда город, периодически переходящий из рук в руки, после восемнадцати дней кровопролитных боев, был наконец-то полностью освобожден благодаря совместным действиям 69-й армии Воронежского фронта (ком. генерал Ватутин), 57-й армии Юго-Западного фронта (ком. генерал Малиновский) и 7-й гвардейской армии Степного фронта (ком. маршал Конев). 

В четырёх битвах за Харьков и за время его двукратной оккупации СССР и Германия потеряли больше людей, чем где-либо ещё в истории Второй мировой, включая Сталинград. 

По утверждениям современников, Харьков не стал городом-героем потому, что Сталин считал позором для РККА освобождение города лишь с третьей попытки.Вскоре после освобождения Харькова, в декабре 1943 года, в городе, где массовое убийство жителей стало основным рычагом воздействия оккупационных властей на его население, состоялся первый в мировой истории открытый судебный процесс над военными преступниками. 

Он создал юридический прецедент, закрепленный позже Нюрнбергским трибуналом: «Приказ не освобождает от ответственности за геноцид».Судили трех гитлеровских офицеров и одного коллаборациониста, виновных в массовом уничтожении жителей города. В присутствии 40 тыс. харьковчан преступники были повешены на Благовещенском рынке, где раньше оккупанты сами проводили массовые казни 

Немецкая оккупация Харькова

 

Массовое уничтожение людей: 
В январе 1942 г. на улицах Харькова появился специальный автомобиль с герметичным кузовом, предназначавшийся для уничтожения людей — газваген, прозванный в народе «душегубкой». В такой автомобиль загоняли до 50 человек, впоследствии погибавших в жутких мучениях из-за отравления угарным газом. 

Дробицкий яр – скорбное место, где в общей могиле покоятся свыше 15 тыс. человек, представителей всех национальностей города. Но особенно трагическим это место стало для представителей еврейской диаспоры. По данным обязательной регистрации населения, в специальные «жёлтые» списки было занесено 10271 человек еврейской национальности, среди которых более 75 % составляли женщины, старики и дети.14 декабря 1941 г. был издан приказ, в соответствии с которым всё еврейское население города в двухдневный срок должно было переселиться на окраину города, в бараки станкостроительного завода.В период с 26 декабря1941г. по 7 января 1942 г. еврейское гетто перестало существовать, все были расстреляны в Дробицком яру. На детей пуль не тратили, бросали в ямы живыми. 

Алексей Толстой по этому поводу написал следующие строки: «Немцы начали своё хозяйничанье тем, что в декабре 1941 года убили, свалив в ямы, поголовно всё еврейское население, около 23 - 24 тыс.

человек, начиная от грудных младенцев». 

Салтовский посёлок (место расстрела пациентов Сабуровой дачи), где в декабре 1941-го немцы расстреляли 470 ее пациентов и медсестер, не пожелавших оставить больных.C не меньшей жестокостью немецкое командование обращалось и с советскими военнопленными. Так в декабрь 1941 - расстрел более 400 пациентов Украинского психоневрологического института в 1-м армейском сортировочном госпитале по ул. Тринклера, 5.13 марта 1943 г., после второго захвата Харькова солдаты дивизии СС «Адольф Гитлер» живьём сожгли 300 раненых красноармейцев, которых не успели эвакуировать в советский тыл. А за несколько последующих дней расстреляли остальных раненых, оставшихся в госпитале — всего более 400 человек. Их трупы были закопаны во дворе госпиталя. 

А так же: 
Лагеря военнопленных в Холодногорской тюрьме (из 20 тыс. военнопленных 10 тыс. погибших) и районе ХТЗ. Массовые захоронения в Лесопарке, места публичных повешений вдоль ул. Сумской и на Благовещенском базаре, двор гостиницы «Интернационал» 

Немецкая оккупация Харькова

 

Харьков -- место массового расстрела заложников. 

Детский концлагерь «Сокольники», из его узников в живых после освобождения города от гитлеровских орд осталось 17 человек. Предназначался для обеспечения кровью раненных немецких лётчиков. Полных документов поступления детей в «Сокольники» нет, на конец 1942 года фигурирует только одна цифра – число 1602 человека. 

Вся территория «Сокольников» – это огромная коллективная могила погибших малышей от рук фашистских врачей - мучителей. Умирало по несколько десятков в день. Детскими трупами были полностью заполнены пруд, воронки от снарядов, траншеи, разного рода ямы. 
Перед отступлением фашисты намеревались навсегда скрыть следы своих преступлений. В аналогичном лагере в Лубнах всех детей расстреляли, в Фастове - утопили в колодце. 
В Харькове директор, валяясь в ногах и целуя сапоги изуверов, уговорила не сжигать малолетних страдальцев.По данным Харьковской городской управы, в 1942 году от голода умерли 13139 харьковчан, что составляло более половины всех умерших за этот период. 

В центре освобожденного города не осталось ни одного целого здания. Алексей Толстой, описывая разрушения в Харькове, сравнил город с Римом, разрушенным до основания варварами в V веке. 
До счастливого дня освобождения дожило 190 тысяч человек (из более чем миллионного в сентябре 1941 г. населения города).

 

https://www.youtube.com/watch?v=_J65ItywjgM