Выставка "Гвидо Рени. Красота божественного"

На модерации Отложенный

Франкфуртский музей Штеделя в конце ноября представил обширную экспозицию Гвидо Рени (1575-1642) - ярчайшего представителя итальянского барокко.

При жизни его уже называли "божественным"

Выставка, которая начинается с биографического обзора, представляет Рени как противоречивого персонажа, который был, по словам куратора выставки Эклерси, одновременно глубоко религиозным и крайне суеверным, а также заядлым игроком, который вечером проигрывал всё, что зарабатывал утром. Главная интрига выставки - несколько недавно найденных полотен Гвидо Рени, никогда ранее не экспонировавшихся.



Гвидо Рени вдохновляли фрески Рафаэля и древнегреческие скульптуры.


Гвидо Рени. Аврора (Аполлон на своей колеснице следует за Авророй), 1614. Фреска. Палаццо Паллавичини-Роспильози, Рим

Большое полотно, недавно отреставрированное, предоставлено музеем Прадо, чья собственная выставка, посвященная Рени, пройдёт следующей весной (28 марта - 9 июля 2023 года). На ней будут представлены около 30 основных работ с франкфуртской выставки.


Гвидо Рени. Аталанта и Гиппомен, 1618-1620. Холст, масло. Прадо, Мадрид

Между тем, центральной картиной выставки стала работа "Аллегория союза рисунка и живописи": красивый юноша, представляющий рисование, смотрит в глаза прекрасно украшенной девы, олицетворяющей живопись.


Гвидо Рени. Аллегория союза рисунка и живописи, 1620. Холст, масло. Лувр, Париж



Гвидо Рени. Иосиф и жена Потифара, 1630. Холст, масло. Музей Гетти, Лос-Анжелес



Гвидо Рени. Вакх и Ариадна, около 1614-16. Холст, масло. Los Angeles, Los Angeles County Museum of Art

Следующая картина представляет момент, когда апостол Павел, ранее называемый Савлом, упал с лошади по пути в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, и обратился в новую религию.


Гвидо Рени. Обращение Саула, 1615-1620. Холст, масло. Королевский монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал



Гвидо Рени. Вознесение Богородицы, 1598-1599. Холст, масло. Франкфурт, музей Штеделя



Гвидо Рени. Христос у колонны, ок. 1604. Холст, масло. Музей Штеделя

Среди новых открытий "Давид с головой Голиафа", недавно расчищенная картина из французского Музея изящных искусств в Орлеане. По мнению куратора выставки, она должна рассматриваться как ещё одна авторская версия и, возможно, более ранняя, чем версия в Лувре, которая долгое время считалась первой.


Гвидо Рени.

Давид с головой Голиафа, 1605/06. Холст, масло. Орлеан, музей изящных искусств

На выставке также представлены такие работы, как "Этюд головы Христа", взятый во временное пользование из Королевской коллекции в Виндзорском замке.


Гвидо Рени. Этюд головы Христа, 1620. Бумага, карандаш. Королевской коллекции в Виндзорском замке



Гвидо Рени. Благовещение, ок. 1624. Холст, масло. Лувр, Париж



Гвидо Рени. Кающаяся Магдалина, ок. 1635. Холст, масло. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

"Непорочное зачатие" предоставлено на время выставки нью-йоркским Метрополитен-музеем.


Гвидо Рени. Непорочное зачатие, 1627. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк



Гвидо Рени. Мария

В 1635 году Гвидо Рени нарисовал фреску с изображением Архангела Михаила для римской церкви Санта-Мария-делла Консеционе деи Капучини. Работа над ней продолжалась пять лет, а когда была завершена, в народе стали ходить странные слухи. Говорили, что у сатаны, который лежит поверженный у ног Михаила, лицо кардинала Джованни Баттисты Памфиля.


Гвидо Рени. Архангел Михаил и дьявол, 1636. Холст, масло. Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим



Гвидо Рени. Крещение Христа, 1623. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена



Гвидо Рени. Иоанн Креститель на лоне природы, 1636–1637. Холст, масло. Далиджская картинная галерея, Лондон.

Гвидо Рени был настоящим перфекционистом. В поисках идеала он рисовал образ Клеопатры семь раз. В течение двух десятилетий Гвидо Рени неустанно изобретал сцену, предшествующую смерти царицы. Иногда он синтезировал образы: например, брал нижнюю часть из более ранней работы, драпировку из третьей версии, а выражение лица из четвертой.


Гвидо Рени. Самоубийство Клеопатры, 1625-1626. Холст, масло. 

В Эрмитаже имеется несколько картин Рени: "Спор отцов церкви о христианском догмате Непорочного зачатия", "Святой Иосиф с младенцем Христом на руках", "Раскаяние апостола Петра", "Святой Иероним", "Юность Девы Марии". Картины Гвидо Рени есть также в собраниях ГМИИ имени А.С. Пушкина, Пермской художественной галереи, Смоленской художественной галереи. В Историко-литературном государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина имеется картина Гвидо Рени "Скорбящая Богоматерь"