Новый иллюзион

18:03 26 ноября  6

НОВЫЙ ИЛЛЮЗИОН

Вышедший две недели назад на мировые экраны фантастический фильм канадского режиссера Дени Вильнёва «Прибытие» уже успел сделать хорошие сборы в мире и получить положительные отзывы критиков. Фильм относится к категории так называемой «умной фантастики» вроде «Интерстеллара» или «Соляриса», когда фантастические события и эффекты не являются самоцелью, а призваны подчеркнуть и донести основную идею фильма.

Забегая вперед, сразу скажу, что фильм с художественной точки зрения получился очень хорошим, действительно интересным, умным и даже гуманистическим и добрым, если бы не острый политический подтекст. Увы, этот подтекст во многом перечеркивает художественные достоинства фильма, превращая его в средство американской пропаганды и «мягкой силы».
Вообще, фантастика всегда делилась на две основные категории и отражала прямо противоположные настроения – первая категория связывала с будущим свои надежды и ждала решения всех проблем, показывая будущее прекрасным, а вторая рисовала будущее как апокалипсис и конец всего живого или, в лучшем случае, антиутопию, где ко всем недостаткам и проблемам сегодняшнего мира добавляются новые.
В Советском Союзе научная фантастика была по праву любима самыми разными слоями зрителей – от интеллигенции, строившей самолеты и рассчитывавшей траектории спутников, до школьников, обожавших космические приключения. Фантастика не связана рамками реальности, не ограничена временем, пространством, законами физики, а только лишь фантазией автора и бюджетами, если говорить о кинематографе. И с тем, и с другим в СССР все было в порядке – многие книги советских фантастов стали классикой, а кинопроизводство в СССР было весьма затратным, и уж если сценарий утверждался худсоветом, то денег на его воплощение не жалели. Поэтому фильмы, которые я помню с детства, были выполнены на уровне лучших мировых образцов и с точки зрения игры актеров, и с точки зрения спецэффектов.
Во времена противостояния и соревнования двух держав, в том числе и в технических достижениях, когда научная мысль ценилась во всем мире, научная фантастика была одним из самых востребованных жанров в кино и литературе. Советская фантастика принципиально отличалась от западной не только тем, что в ней приключения духа были также важны, как и приключения тела, но и, прежде всего, образом будущего.
В западной фантастике всегда страх перед будущим, пришельцами и вообще чем-то высокоразвитым, а значит и более сильным, был на первом месте. Будущее для них – то же настоящее, только еще хуже, где людей угнетает не только капитал, но и машины, а пришельцы почти всегда монстры, явившиеся истребить или колонизировать людей. Лучше всего это выражено в словах министра обороны США из фильма «День, когда остановилась Земля»: «Более развитые цивилизации всегда уничтожают менее развитые. Так мы поступили с индейцами, когда завоевывали Америку». Справедливости ради надо сказать, что, наблюдая последние 25 лет вокруг нас капиталистическую действительность, поневоле начинаешь понимать, что при такой системе ничего хорошего нас в будущем не ждет. Капитализм завел человечество в тупик и это понято всем разумным людям.
В советской фантастике основной посыл был гуманистическим и прогрессивным и, на мой взгляд, на самом деле гораздо более реалистичным – мы исходили из того, что человечество развивается от худшего к лучшему и наша страна этому доказательство. Страх перед пришельцами в советской фантастике отсутствовал напрочь, потому что было очевидно, что если какие-то существа овладели технологиями межзвездных перелетов и при этом умудрились не истребить себя в какой-нибудь очередной войне, то и духовно они настолько развиты, что никогда не позволят злого обращения с младшими братьями по разуму.
В отличие от СССР, имевшего свое уникальное чувство стиля, во многом определявшего мировую культуру, стремившегося во всем быть первым, и не боявшегося этого, нынешняя Россия, вернее, ее так называемая элита, старается подчеркнуть свою принадлежность к «западной» цивилизации и показать, что принципиальных различий нет, ну разве что чуть-чуть больше надо учитывать интересы России в мировом разделении труда. Однако вековая история огромного и великого государства никуда не делась из сознания даже самых упрямых «западников» и иногда сочетание взаимоисключающих стремлений «быть как они» и «показать им, что мы крутые» принимает уродливые формы. 
В кинотеатрах сейчас перед фильмом идет реклама приближающихся премьер и нам тоже пришлось выдержать акустический и эстетический удар Федора Бондарчука, сына режиссера-гения, а потому находящегося в сложном положении. Скажу сразу, что ни один из фильмов Бондарчука-младшего я не смотрел и смотреть не буду, а вершиной его карьеры считаю роль князя Мышкина в фильме Ивана Охлобыстина «Даунхаус», снятого в начале 90-х по очень уж далеким мотивам «Идиота» Достоевского. 
Так вот Бондарчук с бюджетом 6 миллионов долларов решился «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира», то есть снять настоящий блокбастер, ну, чтоб все, «как у них там», у американцев, про то, как на Москву в Чертаново падает страшного вида НЛО со злыми пришельцами, стремящимися поработить мир. «Земля – землянам!» – это лозунг с плаката фильма. Сразу вспомнилось «Москва для москвичей» и «понаехали тут». «Что мы должны делать?! Мы должны сражаться!» – пафосно кричат подростки хипстерского вида, похожие больше на жителей Гарлема, чем на москвичей.

«Стыдобища какая!» – тихо сказала девушка-зрительница около нас, на соседнем ряду. К счастью, реклама Бондарчука шла недолго. Не знаю, будет ли это для Бондарчука комплиментом, но по степени глупости, агрессии и мракобесия многие русскоязычные постсоветские фильмы (язык не поворачивается назвать их «нашими») оставили далеко позади самые худшие образцы западного кинематографа. А попытка сделать все то же самое, «как у них» за бюджеты раз в 10–100 меньше, только усиливает впечатление убогости и полного отсутствия какого-либо вкуса, стиля и таланта. Какой уж там образ будущего!.. 

* * * 

Фильм «Прибытие» ближе, скорее, к советской фантастике, хотя все страхи, комплексы людей, выросших в мире капитализма, конкуренции и страха перед силой, присутствуют в фильме в полный рост. Непонятно откуда, прямо из воздуха в 12 точках Земли появляются 12 огромных кораблей пришельцев 450 метров в высоту, похожие на гигантские морские камни. Зависнув в 50 метрах над поверхностью, на сигналы они не отвечают, никакой агрессии не проявляют. Корабли появляются над Гренландией, Суданом, Монголией, в двух местах над Россией, примерно над Сочи и Новосибирском, над Венесуэлой, над Китаем, ну и, разумеется, над Америкой. 
Контакт по всему миру сразу берут в свои руки военные, произнося речи прямо как по шаблону: «Более развитые цивилизации всегда уничтожают менее развитые». Вспомните Кортеса и индейцев: «Нам надо срочно выяснить, чего они хотят, зачем они прибыли». Политики всего мира не ждут от инопланетян ничего хорошего. Разумеется, тон в попытках контакта сразу задают американцы, организующие связь со всеми 12 точками приземления инопланетян. Возглавить контактную группу поручают уникальному американскому переводчику и лингвисту Луизе Бэнкс (актриса Эми Адамс).  Луиза должна расшифровать язык пришельцев и вступить с ними в переговоры. Действие двухчасового фильма происходит практически на одной площадке, и актеры подобраны очень хорошо, играют убедительно – они и добрые, и умные, и гуманные, и терпеливые, а фильм интересный и смотрится на одном дыхании. И в конечном итоге у них все получается – Луизе и ее группе удается пройти в корабль над американской территорией и вступить в контакт с так называемыми гептаподами, существами, похожими на осьминогов, «на лицо ужасными, добрыми внутри». Есть в фильме явные отсылки к «Солярису» – ключ к языку пришельцев Луизе подсказывает ее дочь, умершая в подростковом возрасте, но уже тогда подававшая надежды как лингвист. В фильме фактически две сюжетных линии – фантастическая и человеческая, и от этого впечатление только усиливается.
Разумеется, контакт сталкивается с большими проблемами – даже наиболее разумные (по фильму) военные – американские, постоянно ждут от пришельцев агрессии и даже в горячке убивают одного из них. Но главная проблема не в Америке. Пока симпатичнейшие американские лингвисты и ученые спасают мир, другие страны, гораздо менее развитые и в техническом, и в духовном смысле (по мнению авторов фильма) чуть не срывают все дело. Устав ждать, Китай отдает приказ атаковать и уничтожить корабль над китайской территорией, Россия и Судан (каков подбор!) готовы последовать его примеру.
К счастью, Луиза, которая тоже получила от пришельцев сверхспособности, все решает – ей снится китайский генерал, главнокомандующий китайскими вооруженными силами, который во сне благодарит ее за звонок по телефону, из-за которого он отменил приказ об атаке инопланетного корабля. Генерал во сне говорит Луизе, что она позвонила по его телефону, называет номер и говорит, что Луиза сообщила ему последние слова жены генерала, сказанные ею перед смертью.  Луиза просыпается, звонит генералу, и растроганный главнокомандующий полностью переходит на ее сторону. В России, Судане и Венесуэле все как-то тоже само рассасывается и о них больше в фильме не упоминается. Все кончается хорошо. Нет никаких препятствий, чтобы человечество стало добрым и единым – разумеется, под эгидой добрых, умных и тонко чувствующих американцев. А китайцы в фильме в общем-то тоже неплохие ребята (русских и суданцев не показывают, подразумевается, что они не имеют значения), но без американцев могут таких дров наломать, что произойдет катастрофа вселенского масштаба.
Собственно, это и есть главная идея фильма – все дикие, слаборазвитые, агрессивные народы, каковыми, в частности, в фильме объявляются русские, китайцы, суданцы и прочие венесуэльцы, должны ради своего же блага подчиниться мудрым и добрым американцам. Только американцы могут, как всегда, спасти мир. И вообще, без американского присмотра другие народы, как дети в песочнице – может, и хорошие, но передерутся и разобьют друг другу носы, если не чего похуже. И идея американского господства и превосходства подается в фильме в мягкой, привлекательной форме, в действительно красивой оболочке, но очень наглядно и настойчиво.
И знаете, я смотрел этот фильм без злорадства или иронии, скорее как некое пособие. Американцы продвигают свои интересы любым способом. Давно пора и нам вспомнить свою историю и предложить миру альтернативу, как это делал СССР – никому не подражая и веря в собственные силы. СССР был привлекательным, потому за ним и пошла половина населения Земли. Пошла бы и вторая. Ведь наша страна в реальной жизни, а не в кино не раз спасала мир.

Дмитрий Аграновский    

 

http://www.sovross.ru/articles/1485/28648/comments#708837