Использовать?

Современные россияне часто, сталкиваясь с поистине бездонной пошлостью своих креаклов, креаклят  и креаклядей находятся в состоянии перманентного   удивления- невозможно такое поведение себе представить. В самом деле-  непонятно, как любимая и тонкая актриса вдруг орет непотребства про Россию и ее народ, или как седовласый актер и режиссер, еврей, кстати- вдруг  полюбил бандеровцев, или как бывший  театральный администратор вдруг стал  прямо рупором дурновкусия... и печатается, или как  мыльный пузырь лекции по литературе читает.. поневоле решишь, что имеет место бесовщина и сатанизм. Ан нет, дело это- сугубо человеческое, учатся они у нас, здесь, на Западе, где я живу. И я часто   об этом писал, да прямых примеров не приводил. Недавно нашел- в сoвершенно неожиданном месте.

 

Представьте себе режиссера театра в России, ставящего   Дядю Ваню, Чехова.  И собирает он  вдруг свою труппу, и говорит:

 

- Мне тут идея пришла. Я тут тюрьму посетил и там один насильник мне в деталях рассказал как он насиловал девочек. Во материал. Так вот, я думаю, пора оживить эту скучную пьесу. Введем в нее сцену сексуального насилия-  пусть Серебряков над Еленой поиздевается- все же муж, а она его не хочет. Пусть он ее там понасилует малость- тут тебе и публика  заинтересуется.. и новые, современные мотивы.

 

Ну что  про  такого человека подумаешь? Дурак и сволочь.  Разумеется, нормальные актеры после такого заявления должны плюнуть ему в поганые зенки  и более с ним не работать никогда,  да и вообще- надо-бы его из искусства на йух послать.  Это  да. А если  этот человек- сэр  Лоренс Оливье? Да дело происходит в Англии?

 

В прекрасной и очень хвалебной биографической книге Д. Коттрелла,  Лоренс Оливье, кстати, переведенной еще в СССР,  совершенно спокойно приводятся любопытные  эпизоды из его режисссерской деятельности. При постановке Кориолана, Шекспира, Оливье  настоял на странной сцене смерти героя- его подвешивают вниз головой.  На вопрос откуда он  это взял- сэр Лоренс ничтоже сумняшеся, сказал, что на это навела его сцена  трупов Муссолини и его подруги Петаччи, подвешенных вниз головой на бензоколонке в центре Милана. Вдохновился, сэр.

Далее, при постановке Венецианского Купца, Шекспира- его Шейлок, еврей, требующий отрезать фунт мяса у Антонио- в торжестве танцует странный и жуткий танец. На этот танец сэра Лоренcа навел... Гитлер- он танцевал этот танец, узнав о капитуляции Франции.

 

У Шекспира ничего такого нет.  Критики в обоих случаях единодушно одобрили новаторство в трактовке  старых образов и оба спектакля  прошли на ура как в Англии, так и в Америке.

Никто ничего такого плохого не заметил. ВООБЩЕ.

 

Это они не заметили. Я заметил сразу.  И вот это-то и есть  КОРЕННОЕ различие в системе мышления, то самое, что  российские креаклы так злобно клеймят  СОВКОВОСТЬЮ и то самое,  что по моему представлению,  есть  самое человечное в российской системе цивилизации- Русский менталитет не предполагает   окружающий мир как ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ в своих личных целях; западный менталитет- предполагает. Впрочем, и восточный - даже более того.

 

Шекспир для англичан- не то, что Чехов, да  и Шекспир тоже-  для русского. Для англичанина- Шекспир - для него, зрителя, а для русского- он, зритель- для Чехова и Шекспира.  Англичанин пришел в театр за деньги оторваться и повозбуждаться от жизненной скуки- а русский пришел в театр - ума набраться.  Англичанин стремится ИСПОЛЬЗОВАТЬ, а русский- ВОСПРИНЯТЬ и ПРИОБЩИТЬСЯ.   Разные это миры, соприкасающиеся лишь по секущей  и на этой секущей - креаклы и креакляди сидят. Они учатся у сэра Оливье способности ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ в своих конкретных  целях и если цели сии- пожрать и посрать- то они  и ради этого все сожрут и обосрут.  Тут только начни- конца не будет.

 

Я асболютно убежден, что если бы кто пытался оспорить  идеи сэра Лоренса с моральных позиций- вот все -таки не дело ужасную сцену с Муссолини использовать в пьесе, тем более что уж  женщина та  и не была ни в чем виновата, как не дело использовать гитлеровский собачий танец при изображении еврея, что это - пошлость, граничащая с низостью- он бы ничего не понял.  Он совершенно искренне обиделся бы. И с ним обиделись бы все его коллеги вплоть до королевы Англии. У них - другие критерии порядочности. Про них можно сказать словами Антония о заговорщиках из шекспировской пьесы Юлий Цезарь:

 

-Они все- весьма достопочтенные люди.

 

Запад и Восток живут по закону Достоевского:

 

Знаете что?  Можно  быть даже и подлецом, да чутья  чести не потерять; а тут ведь очень много честных людей, но зато чутье чести совершенно потеряли и потому подличают, не ведая, что творят, из добродетели.

 

Это сформулировано в 1857 году, задолго до революции, это -великое открытие, не меньшее чем марксизм  или уравнения  Максвелла. Надо это знать при  взаимодействии и не удивляться когда  на тебя смотрят как на еду. ОНИ ВСЕ ЕДЯТ. Советскость   и русскость- и есть та вакцина, которая препятствует превращению в такое вот животное, но она не передается с генами.  Ее надо  ПРИВИВАТЬ. Иначе ваши и наши дети в один непрекрасный день будут поданы к столу  достопочтенных людей  под кислым соусом. У  Шекспира это тоже есть в Тите Андронике.  У Чехова- все творчество - только об этом. Читайте классику.