Осенний марафон. Железный пенал
На модерации
Отложенный
Осенняя пора – время ностальгии о любви. Было время и я не понимал, ну почему девушки такие задумчивые становятся, любят рассматривать картины художников известных и навсегда забытых нашими современниками. Сейчас бы я подумал – это ли задумчивость и есть ностальгия, тоска по уже утраченной, но ещё не пережитой любви. Той самой, большой и светлой, о той, что они прочитали в любовных романах, но тогда …я их просто не понимал.
По той же причине я не понимал, ну почему их тянет поговорить о прочитанных книгах где нет «острого» сюжета, как сейчас говорят – «экшена». И самые любимые у них авторы: Александр Вампилов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев и много других, о которых я и не подозревал – они же фантастику не писали и в школе их тоже не «проходили». А они мне: «Это были настоящие мастера – изысканная холодноватая насмешливость Нилина, изящная чуть отстраненная язвительность Вампилова, теплая домашняя ирония Шукшина, откровенная и такая очаровательная улыбка Пановой, милая интеллигентная наивность Вигдоровой, жадная древесная дикость Астафьева…»
Это сейчас, ностальгируя, начинаешь понимать – а ведь в чём-то они были правы, не все было так плохо в том самом соцреализме, над которым сейчас многие потешаются из-за их инфантилизма и наивности, идеализации взаимоотношений героев и «лакировке» действительности. Раздражает и сейчас много из той прозы потому, что «расплодившимися бездарями», принявшими в период «брежневского застоя» размер «культурного бедствия», бывало, до абсурда доводилось. А пафос стараниями посредственностей становился пошлостью.
Только настоящие мастера знали секрет «изготовления» настоящего пафоса, в том числе и в любовных отношениях. В этом смысле обязательно присутствуют: трепетный взгляд, букетик цветов, можно полевых и не самых дорогих, не в этом дело, прогулка в парке – это непременно, «посиделки» на скамейке, робкое касание рук, румянец на щеках и, конечно, трепетный поцелуй как апофеоз. Но в неумелых руках поденщиков от литературы все эти элементы превращались в «дешевку».
Для чего я начал так издалека, да ещё «приплёл» изобразительное искусство, прозу и кино тех лет – просто вспомнил как «воспитывалось» чувство влюблённости, которое могло переродиться в любовь, а со временем, когда влюблённость проходит, что неизбежно, в дружбу между людьми, связанными общими воспоминаниями, когда уже все эти атрибуты как-то вроде бы и не обязательны, но порой так желательны, особенно для женщины.
Сразу скажу, я согласен с теми, кто говорит о том, что есть морально-нравственные вопросы, которых двое так и не решили за все века существования человечества, да и вряд ли решат когда-нибудь.
Это была преамбула. Теперь – суть: Она сидела за партой и была самой желаемой из всех девчонок в классе. Когда на 8-е Марта девочек удаляли из класса, а мальчики раскладывали сувениры им, тогда возникали споры – какой из них должен лежать именно на её парте. Я победил (был сильнее и настойчивее) и ей положил на парту железный пенал. Остальные были какие-то «приземлённые» – игрушки, мишки, мартышки, зайчики и другая дребедень.
Дверь открылась и вбежали девочки… Каждая садится за парту, а там – подарок. И вдруг какое-то недовольное личико образовалось – это мой подарок не оценили….
То время было в марте, а потом была осень спустя 10 лет по окончании школы, тихо падали кленовые листья на трамвайные пути, по которым трамвай ходил раз в пол-часа, и мы шли, размышляя о своих школьных годах, вспоминая ушедшую юность…
Она замужем, двое детей, я – разведён… Этот железный пенал тоже вспомнили, игрушки никому не были нужны, их просто разбросали и забыли, а пенал служил ещё три года…
В общем, история закончилась воспоминаниями у меня в квартире, кофе, ликер, лёгкая музыка, обольщение…
Никто потом и не вспомнил позвонить друг другу – у всех насущные дела, проблемы, заботы… И вдруг по почте посылка. Прихожу, беру, разворачиваю, а там... железный пенал.
АВТОР №27
Комментарии
(шучу)
Рассказ понравился!
" Она сидела за партой и была самой ЖЕЛАЕМОЙ из всех девчонок в классе." Такая "несвязуха" порождается не естественной фантазией, а голым произволом начитанного, но совершенно не ведающего жизни автора.
Станиславский сказал бы, - Не верю! И уж совсем не достоверен возврат пенала. Всё высосано из пальца. Бедный автор, неужели он полагает это литературой!?.
Хочется пожелать автору публиковать не то, что можно опубликовать, а то, чего нельзя не публиковать.
У меня нет ни малейшего предубеждения к автору этого несуразного рассказа, а хвалить рассказ - нет причин. Извини за искренность.
как в блатной песне "Она была красючка центровая и слесарилася со скопом скокарей..." )))
А верить или не верить - это личный выбор каждого читателя и Станиславский здесь ни с какого боку.
Спасибо за заступничество.
А банальным плагиатом и "накатанными" выражениями многие известные прозаики страдали, почему мне нельзя?
Кстати "ЖЕЛАЕМОЙ", как написал я, это не "желанной" - мы же учились в 4-м классе :-)
Мастера жанра могут это придумать, я же только приукрасить то, что было :-)
Тем более надо проявить себя и показать как "бойца" в пикировке.
Собственно для этого некоторые люди и тратят своё время общаясь в соцсетях.
и ничего внутри...
музыка закончится, ликёр испарится
И тема не раскрыта.
Пенал - символ, сокрытие чистых наивных чувств.
определение "Железный" о чём-то говорит?
я стилистику вообще не трогаю, молчу в тряпочку ((
но ведь можно было показать как произошла девальвация трогательных юношеских чувств в обычный перепих! Причём без всяких обязательств к себе и своим принципам. Вот это был бы чеховский Крыжовник!
"игрушки никому не были нужны, их просто разбросали и забыли, а пенал служил ещё три года… "
А набор отвёрток и гаечных ключей он не подумал подарить?
Есть в этом рассказе двойное дно. Там за романтикой затаился бесперспективняк.
Это та пора юности, когда все кажется очень простым, понятным и главным.
Думаю, что хранят подарки тех. о ком воспоминания дороги. Храню две
открытки в одном конверте - 89-90- е годы, когда мой интерес был удовлетворен- помнит.
Почему храню- не знаю. Не спрятаны.
Думаю, пинал был возвращен в знак протеста.
Аленка, спасибо.
Игорь, был у них вечер- "кофе, ликер, лёгкая музыка, обольщение", что склонило к близости, видимо. Женщина не станет навязывать свидание,а он не нашел нужным искать встреч с ней. Вот и разочарование, боль души . Она хранила, как память о нём.
И отправила, сказав этим - прости и прощай.
Само понятие "близости" можно понимать и как "душевная близость", задушевные разговоры, воспоминания из школьной жизни, ну и о том железном пенале тоже.
Выведываете? Обольщение было, а значит и
Короче, еду однажды... давно.
Он и она, как супружеская пара. Она сходит с поезда. Он переключает свое внимание на меня.Я с удивлением -"жена только что сошла и Вы..."
Он довольно откровенно, что они попутчики и что игру нужно доводить до конца. Прохвост!
Кстати, она ночью перепутала туфли- сошла в его, "проспал" туфли.
Досадили, видимо, этим милым мужчинам женщины - с пеналом и туфлями. Таким образом выразили свою обиду..Есть легковерные женщины- что скажешь... ничего.
А дальше - как получится, может быть и "по согласию" :-)
В данном случае с железным пеналом 10 лет в школе, потом перерыв, два ребёнка у неё, люди повзрослевшие...
Чтобы восстановить ту, "юношескую близость", и нужно было им встретится осенью в период листопада...
Но мне то хотелось понять почему она хранила это железную коробочку столько лет?
И трогательные надписи "Вскрыть тогда-то", чаще под Новый год. Держался честно, а многие вскрывали и писали по адресу.
Потом отрочество прошло...
А теперь мы избавились от наивного прошлого и на экранах только action. А в этом жанре "трепетный поцелуй, как апофеоз" просто немыслим.
И на этом воспитывается молодое поколение.
"Во всякой шутке есть доля шутки".
В шутке "совместно проведенная ночь - не повод для знакомства" доля шутки всё меньше.
Рассказ хороший.
Достаточно вспомнить историю - всё циклически происходит и нравственность сменяется распутством, потом из чувства противоречия, молодые снова становятся нравственными.
В принципе и у Железного дровосека не было сердца - он его просил у Волшебника Изумрудного города.
Кому-то сердце важнее мозгов, а Страшиле нужны были именно мозги :-)
Зато только у неё из класса был железный пенал :-)