Фронтовые легенды: мифы военной пропаганды Второй Мировой войны
Американцы скрывают свои преступления, уланы рубят немецкие танки, итальянцы стреляют зубами и другие мифы о Второй Мировой войне в материале Открытой России
В конце 1941 года газета «Красная звезда» рассказала о подвиге 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова, которые отразили много немецких атак 16 ноября 1941 года. Военные корреспонденты долго искали и нашли, наконец, пример героического сопротивления врагу на подступах к Москве. Уже сразу после войны выяснилось, что никаких «28 панфиловцев» не было, а некоторые из «погибших героев» дожили до конца войны. В постсоветское время директор Госархива историк Сергей Мироненко неоднократно подтверждал вымысел корреспондентов. Причем и сейчас не очень ясно, зачем понадобилось что-то выдумывать при имевшем место массовом героизме советских солдат.
Подвиг героев-панфиловцев. Художник: Владимир Памфилов
Легенда оказалась важнее исторических фактов. В советское время о панфиловцах писали книги, они были в каждом учебнике истории. В октябре 2016 года министр культуры Владимир Мединский убежден, что, вне зависимости от исторической правды, нельзя ставить под сомнение «святую легенду».
Но вымыслы в целях военной пропаганды случались не только в России. Во Вторую Мировую свои легенды придумывали все воюющие стороны — о них речь в материале Открытой России.
Как польские уланы немецкие танки порубили
В годы перестройки была популярна легенда, что чуть ли не сам маршал Семен Буденный отправлял советских кавалеристов в атаку на немецкие танки. Буденный никогда не отличался особыми симпатиями к бронетехнике, но за подобными легендами ничего, кроме вымысла, нет. В таком виде до нас дошел важный польский военный миф, который в СССР часто приводился в качестве примера военного безрассудства.
Вторая Мировая война стала триумфом бронетехники. Танковые части решали исход сражений. Но накануне большой войны танки, броневики и танкетки еще только приживались в армиях. И, чаще всего, входили в состав кавалерийских дивизий. Такая ситуация сложилась и в польской армии. Из-за нее во многом и родился миф об атаке польских уланов на немецкие танки под Кроянтами 1 сентября 1939 года.
Почтовая марка 1939 года с изображением подвига польских уланов
По меркам разгоревшейся войны это был небольшой бой местного значения между немецким 76 пехотным полком и 18 польским Померанским уланским полком. В нем погибло до 40 человек. Но «биографию» ему сделали уже журналисты.
Итальянский журналист Индро Монтанелли, посетивший место боя, в своей заметке рассказал об атаке уланов на немецкие танки. Никакого подтверждения своим словам он не привел, но его вымысел стал стремительно распространяться. Немецкая пропаганда ухватилась за этот миф, хотя вполне могла и опровергнуть — хватило бы одних только показаний солдат Вермахта. Но министерство Геббельса воспользовалось им в своих целях, чтобы заявить: единственное, что поляки могут противопоставить немецким танкам ― сабли и уланские пики. Для противников Гитлера и самих поляков вымышленная атака уланов стала образцом героизма и самопожертвования. Еще в годы войны союзники стали публиковать открытки с изображением боя под Кроянтами.
В современной Польше мало кто вверит в подлинность этого мифа. Напротив, для современной польской историографии «атака уланов» числится среди антипольских нацистских измышлений. Тем не менее, именно события под Кроянтами остаются излюбленным сюжетом для польских исторических реконструкторов.
Полонофил Иосиф Бродский был с юности впечатлен мифом об атаке уланов, и, видимо, нисколько в нем не сомневаясь, посвятил этому событию стихотворение «1 сентября 1939 года»:
«День назывался „первым сентября“.
Детишки шли, поскольку — осень, в школу.
А немцы открывали полосатый
шлагбаум поляков. И с гуденьем танки,
как ногтем — шоколадную фольгу,
разгладили улан».
Как итальянский пулеметчик стрелял зубами
Иллюстрация из жрунала «Asso di Bastoni»
Италия во Второй Мировой войне не могла похвастать ни одной по-настоящему большой военной победой или массовым героизмом своих солдат.
Среди итальянцев война была непопулярна. Из стран Оси Зла Италия вышла раньше других — уже в 1943 году в стране был свергнут фашистский режим Бенито Муссолини. Хотя Вторая Мировая на территории страны продолжалась до 1945 года, начавшаяся гражданская война длилась еще долго.
Для итальянского экспедиционного корпуса в России война складывалась, мягко говоря, не очень удачно. Уже зимой 1942−1943 года большая его часть была разгромлена под Сталинградом. После свержения Муссолини в 1943 году во Львове немцы разоружили и взяли в плен остатки итальянского корпуса ― новое правительство объявило войну Германии. Пленные были расстреляны.
Поэтому все усилия правительства Муссолини по пропаганде военных подвигов итальянцев «вылетели» в трубу еще до формального окончания войны. Однако, к мифотворчеству вернулись в 1960-е годы. В это время вышедший в отставку «по состоянию здоровья» еще в 1942 году полковник Кьяромонти вздумал писать мемуары. В одной из глав он рассказал про бой за донецкую деревню Никитовка в ноябре 1941 года, который под его командованием вел полк «Рома».
Отбросив реальные факты, Кьяромонти рассказывал о том, как четыре тысячи итальянцев противостояли двадцати тысячам русским. Во время тяжелого боя одного итальянского пулеметчика ранило в обе руки, и он не мог стрелять. И тогда героический итальянец якобы надавил на спуск зубами и продолжал вести стрельбу, пока отдача пулемета не оставила его без зубов. «Я лично собирал эти прекрасные белые зубы молодого южанина, рассыпанные вокруг треножника на снегу», — вспоминал генерал.
В реальности итальянцы действительно вели тяжелые бои на Донбассе. Муссолини полагал, что если удастся взять станцию Хацапетовку, то Италия практически в одиночку решит исход войны на юге. Однако в результате итальянцам пришлось провести несколько дней в окружении, и именно выход из него итальянская пропаганда попыталась мифологизировать. А итальянский пулеметчик, стрелявший при помощи собственной челюсти, вспомнился генералу только спустя десятилетия. Но, по всей видимости, вымышленный эпизод войны на Восточном фронте широко разошелся, и многие из итальянских патриотов до сих обращаются к нему.
Как американцы скрывали правду
Военная пропаганда — это не только прославление подвигов, пусть порой и вымышленных. Это еще и умолчание и сокрытие правды о военных преступлениях, ошибках командования и непременное преуменьшение собственных потерь.
По количеству таких умолчаний, которые долгое время не разглашались, на лидерство претендует Итальянская кампания союзников 1943 года. Так, во время высадки на Сицилии американские части обстреляли следовавшие за ними десантные самолеты. Были сбиты 23 машины, около четырех сотен американских десантников были убиты собственной авиацией. Чуть позже произошел другой эпизод, за который никто не понес наказания. Генерал Джордж Паттон при высадке на Сицилии напутствовал своего подчиненного генерала Омара Брэдли: «Пусть ваша дивизия получит прозвище „дивизия убийц“». Брэдли, похоже, посчитал эти слова приказом, поэтому его солдаты расстреляли 70 первых попавшихся им в плен безоружных немцев. Американские военные власти решили замять инцидент, сославшись на версию Брэдли о расстреле пленных при попытке к бегству. Американцы побаивались, что, если этот эпизод станет известен немцам, то они начнут ответные репрессии против американских пленных.
Много легенд о Второй Мировой связано с боевым использованием отравляющих веществ. В России распространена версия, что немцы использовали химическое оружие против моряков, оборонявшихся в севастопольских пещерах. В Китае уверены, что японцы его неоднократно использовали против мирного населения.
Но нелегендарный случай, связанный с химическим оружием произошел в декабре 1943 года в итальянском порте Бари. Союзники готовились использовать горчичный газ против немцев на Апеннинах. Газовой атаки не случилось: порт, в котором стоял американский корабль Jhon Harvey с 1350 тоннами отравляющего вещества, был атакован силами люфтваффе. Было уничтожено 17 кораблей, включая Jhon Harvey, который взорвался вместе с опасным грузом, превратив обычный боевой вылет немецкой авиациии в настоящий ад: ядовитое облако накрыло всех, кто тонул в море, находился в порту и жил в городе Бари.
Использование боевого газа союзниками было строго засекречено. Военным медикам не сообщили, почему люди в госпитале ослепли и корчатся от боли. Когда через два дня врачи, заставшие Первую Мировую, наконец-то, поняли причину, им было приказано молчать. К этому моменту погибло более 1000 английских и американских военнослужащих и простых итальянцев.
Эти события окончательно рассекретили только в конце 1980-х годов
Сергей Простаков
16 ноября 2016
Комментарии
Путриопутирастам не понравится