Они утонули

 

Интервью нашего премьер-министра Ларри Кингу вызвало массу расстройств и разочарований, так что даже писать о нем не захотелось. Жаль, что короткое. Жаль, что через видеосвязь, без личного контакта глаза в глаза. Но больше всего жаль, что Владимир Путин побеседовал с Кингом 2 декабря, а не через три дня, когда в Тихий океан упали три спутника ГЛОНАСС. В таком случае премьер мог бы с чистым сердцем произнести: «Они утонули».

Не успела ракетная отрасль объявить безутешный траур по безнадежно затопленным миллиардам рублей, как куратор оборонной отрасли, вице-премьер Сергей Иванов поспешил всех успокоить: ГЛОНАССы, оказывается, были застрахованы. Возникает закономерный вопрос, какая же несчастная компания теперь будет возмещать непредвиденные убытки? «Росно» попало, как в старой рекламе? Или государство само у себя спутники застраховало, а теперь из правого кармана переложит в левый кругленькую сумму? В последней версии заставляет сомневаться только тот факт, что по меркам этих солидных людей $600 млн – деньги не очень серьезные. Кроме того, даже если распил имел место быть, то, судя по всему, одного важного участника явно забыли предупредить: недаром ведь Дмитрий Медведев распорядился проследить, как все это время расходовались средства на создание орбитальной группировки. 

Впрочем, дело здесь даже не в деньгах.

В океанском иле лежит нечто большее, чем миллиарды рублей, там увязла национальная гордость, венец отечественной технической мысли, надежда российской оборонки. Мы с завистью следили за планами Америки по размещению оружия в космосе, и как раз в тот момент, когда президент в послании к Федеральному собранию намекнул на такую возможность и для России тоже, произошел печальный казус. Хочется плакать от обиды, если вспомнить вдобавок еще и истории с тестовыми запусками ракеты «Булава». Раз за разом военное командование с каменным лицом сообщает информагентствам, что «испытание прошло в штатном режиме», что на человеческом языке означает «все поломалось». 

Имеет ли смысл стране заявлять всему миру об амбициозных планах по строительству собственной Кремниевой долины, если у нее спутники с подлодками тонут, а ракеты не летят? На ум приходит горький анекдот о нашем «везении», где русский умудрился в комнате два на два один чугунный шар случайно сломать, а другой потерять.