Национальные краски российского Ислама
На модерации
Отложенный
Считаете ли Вы себя активным участником жизни российской уммы? Если да, то попробуйте ответить на следующие вопросы. Стоит ли создавать в нашей стране этномечети? Как уберечь верующих от радикализации? В чем состоит основа даавата и как избежать ошибок, делая призыв? Кто сможет вернуть российской умме запрещенную книгу «Личность мусульманина»?
Эти и многие другие вопросы обсуждались в субботу, 4 декабря, в Саратове в ходе межрегиональной конференции “Ислам в современном российском обществе. Перспективы межконфессионального и межкультурного диалога”, организованной Духовным управлением мусульман Поволжья при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Для участия в работе мероприятия приехали гости со всех уголков страны и даже из-за рубежа: глава комитета по тренингу Международного центра “Аль-Васатыйа” в Кувейте доктор Салим аль-Баянуни, муфтий Мордовии Рашид-хазрат Халиков, руководитель пензенской общественно-просветительской организации “Радуга” Рашид-хаджи Куряев, председатель президиума Московской коллегии адвокатов “Солидарность” Расул Кубанов, директор республиканского межконфессионального клуба “Согласие” КБР Хаджимурат Хакуашев, проректор по научной работе Российского исламского университета (РИУ) Рустам-хазрат Батров, председатель мордовского “Исламского молодежного центра” Марат Салимов и др.
Первая половина дня была посвящена докладам по тем или иным проблемам, обусловленным тематикой мероприятия, которые заслушали участники конференции. Однако наиболее продуктивная и насыщенная часть встречи пришлась на вечер – в конференц-зале саратовского Исламского комплекса верующие собрались за «круглым столом».
Работа его началась с того, что каждый из присутствовавших гостей рассказал о задачах представляемой им организации, озвучил пути их решения и поделился мнением относительно участия верующих в жизни общества.
Отбросив самокритику
Так, Рустам-хазрат Батров сообщил, что руководство РИУ в ближайшем будущем намерено увеличить число студентов до 1000 человек, а также продолжить внедрять новые специальности. Недавно в учебном заведении появилась специальность лингвистика, а в ближайшем будущем планируется также обучать студентов исламской экономике и журналистике. «То есть одна из наших целей – это подготовка, формирование мусульманской интеллигенции», - рассказал он, отметив, что с религиозными кадрами проблема более-менее решена.
Хаджимурат Хакуашев в свою очередь рассказал о проекте «Куначество», курируемом организацией «Согласие», в котором участвуют молодые люди – жители Кабардино-Балкарской республики. Представители разных национальностей в течение нескольких дней живут друг у друга, знакомятся с традициями, бытом. Этот проект, в котором в первый раз участвовало 27 человек, поддержало министерство по делам молодежи КБР, однако затем его свели на «нет» из-за недостатка бюджетных средств. В следующем году активисты «Согласия» намерены вдохнуть в проект новую жизнь. «Куначество - это традиция наших отцов и братьев, оно не нами придумано. Мы постараемся транслировать наш опыт и в другие регионы, в первую очередь, северокавказские», - добавил Хаджимурат Хакуашев.
Более глобальный вопрос – воспитания человека в Исламе – затронул Расул Кубанов, предложив организовать по всей России на местах сеть культурно-просветительских центров, которые бы и занимались воспитанием личности. «Они могут находиться в каждом районном центре региона. Там бы проводилась проповедническая деятельность по горизонтали, то есть непосредственно с населением», - поделился своими идеями представитель коллегии адвокатов.
В связи с этим он остановился и на другой проблеме – адаптации приезжающих после обучения в зарубежных странах выпускников. «Человек приезжает, отучившись 10-15 лет, и видит совершенно другое общество, другие нравы и не может найти подходящие методы, чтобы вести работу», - объяснил Расул Кубанов. Поэтому, по его мнению, необходимы так называемые адаптационные центры, которые занимались бы такими выпускниками. «Иногда мы слышим от религиозных деятелей – вот, студенты отучились и приехали в Россию ваххабистами, экстремистами. Но никто не желает заниматься с этими людьми! А ведь у них есть исламское образование, и значит, они могут принести пользу обществу», - считает адвокат. Их социализацию и интеграцию в современное российское общество можно было бы проводить в созданных культурно-просветительских центрах.
На ремарку коллег о том, что, по сути, таким центрами на сегодня в России являются духовные управления, Расул Кубанов возразил, обратив внимание, что такие активно работающие управления - скорее исключение, чем правило. «У нас свыше 80 регионов в стране, где довольно удручающее положение. Что касается таких культурно-просветительских центров, то нашим управлениям стоит подумать о том, чтобы иметь хорошие общественные крылья, которые сопутствовали работе управления и служили ему опорой и поддержкой».
Тему чуждых идеологий, привозимых в Россию выпускниками каких-либо учебных заведений в арабских странах, продолжил доктор Салим аль-Баянуни. По его мнению, для того, чтобы избежать радикализации студентов зарубежом, во-первых, необходимо правильно выбрать учебное заведение, куда отправляются учиться россияне, а во-вторых, не ограничивать человека учебой в одном университете, направляя в различные арабские страны. Тогда студент будет понимать, что существуют различные школы и взгляды на Ислам.
Говоря о целях ДУМ Мордовии, муфтий Рашид-хазрат Халиков высказал намерение построить мечети во всех селах, где проживают мусульмане. Кроме того, он посетовал и на то, что в регионе нет и медресе. Также муфтий пожелал Расулу Кубанову воспитать в каждом регионе таких же достойных мусульманских адвокатов и юристов. «У нас большая проблема с литературой. Каждый месяц или полгода мы узнаем, что запрещаются исламские книги. Если бы во всех регионах были хорошие юристы, которые могут отстаиваться интересы мусульман, это принесло бы большую пользу», - полагает духовный лидер мусульман Мордовии.
Действительно, прецедентов, когда бы вновь разрешалось распространение и хранение ранее запрещенных книг, в России еще не было. Не считая двух случаевпрошедшей зимой, когда адвокаты, оперативно среагировав, не допустили запрета исламской литературы.
Не осталась без внимания и тема даавата, которую поднял активист Духовного управления мусульман Саратовской области Азамат Исмаилов.
Он отметил, что зачастую мусульмане занимаются самобичеванием, критикуя себя, отыскивая слабые места в Ибадате (поклонении) и начиная оправдываться в ответ на «наезды» со стороны исламофобов и некорректных СМИ. Но таким способом, к сожалению, невозможно добиться того, чтобы немусульмане услышали мусульман и увидели все прелести религии Ислам. «Это тупиковый путь. В межконфессиональном диалоге мы должны говорить про то, что чем мы можем похвастаться. Мы сможем впечатлить немусульман нашим хорошим отношением с женами, детьми, соседями. Если наши сделки будут честнее, а продукты лучше и полезнее. А для этого мы должны стать крепкими мусульманами», - считает он.
Обсуждая данные вопросы, выступающие также обратили внимание на проблему патриотизма российских мусульман. По мнению участников конференции, на сегодня, к сожалению, немало верующих, которые не считают себя россиянами, несмотря на то, что понятия «мусульманин» и «россиянин» абсолютно не противоречат друг другу. Патриотизм, сошлись во мнении присутствующие, – это не значит, что ты соглашаешься с позицией государственной власти, это значит, что ты проявляешь любовь к своей Родине. И это Сунна.
«Что же это такое? Возврат к язычеству?»
Если первая часть работы «круглого стола» прошла в спокойной атмосфере, то при обсуждении вопроса самоидентичности российских мусульман разгорелся нешуточный спор. Рустам-хазрат Батров высказал мнение, что мечети необходимо разделять по этническому признаку. Эту идею в Татарстане впервые озвучил Валиулла Якупов, заместитель муфтия республики.
«Сегодня у нас на пустом месте создается внутримусульманский конфликт», - начал свое выступление Рустам-хазрат. В Центральную Россию приезжают представители разных национальностей, приходят в мечеть. Татары, которые ее построили, хотят, чтобы проповедь шла на татарском языке. Приезжие просят вести ее на русском. «Один из способов решения проблемы – мечеть должна стать центром не только религиозной, но и национальной жизни различных диаспор», - пояснил он, приведя в пример опыт европейских стран, где действуют арабские, турецкие и т.д. мечети.
Проректор РИУ сравнил такой набор мечетей с газетами, когда в одном издании, как правило, не присутствуют все возможные точки зрения по тому или иному вопросу, но каждая газета продвигает свою определенную идеологию. В итоге мы имеем «винегрет» из разных точек зрения. Аналогично, этнически ориентированные храмы позволят людям, по мнению Рустама Батрова, сохранять связь со своей историей и культурой и не забыть язык.
При этом он отметил, что установки читать проповеди только на татарском языке в Татарстане еще не было. «Это раздула желтая пресса в лице «Ислам.Ru», - отозвался нелестно о самом популярном исламском новостном ресурсе в Интернете Рустам Батров.
Представитель центра «Аль-Васатыйя» доктор Салим аль-Баянуни категорически не согласился с доводами проректора РИУ, отметив, что мечеть придумана для того, чтобы объединять всех мусульман независимо от их языка и национальности, а не наоборот: «Религия – это вершина всего, национальности находятся под ней». Он привел случай из истории жизни Пророка Мухаммада (мир ему), когда посланник Аллаха увидел ссорящихся на почве национализма своих сподвижников и сказал: «О мусульмане! Побойтесь Бога! Что же это такое? Возврат к язычеству? И это когда я среди вас нахожусь, после того, как Аллах указал вам путь к Исламу». «Мечеть «для каждой нации» – это возврат к такого рода розням. Нельзя сравнивать газеты с мечетями, которые выполняют высшую миссию», - обратил внимание Салим аль-Баянуни.
Идею создания таких мечетей нельзя однозначно ни поддержать, ни раскритиковать, считает в свою очередь Расул Кубанов, поскольку в различных регионах России есть моноэтнические села, где проповеди читаются на национальном языке, что вполне логично. Совсем другая ситуация в мегаполисах, где проживают представители многих народов. «У нас для этого есть государственный язык – русский, никто же не сопротивляется, если мы решаем деловые вопросы, говоря на русском», - подчеркнул он.
Рустам-хазрат высказал опасения, что при смешении прихожан «власть» в мечетях, построенных татарами, могут «захватить» представители других национальностей, а затем вытеснить хозяев из храмов.
С этим в корне не согласился один из участников конференции, заместитель муфтия по общественным отношениям Саратовской области Ахмед-хаджи Махметов: «Я не понимаю, как татары вообще могут бояться потерять свое лидерство в исламском российском сообществе? – обратился он к оппоненту. - Мы же не в Европе. Мы все живем на своей земле. Не дай Аллах нам обложиться таким национальным частоколом вокруг мечетей и вывесить национальные флаги. Что тогда будет? Мы потеряем свою молодежь».
Доктор Нидаль эль-Хих, преподаватель саратовского медресе «Шейх Саид» в связи с этим отметил, что «не бывает ни арабского, ни чеченского, ни татарского Ислама – это мы пытаемся придать ему национальные краски. Стратегически неверное решение, серьезная ошибка – разделять мусульман по нации, что рано или поздно приведет к столкновениям. Если мы призываем немусульман уважать нас и принимать наши права как меньшинства, то внутри своей общины мы должны использовать те же принципы», - отметил он.
В защиту Рустама-хазрата Батрова высказался модератор «круглого стола» Марат Салимов, отметив, что Татарстан является особенным регионом, поскольку там проводится целенаправленная политика по развитию Ислама. Однако власти оказывают поддержку не бескорыстно, а взамен на популяризацию татарского самосознания среди прихожан.
В свою очередь столь резкую реакцию саратовских мусульман на предложение Рустама Батрова и ревностное отстаивание необходимости многонациональных мечетей объяснил Азамат Исмаилов: «Пожалуй, наше Духовное управление, наша мечеть благодаря Мукаддас-хазрату Бибарсову, – одна из немногих, где не мононациональный состав».
Черту в этой дискуссии подвел сам муфтий Мукаддас Бибарсов, высказав мнение, что, сколько бы ни обсуждался данный вопрос, этномечетей в России не будет никогда, иначе их появление приведет к гибели народа. «Мое глубочайшее убеждение, что проблему российской самоидентичности такими этнически ориентированными мечетями мы не решим», - отметил он. Человек любой национальности должен прийти в мечеть и ощущать себя там как дома, понимать, что он и его братья по вере – это единое целое.
Комментарии
В итоге получается 2-3-4 реально существующие и взаимодействующие общины, тогда как при российских мечетях это часто колхоз, где в итоге сама мечеть все равно разделяется на две половины, как в Исторической или было в Соборной в Москве.
Думаю, при естественном ходе развития российская умма со временем будет активнее использовать западную, плюралистичную модель "уммастроительства".
Наш Пророк(да благословит и приветствует его Аллах!) сказал нам, своей общине: Не вступайте в разногласия. Все, кто был до вас и вступал в разногласия, сгинул». Поэтому если мы не хотим сгинуть, подобно тем пропавшим общинам, мы не должны вступать в разногласия. Наши имамы могут проводить хутбы на татарском и русском языках.Я думаю это не составит им труда, зато все будут довольны. Что скрывать,ведь даже среди татар не все знают свой язык.