Про Ганди.
На модерации
Отложенный
В 1915 Ганди основал общину «Сатьяграха ашрам», приняв в него семью неприкасаемых, чем шокировал приверженцев системы кастового разделения. В 1917 он начал организовывать сатьяграхи в тех районах страны, где произвол англичан был наиболее вопиющим. В 1919 был принят закон Роулетта, предусматривающий значительное усиление репрессий за несанкционированную политическую деятельность. Сторонники Ганди решили бросить вызов произволу. Махатма выдвинул лозунг «Заполним собой тюрьмы».
6 апреля 1919 улицы индийских городов заполнились народом. Индусы и мусульмане вместе скандировали патриотические лозунги. Колониальная администрация ввела военное положение, полиция избивала демонстрантов и в некоторых местах стреляла в толпу. Моральный авторитет Ганди и его движения вырос. Ганди вступил в Индийский национальный конгресс (ИНК) и сразу же стал одним из его лидеров.
В ноябре 1921 толпа избила индийских купцов, встречавших принца Уэльского в Бомбее. Ганди усмирил толпу, призывая к проведению только мирных демонстраций, митингов, бойкотов. В феврале 1922 в Чаури Чаура произошли столкновения между индусами и английскими полицейскими. Англичане были сожжены в собственной казарме разбушевавшейся толпой. Страна и ее лидеры встали перед выбором — переход от ненасильственного сопротивления к вооруженному восстанию или прекращение кампании. Ганди выбрал второе. Он заявил, что страна еще не готова к свободе, если индусы способны на бунт.
Объявив многодневную голодовку в знак покаяния за переоценку соотечественников, Ганди признался своим друзьям: «Меня пугает большинство. Я дошел до того, что меня пугает слепое обожание толпы». Он не хотел способствовать созданию независимого, но основанного на насилии режима, который будет хуже колониального.
В марте 1922 Ганди был арестован за разжигание ненависти к англичанам. Процесс по его делу превратился в обличение колонизаторов, но его итоги были предопределены — Махатма получил шесть лет тюрьмы. В 1922-1924 гг., находясь в тюрьме, Ганди написал книгу «Моя жизнь».
Конструктивный анархизм
Поражение кампании 1919-1922 гг. не означало конца борьбы. Менялась лишь ее форма. Теперь кампания вступила в фазу «конструктивной работы». Ганди давно высказал мнение о том, что индусы вполне моги бы обойтись без английских товаров и экономики, чем решили бы множество своих внутригосударственных проблем. Необходимо было переориентировать индийский рынок на отечественного производителя. Это нанесло бы колонизаторам болезненный удар, и дало бы работу миллионам соотечественников. Началась кампания за прядение национальных тканей, в которые одеваются миллионы индийцев. Ганди считал, что значительная часть потребительских товаров может производиться кустарно, без строительства крупных промышленных предприятий. Миллионы людей подражали своему вождю, обматывали себя домоткаными тканями. Все больше людей поселялось в ашрамах — общинах, где они вместе обрабатывали землю, ткали, обсуждали политические и духовные вопросы.
Ганди утверждал: «Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами». Ненасильственное сопротивление становилось не только методом достижения свободы, но и путем построения нового общества, и критерием того, готовы ли люди к свободе и «ненасильственному социализму». Он являлся противником любого «насильственного государства». Ганди мечтал о федерации духовных общин. Делами в общине должен был управлять панчаят — выборный орган из пяти наиболее уважаемых людей. Демократия панчаятов не должна была ограничивать права личности и меньшинства: «каждый становится своим собственным правителем…, чтобы не быть помехой своему соседу».
В сентябре 1924, когда мусульмане учинили погром в Кохоте, Ганди объявил 21-дневную голодовку протеста.
Его «смертельные» голодовки стали мощным фактором общественной жизни, смирявшие экстремистов с обеих сторон.
Соль земли
К 1928 году Ганди счел, что силы движения восстановлены. Колонизаторы сами предоставили повод для новой кампании. В Индию прибыла комиссия Саймона, которая должна была решить, можно ли расширять полномочия органов самоуправления. На требования включить в комиссию индусов последовал отказ. 3 февраля 1928 был объявлен хартал — всеобщая забастовка и траурные демонстрации. Ни избиения, ни аресты не позволяли очистить улицы от демонстрантов. Волнения перекинулись в сельскую местность, где крестьяне прекратили платить налоги. Колонизаторам пришлось пойти на уступки, снизив налогообложение. Ганди объявил курс на независимость страны — последние иллюзии по поводу благотворности английского присутствия в Индии развеялись. Несмотря на то, что британцы пошли на переговоры, ИНК предпринял новый шаг — игнорирование соляной монополии властей. Выработка соли приносила англичанам большую прибыль — без этого продукта не мог обойтись никто. Ганди потребовал от властей отмены монополии, снижения налогов и освобождения политзаключенных. Дождавшись отказа, он объявил сатьяграху.
6 апреля, в годовщину Амритсарской трагедии, Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. Кустарная добыча соли шла по всей стране. Английская экономика в Индии была парализована. Крестьяне и купцы снабжали пикетчиков и демонстрантов. Массовые аресты ничего не решали. В мае были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и Неру. Без лидеров движение стало выходить из под контроля, происходили вооруженные столкновения. Страна снова встала на грань восстания.
Пришлось освободить Ганди и вступить с ним в переговоры. 4 марта 1931 было подписано соглашение с вице-губернатором Ирвином, которое удовлетворяло все требования, выдвинутые в начале кампании
Победа
В 1936 Великобритания была вынуждена провести реформы в Индии. Были созданы региональные органы самоуправления, на выборах в которые победил ИНК. Во время Второй мировой войны продвижение от самоуправления к независимости застопорилось — наступление японцев не позволяло активно бороться с англичанами. За антианглийские призывы Ганди два года (1942-1944) провел в тюрьме.
Но сразу же после окончания войны по всей Индии начались забастовки и восстания. Левое правительство Эттли, которое пришло к власти в Великобритании в 1945, вступило в переговоры, но лишь о расширении самоуправления. Затяжка с освобождением страны вновь обострила религиозную рознь. Мусульмане требовали выделения из Индии собственного государства. Их поддержали англичане. Население было так перемешано, что трудно было определить, где преобладают представители той или иной религии. Чтобы прояснить ситуацию, экстремистские лидеры обеих общин начали изгонять иноверцев. Вспыхнули погромы, которые после ухода британских войск переросли в межрелигиозную войну между Индией и мусульманским Пакистаном.
Ганди был категорическим противником раздела, понимая, что он несет Индии кровопролитие. Но большинство ИНК решило согласиться с британскими условиями. 14 августа 1947 был провозглашен Индийский союз. Миллионы людей двинулись из Индии в Пакистан и наоборот, чтобы оказаться в «своем» государстве. Это привело к массовым столкновениям, в которых погибло около 700 тысяч человек.
12 января 1948 Ганди объявил «смертельную» голодовку с требованием прекратить столкновения. 18 января лидеры индусов и мусульман поклялись в его присутствии восстановить спокойствие. Столкновения прекратились. 30 января Махатма вышел к народу, собравшемуся послушать его. Террорист из экстремистской индуистской организации, считавший, что Ганди предал интересы индусов в пользу мусульман, выстрелил в Махатму. Ганди был убит.
Комментарии