Плюс и минус. Два вечных полюса.
Два всего лишь. Почти пустяк.
Но из них вырастают, борются
Ложь и истина. Свет и мрак.
Ликование, страха гиканье,
Злая ненависть и, как бой,
Обнимающая вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус.
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце -
Абсолютная пустота...
В 1973 г. на Международной выставке научно-фантастической живописи "Космос завтрашнего дня" жюри под председательством космонавта-художника А.Леонова присудило молодому художнику Геннадию Голобокову диплом I степени. Одну за другой получает он первые премии в конкурсах: "Мир завтрашнего дня", "Мир 2000 года", "Сибирь завтра", "Время - Пространство - Человек". Потоком идут восхищенные отзывы посетителей, космонавтов, ученых, художников, тысяч простых людей. Пишут восхищенные статьи газеты и журналы.
О Голобокове говорят как о первооткрывателе направления "психологической фантастики" в живописи, главная тема творчества которого - психология людей будущего. Картины Голобокова вовсе не идеальны, но в них есть удивительная жизненная сила и нравственная цельность. В героях картин было то, что хотели видеть советские люди в своих потомках, следющую ступень развития людей недалекого будущего – одухотворенность, воля, ответственность, нравственная чистота, неброское, но несгибаемое чувство долга, презрение к смерти. Люди словно видели в них героев книг Ефремова, Богданова, Стругацких...
Г. Голобоков. Чаша Огня.
Никто из жюри не знал про то, что Геннадий Голобоков практически полностью парализованный инвалид 1-й группы: на этом настаивал сам художник, он не хотел никаких скидок себе, никакой жалости. Он в честном состязании победил всех, у которых было все нормально с руками, кто мог сесть без чужой помощи, для кого не было проблемой передвинуть холст и поехать в другой город на выставку.
Г. Голобоков. Заоблачный Скульптор.
Картины Голобокова выставляются в Москве, Киеве, Горьком, Праге, Будапеште, Варшаве, Братиславе, Лиссабоне, Улан-Баторе, даже на Мадагаскаре и в Лаосе... Две картины покупает американский космический центр в Хьюстоне.
Друзьями художника стали многие советские космонавты, ученые, художники, писатели, журналисты. Он получал тысячи писем от незнакомых людей.
Г. Голобоков. Реквием.
О нем писали и местные и центральные газеты, вереницей шли люди - знакомые и незнакомые люди, как они говорили, чтобы взглянуть на главное произведение Художника - его жизнь. Какая страна и идеалы, такие и герои. Это была суть СССР, его душа, каким он планировался по своей сути...
Г. Голобоков. Земля и Космос.
Он никогда не был официозным художником, скорее наоборот. Образы Голобокова вызывали горячий отклик «снизу». Его поддерживал и писал о нем самый крупный технократическо-футуристический журнал страны - «Техника-Молодежи», он участвовал в футуристических выставках, которые не очень любила партийная элита, но которые продвигали технократы – ученые, космонавты, фантасты, писатели, увлекающаяся молодежь... Выродившаяся партийная верхушка была тогда занята другими проблемами – «разрядкой международной напряженности» («лишь бы не было войны») и подготовкой страны к сдаче. Можно без преувеличения сказать, что настоящими выразителями идеалов русских большевиков были как раз творцы - голобковы и люди их поддерживающие, а вовсе не сброд с партбилетами в кармане. А лучшая часть народа... лучшая часть мечтала об Обществе Будущего. СССР, которым он должен был стать.
Г. Голобоков. Земная Белка.
Геннадий Голобоков родился в 1935 году в деревне Малая Быковка Саратовской области. Все как и у всех – тяжелая работа на селе во время Войны, когда мужчины ушли на фронт, а 8-летний пацаненок считался почти взрослым. Потом – возрождение страны от послевоенной разрухи. Но тяжелый труд не был надрывным, была мечта, надежда и ясный путь в будущее. Как и миллионы советских мальчишек, с детства Геннадий мечтал о космосе, тогда он решил стать астрофизиком. Обычный деревенский мальчишка в СССР имел возможность читать и учиться – была сельская библиотека с книгами и журналами, хорошая школа в селе, о которой до и после СССР нельзя и мечтать. Сельская библиотека, заполненная книгами – он начинал с научной фантастики, журнала «Техника-Молодежи», переходя ко все более серьезным работам по физике, астрономии, математике. По ночам Геннадий тайком от всех рисовал, писал стихи, вырезал из дерева и лепил из глины русских богатырей. Таким путем шли многие и многие тысячи советских детишек, которые стали потом учеными, инженерами, военными, художниками... СССР был ориентирован на развитие человеческих талантов, которое давало неведомое человеку-потребителю ощущение счастья.
Но в 16 лет в один миг разделил его жизнь на «до» и «после» - ныряя в реку с высокого берега, Геннадий ударился о дно и сломал позвоночник. Врачи спасли ему жизнь, но приговор консилиума был однозначен: паралич, полная неподвижность, надежды на выздоровление нет, но 2-3 десятка лет при надлежащем уходе прожить возможно... Можете представить себе отчаяние мальчишки, внезапное одиночество, все, что доступно было всем другим людям, стало для него навсегда невозможным – семья, простая человеческая работа...
Представьте себе судьбу такого парнишки в теперяшней «россиянии»...
А тогда все было по-иному, по-человечески. Геннадий закончил среднюю школу – в СССР для этого были созданы все условия, учителя приходили к нему на дом, там же он сдавал экзамены. Получал пенсию, вполне достаточную, чтобы нормально жить. Матери без проблем давали отпуска для ухода за парализованным сыном.
Г. Голобоков. Приговор.
Примерами парализованного мальчишки были советские герои, силой человеческого духа победившие болезнь и немощь - летчик, летавший без ног, слепой парализованный писатель, солдат, восстановивший подвижность руки с перебитым нервом... Какова страна, таковы и герои.
Ежедневное, предельное напряжение всех сил: специально разработанная Геннадием гимнастика, многочасовые попытки рисовать снова и снова, упражнения в концентрации, чтение, работа над собой. Через несколько лет парень научился ограниченно двигать руками. Мать грунтовала для него метровые холсты, которые он ставил себе на грудь, и лежа начинал писать, зажав кисть между навсегда судорожно сжатыми пальцами. Дотянуться до середины холста он уже не мог и заканчивал картину в перевернутом положении, лежа на спине. Иногда мелкие детали прописывал, зажав кисть зубами. Первые картины были до боли неудачными, но он продолжал работать.
Судьба отняла у него все, кроме мужества, воли и таланта, развитию которых, как был уверен Геннадий Голобоков, нет предела.
Через 6 лет, в 1958 году, Геннадий заканчивает живописное отделение Заочного народного университета искусств в Москве, начинает начинает участвовать во всесоюзных выставках самодеятельных художников, соревнуясь со здоровыми людьми. Так проходит 10 лет, в 1967 году он становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. И так же никто из жюри не знал про его недуг – художник не хотел никаких скидок на свою болезнь. А еще через 7 лет к нему пришло всесоюзное и всемирное признание. Трудно представить, какой ценой доставались ему эти победы.
Г. Голобоков. Прощание.
В СССР Героем был Победитель - человек, силой своего духа совершивший невозможное, Человек – творец и созидатель. Этим идеалам Геннадий Голобоков отвечал полностью. Это сейчас всякая ничтожная сволочь с продажной душонкой пытается всем рассказывать, что в СССР жили рабы и серости. Это сейчас из людей хотят сделать рабов и трусов – примеров по телевидению и в газетах предостаточно. А тогда у всей страны были совсем другие примеры - знала не только о Героях войны, Герои труда, Герои духа. Люди, победившие страх, лень, отчаяние... Ничтожества, которые сейчас тявкают на великую страну были и есть по сравнению с теми героями теми, кем они и являются – мразью и ничтожествами. И они это знали и поэтому заходятся животной ненавистью сейчас.
Геннадий Голобоков. Май 1978
С каждым годом в Геннадии все сильнее разгорался талант подлинной жизни. Он знает, что с такими травмами, как у него, долгожителей не бывает и работает с предельным напряжением, которое сложно вынести даже полностью здоровому человеку: с раннего утра - специальная гимнастика, несколько часов живописи, чтение, беседы с вереницами людей, споры об искусстве, о смысле жизни и никогда - никаких просьб, а далеко за полночь, работа над очередным стихотворением.
Г. Голобоков. Сибирь Завтра, БАМ.
Окно в сад и веранда, на которую его изредка выносили, телевизор, радиоприемник у изголовья, стопки книг, грампластинок и свежих журналов, более всего из которых он любил "Технику - молодежи", журнал молодой мечты. Благодаря ему он стал художником-фантастом, посвятив себя изображению мечты завтрашнего дня.
К нему нередко приходят за советом изверившиеся, запутавшиеся в себе– несостоявшиеся поэты, художники, писатели - интеллигенты-нытики... Смертельно больной телом, но духовно здоровый художник лечил физически здоровых духовных инвалидов.
Г. Голобоков. Друзья.
Люди говорили, что с годами его лицо становилось все более красивым, мудрым и одухотворенным. Самым главным и самым лучшим событием человеческой истории Геннадий Голобоков считал Октябрьскую Революцию и создание СССР – предтечи общества Будущего.
Русь... Россия... Слова короткие,
Но с аккордом созвучных слов
Наплывает, льется потоками
Светлой музыки вечный зов.
С этим зовом вдыхаю зори я,
Пью березы пьянящий сок,
А из желтых страниц истории
Выбираю один листок.
А на той странице истории
Трубной музыкой Октября,
Как могучая оратория,
Загремели вдруг якоря.
Перед солнечными причалами
Еще встретятся горы зла,
Но, шумя парусами алыми,
Новым курсом плывет Земля.
Г. Голобоков.
Художник много общался с космонавтами, учеными, конструкторами космических кораблей. Он знал о советских проектах образования оазисов в Заполярье при помощи огромных отражающих зеркал и не сомневался, что для Общества Будущего нет практически ничего невозможного.
Г. Голобоков. В Парке за 75 параллелью
Геннадий очень много читает и знает, он изучает все ему доступное о развитии человеческих способностей. Считает, что нет предела развития человеческому Духу, что люди Будущего будут не только физически совершенными, но и со временем овладеют телепатией, будут управлять энергиями своего организма, например, своей волей и энергией они смогут управлять таким таинственным созданием, как шаровая молния. Полушутя говорил, что ковер-самолет – это «воспоминание о будущем», когда люди подчинят гравитацию.
Г. Голобоков. Танец с Молнией.
Г. Голобоков. Ковер-Самолет.
В мае 1978 года Художник умирает в самом расцвете своего таланта. Когда он умер, тысячи людей, лично знающих его, не хотели верить - так прочно его образ запечатлелся в памяти множества людей, вошел в их жизнь. Обреченный на неподвижность и скорую смерть человек просто заражал других радостью, любовью и оптимизмом. Остались около 200 работ, которые парализованный художник написал за 26 лет, сотни рисунков и набросков и еще стихи...
Плюс и минус. Два вечных полюса.
Два всего лишь. Почти пустяк.
Но из них вырастают, борются
Ложь и истина. Свет и мрак.
Ликование, страха гиканье,
Злая ненависть и, как бой,
Обнимающая вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус.
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце -
Абсолютная пустота...
Однако сейчас в силе совсем другие «герои». То, каким стал «Мир 2000 года» не могло пригрезиться в самом бредовом кошмаре. Выкачивается за рубеж все что можно из «Сибири третьего тысячелетия». Кажется, что вообще невозможно было естественное ощущение того, что «завтра будет лучше, чем вчера», с которым жили люди в СССР... «Бывали хуже времена, но не было подлей», где уж тут место для таких картин.
Сейчас картины художника почти забыты, это не удивительно, любые произведения популярны, только до тех пор, пока в обществе жива аура идей, которая в них отражена. В этом и есть истинная жизнь художника. Когда умирают идеи, умирает и он. Но бывает и так, что художник, поэт и писатель не умирают, а только засыпают на время, вновь возрождаясь, когда возрождаются в обществе идеи, их вдохновлявшие.
Одна из статей о Художнике пророчески называлась «Мост над двумя временами». Сейчас, после убийства великой страны все это представляется совсем по-другому, чем казалось тогда: после великой попытки СССР построить справедливое общество идет обрыв, черная пропасть, ведущая «в никуда», в ничто, а над ней протягивается мост к Будущему. Все мы оказались в этой страшной пропасти подлого безвременья и самого гнусного предательства. Даже страшно оценить глубину падения.
Но над всем этим идет светящийся мост – в то Будущее, которое будет миром, несравненно лучшим, чем мы имеем сейчас. Для возведения моста нужно как минимум две точки опоры и одна из них – это опыт СССР и мечты лучших людей. Мечта – это воображаемая общая модель человеческого будущего. Мечты лучших людей сбудутся, но всего лишь чуть позже по историческим меркам.
Вторая точка опоры - наше будущее будет строиться на опыте нашего недавнего прошлого.
Время придет.
Г. Голобоков. Труженики Космоса.
Г. Голобоков. Прощание с Землей.
Г. Голобоков. За мгновение до посадки.
Павел Краснов
Обсудить на блоге
Ссылки по теме. Космические работы Соколова и Леонова:
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая Часть
СССР Которого не Было в Работах Советских Художников Ч.1 Люди Грядущей Планеты
Москва-Лунапорт
По материалам статей.
Статьи о Г.Голобокове:
Через тернии к звездам! Знакомьтесь – поэт и художник Геннадий Голобоков.
Техника-молодежи.- 1973.- № 5.- С. 6-7
Через тернии к звездам!. В. Алябьев, 1979
Техника-молодежи.- 1979.- № 8.- С. 8-9. http://fandom.rusf.ru/about_fan/alyabev_1.htm
Пожизненное мужество Таланта. В. Дмитриев, 1978
Техника-молодежи.- 1978.- № 10.- С. 45-47. http://fandom.rusf.ru/about_fan/dmitriev_3.htm
Сыны Великих Революций. Техника-молодежи.- 1975.- № 3.- С. 12-13.
Во имя Человека. И. Панов, 1976
Техника-молодежи.- 1976.- № 11.- С. 8-9 http://fandom.rusf.ru/about_fan/papanov_1.htm
Мост над двумя временами. В. Козьмин, 1974
Техника-молодежи.- 1974. № 3.- С. 16-17. http://fandom.rusf.ru/about_fan/kozmin_12.htm
|
Комментарии