Нужен ли расстрел за военные преступления?
На модерации
Отложенный
Громкое убийство в ДНР вновь поднимает вечный русский вопрос
Подозреваемым в убийстве семьи из восьми человек в Черногвардейском районе Макеевке (ДНР) может грозить высшая мера наказания, сообщается в Telegram-канале Центра общественных связей МВД ДНР.
Инцидент произошел вечером 26 декабря. Подозреваемые расстреляли из автоматического оружия в частном жилом доме четверых взрослых и четверых детей, самому младшему из которых был всего один год. Преступники скрылись на автомобиле Skoda убитой семьи.
Военкор Юрий Котенок раскрыл подробности расстрела: группа вооруженных автоматами людей добивала своих жертв выстрелами в голову.
Стоит отдать должное полиции ДНР. Сразу после убийства по городу был объявлен план-перехват «Сирена». Злоумышленники по горячим следам были задержаны в Донецке, ими оказались трое ранее судимых жителей микрорайона «Калининский». Они уже признались, что совершили преступление ради похищения машины и ценного имущества семьи. У них изъяли автомат АК-74, 3 магазина к нему, а также 2 гранаты. Сейчас решается вопрос об избрании меры пресечения для задержанных.
В МВД ДНР отметили, что действия подозреваемых подпадают под санкции особо тяжкой уголовной статьи и влекут за собой ответственность в виде высшей меры наказания.
«Действия злоумышленников подпадают под санкции ч. 2 ст. 105 УК РФ („Убийство двух и более лиц“) и влекут за собой максимальную ответственность в виде высшей меры наказания. Ведется следствие», — уточняется в сообщении ведомства.
Поскольку речь идет о статье УК РФ, то под высшей мерой подразумевается пожизненное заключение.
Напомним, что до вхождения в состав России на территории ДНР высшей мерой наказания была смертная казнь через расстрел. Как следует из документов, опубликованных 2 октября на сайте Конституционного суда РФ, нормы законодательства, противоречащие Конституции России, не будут применяться на вошедших в ее состав территориях — в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Таким образом, в ДНР может быть отменена смертная казнь.
«Что касается лиц, совершивших преступления, в том числе военные, после вхождения в состав РФ смертная казнь применяться не будет, потому что у нас есть мораторий», — заявил сразу после рефрендумов о вхождении новых территорий в состав РФ первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов. По его словам, наказание автоматически заменят на пожизненный срок. Депутат также отметил, что осужденные смогут обратиться за пересмотром дела, в том числе уголовного. Он уточнил, что военные, совершившие преступления, в любом случае должны будут понести наказание.
Как сообщала 4 октября пресс-служба парламента республики со ссылкой на председателя Народного совета ДНР Владимира Бидёвку, власти ДНР планируют решить вопрос с отменой смертной казни в республике до конца интеграции региона в правовое поле РФ, которая должна завершиться в срок до 1 января 2026 года.
Стоит учесть, что преступление крайне резонансное, к тому же украинская пропаганда уже активно его раскручивает. В этой ситуации логичен запрос общественности на расстрел преступников. Но закон есть закон.
Однако ситуация вновь актуализирует участившиеся разговоры о целесообразности временного сохранения смертной казни в качестве исключительной меры наказания на новых территориях на период ведения боевых действий, когда можно ожидать совершения ряда весьма резонансных и несвойственных мирному времени преступлений, таких, как массовое убийство, мародерство и т. д.
А еще летом депутат Госдумы от Крымского региона Михаил Шеремет предложил ввести смертную казнь для военных преступников на период проведения спецоперации.
— В республиках Донбасса после воссоединения с Россией стали действовать российские нормы права в той части, которая предусматривает смягчение ответственности, либо недопущение ужесточения наказания, — подчеркивает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Можно дискутировать о том хорошо это или плохо, но это закон и его нужно соблюдать.
«СП»: — Может, правильно было бы оставить расстрел в качестве ВМ как исключение до конца конфликта?
— Я отношу себя к однозначным сторонникам смертной казни, причём в куда более суровых формах, чем расстрел: считаю что жестокость наказания к провинившемуся позволит уберечь от расправы невиновных. В обществе существует запрос на справедливость, и если его реализацию на себя не возьмёт государство, то люди сами начнут воплощать его в жизнь, но уже руководствуясь собственными представлениями. Во что это может вылиться — в комментариях не нуждается. Ибо чрезмерная мягкость наказания не только не исчерпывает конфликт, но и стимулирует рост претензий потерпевшего по принципу: «Советская власть тебя простила, а я — нет!».
«СП»: — Насколько юридически это было бы возможно? Есть же поправки в Конституцию, отменяющие превосходство международных норм…
— Возврат смертной казни необходим, особенно по резонансным преступлениям, а также по всему, что связано со злодеяниями необандеровщины. И здесь нельзя идти на поводу т.н. «мирового сообщества» с его двуличной моралью.
— Преступники, наверняка, получат пожизненные сроки заключения, но данное преступление может послужить поводом для возобновления дискуссии в обществе о целесообразности возврата к смертной казни, как высшей меры наказания, — уверен кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории НИУ БелГУ Сергей Прокопенко.
— В настоящее время у сторонников возврата смертной казни как исключительной меры наказания, все козыри на руках. Очень удобный момент! К сожалению, в условиях проведения СВО количество подобных преступлений будет только расти и государство должно на это реагировать. Снятие моратория на смертную казнь — это самое простое, что власть может сделать в этом направлении, а общество положительно примет данное решение.
«СП»: — Может, правильно было бы оставить на новых территориях расстрел в качестве ВМ как исключение до конца конфликта? Или это юридически невозможно? В США в он в разных штатах свои высшие меры…
— То, что практикуется в США, зачастую неприемлемо для России. За тысячелетнюю историю в нашей стране выработались особые механизмы управления, отличные от западной цивилизации. Устойчивое развитие нашему государству всегда обеспечивала централизация управления и единое правовое пространство. Любые исключения ведут к разбалансировке системы и деградации управления. Мораторий нужно отменять в масштабах всей страны, или все оставить как есть на данный момент.
«СП»: — На Запад, который навязал нам мораторий, наверное, уже точно ориентироваться не стоит? Мораторий, принятый в угоду ПАСЕ, еще имеет силу?
—Не думаю, что мораторий на смертную казнь исключительно навязан ПАСЕ, хотя эта организация сыграла значительную роль в этом процессе. На принятие этого решения повлияло множество факторов как внутреннего развития, так и внешнего воздействия. Почва к принятию моратория в нашей стране была подготовлена постепенным сокращением с конца 1980-х гг. применения смертной казни. К этому времени отказ от применения смертной казни, как высшей меры наказания, стал общей тенденцией в Европе с претензией на мировой тренд.
«СП»: — В России многие поддерживают введение «вышки». Но многие и опасаются ошибок. Что, по-вашему, перевешивает?
— Действительно, очень распространено мнение, что мораторий на смертную казнь позволяет исправить допущенные ошибки. Дело может быть пересмотрено и человек, ошибочно осужденный к высшей мере наказания, может быть оправдан. Много таких примеров вам известно? Некоторые утверждают, что пожизненное заключение более гуманное наказание, чем смертная казнь. Так говорят люди, которые не знакомы с российской действительностью и отечественной «исправительной» системой. С другой стороны, может сложится ситуация, при которой преступник, убивший человека или нескольких людей, осужденный на пожизненное заключение, при примерном поведении, может выйти на свободу через 25 лет. Разве это справедливо? В сомнениях русских людей по вопросу смертной казни желание справедливого наказания преступника входит в противоречие со стремлением к христианскому прощению. Опасения «ошибок» не является главной причиной поддержки моратория на смертную казнь в российском обществе, к тому же их можно избежать приведением приговора через несколько лет после его вынесения.
Дмитрий Родионов
Комментарии