ЕСТЬ ЛИ У ЕВРОСОЮЗА ПОЗИЦИЯ ПО АРМЯНСКОМУ ВОПРОСУ?

Позиция Евросоюза относительно решения Армянского Вопроса, естественно, как и европейских стран, входящих в состав ЕС, до недавнего времени выражалась в рамках, определяемых содержанием статей Резолюции Европейского Парламента «О политическом решении Армянского вопроса» от 18 июня 1987 г. [1].

Словосочетание «до недавнего времени» использовано нами из тех соображений, что в последнее время по этому вопросу могли появиться новые позиции. А если их нет еще, то наша задача — добиться того, чтобы появились новые позиции Европейского парламента (и не только Европейского) в интересах окончательного и полного решения Армянского Вопроса.

В решениях европейских государств օ признании и осуждении Геноцида армян, вопросы возмещения, в основном, не отмечаются. В отличие от европейских государств, например, обе палаты парламента Боливии, не ограниченной рамками формулировок Европарламента, выражая безоговорочную поддержку армянскому народу, кроме признания и осуждения Геноцида армян, выдвигают также требование возмещения [2].

В вышеупомянутой резолюции Европейского парламента европейская концепция по политическому решению Армянского Вопроса изложена следующим образом:

а) организованные турецким правительством массовые преступления, совершенные против армянского народа в 1915-1917 гг., квалифицируются как геноцид в соответствии с Конвенцией ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (9 декабря 1948 г.);

б) несмотря на то, что геноцид имел место, современная Республика Турция, кроме моральной, никакой другой ответственности за содеянное не несет;

в) статус решения Армянского Вопроса понижен и приравнен к правам меньшинств и их реализации в Республике Турция.

В первом абзаце статьи 2 резолюции Европейского парламента написано:

«Европейский парламент ... считает, что трагические события 1915—1917 гг., связанные с армянами, проживавшими на территории Оттоманской империи, означают геноцид в соответствии с определением Конвенции «О предотвращении преступления геноцида и наказании за него», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г.».

Во втором абзаце статьи 2 резолюции Европейского парламента написано:

«Европейский парламент ... отмечает одновременно, что современная Турция не может считаться ответственной за трагедию, пережитую армянами Османской империи, и решительно подчеркивает, что признание этих исторических событий как геноцид не может служить поводом для каких-либо политических, правовых или материальных требований в отношении современной Турции».

5-ая статья резолюции понижает уровень решения Армянского вопроса до прав меньшинств:

«Ввиду имевшей место трагедии [армянского народа] присоединяется к его желанию развивать свою национальную самобытность, обеспечить гарантию своих прав как меньшинства и беспрепятственно пользоваться правами человека и гражданина в соответствии с положениями, определенными Европейской конвенцией по правам человека и соответствующими протоколами к ней».

То есть, все сводилось к диалогу и правам меньшинств-армян и других народов в Республике Турция, как указано также в 3-й и 4-й статьях резолюции:

«3. Призывает Совет добиться от нынешнего Турецкого правительства признания геноцида, совершенного против армян в 1915—1917 гг., и способствовать установлению политического диалога между Турцией и представителями армян;

4.

Считает, что отказ нынешнего Турецкого правительства признать геноцид армянского народа, совершенный младотурецким правительством, его нежелание применить принципы международного права в том, что касается расхождения во мнениях с Грецией, сохранения турецких оккупационных сил на Кипре, и отказ признать существование курдского вопроса, наряду с отсутствием в стране истинной парламентской демократии и неуважением индивидуальных и коллективных свобод, в особенности, свободы вероисповедания, являются непреодолимым препятствием для рассмотрения вопроса о возможности вступления Турции в Сообщество».

Нелишне сказать, что эта резолюция, принятая 18 июня 1987 г., не соответствует политико-правовому содержанию и принципам решения Армянского Вопроса, особенно, если иметь ввиду, что по решению Армянского Вопроса в 1918-20 годах уже приняты резолюции, в том числе: Декрет Правительства России (СНК) «О Турецкой Армении» («О Западной Армении», 11 января 1918 г.); де-факто (de facto) признание независимости Государства Армения (подразумевая единую Армению – восточную и западную) во время Парижской конференции со стороны Верховного Совета Союзных государств (19 января 1920 г.); де-юре (de jure) признание независимости Государства Армения со стороны Верховного Совета Союзных государств (11 мая 1920 г.); подписание Севрского Мирного договора (10 августа 1920 г.); Арбитражное решение 28-го Президента США Вудро Вильсона относительно границ между Арменией и Турцией (22 ноября 1920 г.) и другие решения, которые впоследствии европейскими государствами и их структурами игнорировались и предавались забвению [3].

Более того, в наше время, когда мы сравниваем Резолюцию Европейского парламента «О политическом решении Армянского Вопроса» с «Протоколом о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой», убеждаемся, что протокол в точности повторяет формулировки резолюции и в правовом, политическом и содержательном смысле составляет его продолжение [4].

Таким образом, исходя из этих фактов, надо сказать, что те армянские структуры и организации, которые претендуют на защиту прав армян в сотрудничестве с Европарламентом или другими европейскими структурами, должны четко представлять, что эти организации не представляют реальную картину защиты прав армян и, соответственно, должны знать, что имеют задачу изменения позиции Европарламента и других европейских структур по Армянскому Вопросу. Иначе добиться окончательного и полного решения Армянского вопроса невозможно и, скорее всего, есть опасность стать придатком этих структур по осуществлению ныне реализуемой ими на Ближнем Востоке политики, которая не вытекает из интересов, безопасности и прав проживающих в регионе народов и государств [5].

Необходимо всячески избегать «статуса» придатка, надо идти по пути защиты всех прав армянского народа и добиться изменения и корректировки позиции государств, сторон и структур так, как это требует политико–правовое содержание вышеуказанных документов по окончательному и полному решению Армянского вопроса [6].

 

Продолжение следует...