О пропаганде

Например, такой опрос: вы хотели бы или не хотели видеть Владимира Путина на посту президента России по истечении его нынешнего президентского срока после 2018 года? Цифра "хотели бы" была октябре 2012 года 34%, в октябре 2013 года 33%, а после аннексии Крыма, это опрос ноября 2014 года, взлет 58%, в мае 2016-го 60%, октябрь 2016 года уже 63%. То есть внешнеполитическая бурная активность, о которой мы начали сегодня разговор с Константином Боровым, дает действительно такой эффект, практически удвоение числа желающих голосовать за Владимира Путина, притом, что экономические данные показывают, что жизнь становится хуже, дороже, сложнее и так далее.

Михаил, что вы думаете об этих опросах? Насколько удается внешнеполитическими действиями компенсировать социально-экономические проблемы?

Михаил Тульский: Мне кажется, дело не во внешнеполитических действиях, а дело в огромном усилении, ужесточении государственной телевизионной пропаганды, ужесточении сразу на несколько порядков. То, что Путин начал войну с Украиной – это могло бы и не вызвать никакого одобрения, если бы телеканалы ведущие были бы хоть немного свободны в освещении этих событий. Скажем, если бы они освещали войну Путина против Украины так же, как войну Ельцина против Чечни в 1994-96 годах, когда мы знаем, что рейтинг Ельцина упал после начала войны, порядка 70% россиян тогда выступали за прекращение войны и только около 20% выступали за войну до победного конца. Если бы сейчас ведущие телеканалы показывали не то, что они показывают, а показывали бы трупы российских солдат убитых на этой войне против Украины, так же показывали бы правду о том, как Путин воюет в Сирии с 2011 года и тысячи российских солдат, которые там уже погибли, а также информацию о том, что воюют там не только бомбардировщики и летчики, но и наземные российские войска, правда, как утверждает тот же Гирькин, оформленные как частные военные компании.

По сути они подчинялись напрямую Иванова, минуя даже Шойгу, все эти войска что в Сирии, что в Донбассе.

Михаил Соколов: Буквально приходят одно за другим сообщения о нанесении ударов по боевикам, привлекаются самолеты с крейсера "Адмирал Кузнецов". Все это, видимо, будут красиво тоже показывать, война как на компьютере.

Михаил Тульский: Если бы российские телеканалы рассказывали о том, что российские военные участвуют в войне еще и в Йемене под маской так называемых хуситов, шиитских террористов, против официального законного правительства Йемена, если бы рассказывали о том, что и там сотни, а может быть и тысячи погибших российских военных, то, конечно, все это вызывало бы всеобщее возмущение, а не поддержку. Если бы было другое освещение, я вас уверяю, рейтинг Путина упал бы, а не вырос на этих всех войнах. Освещали совершенно лживым, совершенно запредельным бессовестным образом.

Я вас уверяю, дело не в самом факте ведения этих войн и не в факте захвата Крыма и захвата Донбасса российскими войсками, а в том, что на много порядков ужесточилась, усилилась государственная пропаганда, усилилась промывка мозгов.

У нас фактически все телеканалы путинские, потому что одни принадлежат государству, другие, Первый канал, НТВ, РЕН-ТВ, Пятый канал принадлежат Ковальчуку, фактически тому же Путину, есть более мелкие телеканалы, принадлежавшие Алишеру Усманову, фактически тому же Путину. Есть еще РБК-ТВ, принадлежащее Прохорову, а Прохоров бизнес-партнер Чемезова, а Чемезов и есть главный организатор и инициатор, выгодоприобретатель от всех этих путинских войн.