Народ и партия едины. Пока – против НАТО и США
Российские социологи из НИУ ВШЭ и заграничные (Гамильтон-колледж и Университет Мичигана) опубликовали данные большого исследования на предмет политических симпатий россиян, которое длилось аж с 1993 года. Опрашивалась элита – наши чиновники, депутаты, бизнесмены, спецслужбисты.
Заключение одного из авторов исследования, социолога Эдуарда Панарина, таково:
«Сторонников Советского Союза, даже в реформированном виде, у нас все меньше и меньше: сейчас их доля около 20 процентов. Число сторонников либеральной западной демократии остается стабильным – около 15-20 процентов. А вот поддержка политической системы в ее нынешнем виде постоянно растет, сейчас ее сторонников более 40 процентов. Если посмотреть, как голосуют россияне на выборах, результаты распределяются схожим образом, в этом смысле наши элиты вполне соответствуют остальному обществу».
Еще Панарин отметил, что именно антиамериканизм позволяет сплотить наше разнородное общество.
А этнонационализм находится в обратной зависимости от антиамериканизма: чем выше наша нелюбовь к США ми НАТО, тем меньше наше недовольство согражданами другой национальности.
Элита выбрала путь пресечения этнонационализма, устранения его из политики. Антиамериканизм в этой ситуации позволяет формировать другое, неэтническое единство.
Ничего удивительного в такой ситуации я не вижу. Государство – это институт, образованный для взаимодействия с соседями. Естественно, что наличие врага укрепляет внутренние связи в государстве: во время шторма людям, сидящим в одной лодке, лучше не ссорится, а помогать друг другу, то есть себе.
Но проблема в том, что за время этого крайне выгодного для государства противостояния с внешним миром желательно выстроить крепкие внутренние взаимосвязи. И главное – производственно-экономического, а не только военного и властного характера.
Иначе по окончанию острой фазы конфронтации с американцами, особенно если одновременно наступит политическая оттепель, мы все опять передеремся.
Удержать государство от распада сможет только торгово-экономическое единство – когда, скажем, та же капуста и картошка из Рязани будут приниматься теми же Ашанами хотя бы не хуже, чем товар из Турции, Египта и Израиля.
Но пока народ и партия более-менее едины: 20% за реинкарнацию СССР, 15-20 – за западные образцы, 40% – за то, что есть. При этом даже если настоящий электорат Путина – 40%, это все равно большинство, которое вполне устраивает нынешний курс.
И даже не просто устраивает – радует. Вызывает энтузиазм.
То есть никакого советского ренессанса – к прискорбию одних и к ликованию других – в обозримом будущем не ожидается. И вопрос «Куда ж нам плыть?» остается открытым. Поскольку все нынешние скрепы – не декларативные, а действительные – держатся сугубо на противостоянии с Западом и борьбе с демонизируемыми «трудностями».
Какого ж либо объединяющего нацию позитива, способного примирить обобранное большинство с обирающим его меньшинством, включая властную элиту с олигархами – так и не найдено. Кремль вроде ищет этот позитив – но в неком алхимическом ключе: менять не жизнь, которая явно несправедлива, а отношение к ней несчастных граждан. Мол «Бог терпел – и нам велел», «олигархи тоже плачут», «терпите – и Медведеву, и Грефу, вон даже обрядившемуся в тоги инвалида, тоже нелегко!»
К чему в конечном счете приведет вся эта алхимия – как говорится, вскрытие покажет.
Источник: http://publizist.ru/blogs/4796/15974/-