Утверждается, что груз предназначался не только для ВКС, но и для армии Башара Асада. Тем самым якобы были нарушены введенные два года назад санкции ЕС в отношении Сирии (согласно которым запрещаются любые поставки топлива для реактивных двигателей в эту страну с территории или через территорию стран, входящих в ЕС). «Россия наращивает ресурсы для поддержки своих военных операций и амбиций в Сирии», – говорилось в сообщении Reuters.
Представитель Госдепа Марк Тонер заявил: «Хотя решения о допуске (кораблей) в свои порты принимают местные власти, мы считаем, что страны региона не должны предоставлять поддержку российским танкерным судам, несущим топливо, которое будет использовано для продолжения нанесения авиаударов».
О чем «осведомлен» Евросоюз?
В Брюсселе поддержали американские нападки. Стало известно, что ЕС в курсе сведений,«касающихся нарушений европейских санкций против Сирии со стороны российских танкеров, и предпринимает действия по этому поводу».
И это при том, что ранее дипломатический источник в Греции, комментируя публикацию Reuters, подтвердил, что российские танкеры не нарушали никаких антисирийских санкций, поскольку поставляли топливо для ВКС России, а не для ВВС Сирии.
Что же касается Кипра, то накануне в МИДе этой страны опровергли утверждение Reuters, заявив, что российские военные или гражданские суда с авиационным топливом на борту, предназначенным для операций в Сирии, не получали разрешения на заход в кипрские порты.
Помехи в дороге
Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков, комментируя информационный вброс Reuters, подчеркнул: «Действующие внутри Европейского союза интриги, ограничения и «санкции» на поставку топлива в Сирийскую Арабскую Республику авиагруппы ВКС России,мягко говоря, не касаются». Как указал в комментарии газете ВЗГЛЯД начальник сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований (РИСИ) Иван Коновалов, Россия должна была бы подчиниться санкциям и эмбарго, введенным ООН, но России действительно не касаются те антисирийские ограничения, которые Евросоюз ввел сам для себя.
Но очевидно, что ЕС может создавать и создает препятствия для дозаправки в своих портах российских кораблей и судов, направляющихся к берегам Сирии.
Помимо уже упомянутого сообщения МИД Кипра, можно напомнить о заявлении министра иностранных дел Мальты о том, что «его страна не позволит дозаправиться в своих портах ни одному российскому кораблю», и об отказе военных российских кораблей заправляться в испанском порту Сеута, после того как в испанских СМИ была развязана соответствующая антироссийская истерия.
Запас и пополнение
«Скандал в Сеуте» был разрешен – заправкой авианосной группы Северного флота России во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» при помощи большого морского танкера «Сергей Осипов». Кроме того, сообщалось, что в составе группы шли средний морской танкер «Дубна» и танкер «Кама».
Тогда же экс-командующий Черноморский флотом адмирал Владимир Комоедов отметил: у группы наших кораблей в Восточном Средиземноморье вряд ли возникнут трудности с топливом. «Не будет никаких проблем для того, чтобы осуществлять дозаправку кораблей от танкеров, которые, в свою очередь, на ротационной основе могут оперативно пополнять свои запасы в российских портах на Черном море», – разъяснил адмирал.
Что же касается снабжения авиатопливом группировки ВКС в Сирии, то и здесь Евросоюзу вряд ли удастся создать помехи, полагают эксперты.
Европа не по пути
«Танкеры, которые доставляют топливо в Сирию для авиабазы Хмеймим, не заходят ни в какие европейские порты. Если посмотреть на маршрут этих танкеров: из российских портов (Черного моря), через черноморские проливы, в восточную часть Средиземного моря и затем в территориальные воды Сирии, то здесь никаким боком европейские страны не присутствуют», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, полковник запаса Виктор Мураховский.
Завотделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев также подчеркнул: «Для обеспечения топливом своего вооруженного контингента Россия пользуется турецкими проливами Босфор и Дарданеллы». Закрыть черноморские проливы, согласно конвенции Монтре, Турция может, только если официально вступит в войну. Да и в том случае речь будет идти не о закрытии, а о введении особого пропускного режима», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. Добавим, что с учетом нынешнего потепления в отношениях Москвы и Анкары Турция, очевидно, не станет чинить подобных препятствий.
Как предположил Виктор Мураховский, заход в европейские порты на пути в Сирию мог быть вызван техническими причинами. «Жизнь многообразна, все может ломаться, требовать починки», – заметил собеседник. Но в штатном режиме «не понятно, зачем танкеру, загрузившемуся авиационным керосином в российских портах, заходить в Грецию или на Кипр», резюмировал военный эксперт.
«Не вся нефть в Сирии находится под контролем оппозиции или ИГ*»
У экспертов вызывает скепсис и утверждение Reuters о том, что топливо могло предназначаться для нужд армии Башара Асада.
«Насколько я знаю, у сирийской армии проблем с обеспечением топливом никогда не было», – отмечает Владимир Евсеев. «Не все нефтяные объекты в Сирии находятся под контролем оппозиции или «Исламского государства*», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов. По данным МВФ, хотя объем добычи нефти в Сирии и ощутимо упал, но составляет 9 тыс. баррелей в день на территориях, контролируемых правительством (данные на 2014 год).
«Кроме того, есть различные частники, которые «делают бизнес» как с государством (через посредников), так и с оппозиционными группировками, – добавляет Мардасов. – По крайней мере, полгода назад было так». Возможны и поставки со стороны Ирана, но ввиду сложности доставки эти объемы не должны быть особенно велики».
Сколько нужно авиакрылу
Капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков разъяснил газете ВЗГЛЯД, что только самолеты одного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» за стандартную боевую неделю потребляют 3,5 тысячи тонн топлива (согласно проекту на корабле, по словам эксперта, могут находиться 65 летательных аппаратов (самолетов и вертолетов).
Согласно же информации из открытых источников, их действительное число на корабле составляет тридцать самолетов (четырнадцать Су-33, два Су-25УТГ, десять МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ) и несколько вертолетов. На ракетные же боеприпасы в среднем уходит до 1 тысячи тонн топлива. Иначе говоря, двадцати тысяч тонн топлива должно хватить примерно на месяц боевой активности авиакрыла авианосца.
Правда, эта цифра не учитывает потребности самого авианосца в топливе и других кораблей, которые его сопровождают. Предположить расход топлива крайне сложно, потому что он сильно зависит от погодных условий и ряда других переменных факторов, присутствующих в дальнем походе.
Комментарии
А сегодня в условиях успешных для САА боёв в Восточном Алеппо, вообще начнут исходить на пену.
Да и детище своё - войну в Сирии проигрывать Асаду страсть как не хотят.
Ввод ТАНКЕРА 26 мая 2016 В качестве главной дизельной энергетической установки планировалось использовать двигатели импортного производства. всего для ВМФ предполагается построить четыре таких судна.
ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ до 3 тыс. т мазут флотский, 2,5 тыс. т дизельного топлива, 500 т авиационного керосина, 150 т смазочного масла, 1 тыс. т воды пресной, 100 т продовольствия 100 т другие грузы
Комментарий удален модератором