Внешнеполитическое садомазо…
К визиту Дмитрия Медведева в Варшаву Россия и Польша идут на беспрецедентные шаги сближения. Госдума в пятницу может принять заявление «О катынской трагедии и ее жертвах». В документе впервые официально признается, что «массовое уничтожение польских граждан на территории СССР стало актом произвола тоталитарного государства», сообщает "Газета.Ру" Собственно, несколько умиляет фраза о том, что и Польша идет на беспрецедентные шаги. Во всяком случае, СМИ Польши хранят об этом процессе молчание, да и из данной статьи такой вывод не следует. Речь больше идет о нашей готовности вновь совершить акт публичного садомазохизма с целью получения весьма сомнительных дивидендов. Вот не хочу сейчас вдаваться в исторические и юридические детали. Скажу только что: во-первых, представленные доказательства того, что расстрел польских офицеров был произведен советской стороной, меня совершенно не убеждают. Второе, о чем часто забывают: в период с момента провозглашения независимости в 1918 и до 1939 года Польша находилась в состоянии необъявленной войны с СССР. Кроме того, в 1938 году Польша активно соучаствовала нацистской Германии в реализации Мюнхенского соглашения. В самый разгар судетского кризиса 21 сентября 1938 года Польша предъявила Чехословакии ультиматум о «возвращении» ей Тешинской области. 27 сентября последовало повторное требование. Сразу же после Мюнхенского соглашения, 30 сентября 1938 года, Варшава предъявила Праге новый ультиматум, требуя немедленного удовлетворения своих претензий. В результате 1 октября Чехословакия уступила Польше область, где проживало 80 тыс. поляков и 120 тыс. чехов.
Однако главным приобретением стал промышленный потенциал захваченной территории. Расположенные там предприятия давали в конце 1938 года почти 41% выплавляемого в Польше чугуна и почти 47% стали. Как писал по этому поводу в своих мемуарах Черчилль, Польша «с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства» (Черчилль У. Вторая мировая война. Т.1. С.163). 9 октября 1938 года «Газета Польска» писала: «...открытая перед нами дорога к державной, руководящей роли в нашей части Европы требует в ближайшее время огромных усилий и разрешения неимоверно трудных задач». "В датированном декабрём 1938 года докладе 2-го (разведывательного) отдела главного штаба Войска Польского подчёркивалось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке... Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно... Главная цель — ослабление и разгром России» (Z dziejow stosunkow polsko-radzieckich. Studia i materialy. T.III. Warszawa, 1968. S.262, 287)." А вот выдержка из состоявшейся 28 декабря 1938 года беседы советника посольства Германии в Польше Рудольфа фон Шелии с только что назначенным посланником Польши в Иране Я. Каршо-Седлевским: «Политическая перспектива для европейского Востока ясна. Через несколько лет Германия будет воевать с Советским Союзом, а Польша поддержит, добровольно или вынужденно, в этой войне Германию. Для Польши лучше до конфликта совершенно определённо стать на сторону Германии, так как территориальные интересы Польши на западе и политические цели Польши на востоке, прежде всего на Украине, могут быть обеспечены лишь путем заранее достигнутого польско-германского соглашения. Он, Каршо-Седлевский, подчинит свою деятельность в качестве польского посланника в Тегеране осуществлению этой великой восточной концепции, так как необходимо в конце концов убедить и побудить также персов и афганцев играть активную роль в будущей войне против Советов. Выполнению этой задачи он посвятит свою деятельность в течение будущих лет в Тегеране» (Год кризиса, 1938–1939: Документы и материалы... Т.1. С.162). Но сейчас разговор не об этом, а о возможных причинах и последствиях принятия Госдумой вышеупомянутого заявления. Итак, в чем смысл и цель рассматриваемого Госдумой Заявления? Смысл очевиден – признание факта массового уничтожения граждан Польши в СССР, возложение вины за данное преступление на Сталина и других советских руководителей. Целей у данного шага несколько:
- Снять существующую напряженность в российско-польских отношениях,
- Расчистить поле для переговоров руководства России с поляками путем «предварительных уступок»,
- Продемонстрировать «прогрессивному европейскому и мировому сообществу» прогресс в деле «десталинизации».
Теперь давайте рассмотрим вопрос о том, что получится в реальности. Прежде всего. Вот напряженность в российско-польских отношениях существует толшько в политической плоскости.
Несмотря на существующие разногласия, во внешнеторговом обороте России Польша остается одним из основных и ведущим в регионе ЦВЕ торговых партнеров (с долей 3,2% – девятое место). Во внешнеторговом обороте Польши доля России – 7,2% (второе место после Германии). В последние годы российско-польский товарооборот имеет довольно высокую динамику роста. По состоянию на 2009 год товарооборот между Россией и Польшей за 6 месяцев вырос на 40,3 проц и составил 7,03 млрд долл, в том числе российский экспорт - 5588,8 млн долл /рост на 49,8 проц/, импорт - 1441,2 млн долл /рост на 12,6 проц/. Основу российского экспорта составляют товары сырьевой и топливно-энергетической групп - 92,2 проц, химические товары – 3,1 проц, продукция черной металлургии – 3 проц. Польские поставки в Россию имеют более равномерную структуру. Ведущее место в польском экспорте занимают химические товары и фармацевтика /27,2 проц/. Далее идут продовольственная и сельскохозяйственная продукция – 22,6 проц. Накопленный объем российских инвестиций в экономике Польши по данным польской статистики составляет около 2 млрд долл или 2,2 проц от общего объема иностранных инвестиций в Польше. Основным российским инвестором является ОАО "Газпром" (GAZP), инвестировавший в строительство газопровода "Ямал–Европа" 1,8 млрд долл. Кроме того, в Польше действуют три компании со 100-проц российским капиталом, инвестировавшие более 1 млн долл: "ЛУКОЙЛ-Польша", "Леда" /производство упаковочной пленки/ и "Снежка" /производство кондитерских изделий/. Компания "ЛУКОЙЛ-Польша" реализовала первую очередь инвестиционной программы, рассчитанной до 2012 г. Это позволило компании на польском рынке сжиженных газовых топлив увеличить свое присутствие до 12 проц. Польские инвестиции в России на конец 2005 г, по данным Росстата, составляют около 200 млн долл. В региональном разрезе они сконцентрированы, в основном, в Новгородской, Калининградской, Владимирской и Московской областях, а также в Санкт-Петербурге и Москве. В отраслевом разрезе польские инвестиции поступают в мебельную индустрию /фабрика "Форте" во Владимире/, производство гигиенических средств, строительных клеев и сухих смесей /завод "Атлас-Русь" в Дубне со 100-проц капиталом польской компании "Атлас"/, а также в торговлю. Вывод – если в политической сфере и существует напряженность, то в экономических связях существует динамичный рост. Станет ли он более динамичным после признания «вины» за Катынь? Очень сомневаюсь.
Собственно, и в политической сфере существует только один большой вопрос, могущий серьезно волновать Россию: планируемое размещение на территории Польши элементов ПРО (10 противоракет). Помимо этого - существование противоракетной базы США (ракетные комплексы противовоздушной обороны "Patriot") близ города Мораг на севере Польши, приблизительно в 60 км от Калининградской области и российской границы и участие Польши в Baltic air-policing. Ну, военная ценность базы невысока и скорее носит характер символического шага США (возьми и отвяжись), а размещение ПРО пока под большим вопросом. Но как вы думаете, откажутся ли поляки от размещения систем ПРО на своей территории в обмен на улучшение отношений с Россией? Думаю, ответ здесь очевиден. Достаточно почитать недавнее выступление министра обороны Польши Богдана Клича. Вывод – в настоящее время нет никаких причин для уступок Польше из военно-политических соображений. Кроме того, с учетом существующей почти генетической русофобии никакие разумные шаги России не изменят «пронатовской» ориентации Польши. Остается только демонстрация «десталинизации» и разрыва с «проклятым тоталитарным прошлым». Вот глубоко убежден, что если бы «прогрессивная европейская общественность» за каждый наш публичный акт «отречения» от этого самого «проклятого прошлого» кидал бы по тысяче евро, то мы давно бы уже были в финансовом шоколаде. Но как-то так странно выходит, что чем больше мы прогибаемся, тем больше мы оказываемся в том, что шоколад напоминает только по виду, но отнюдь не по запаху. И в данном случае будет то же самое. Только клинические депутаты могут всерьез рассчитывать на то, что признание «вины за Катынь» даст нам хоть какие-то политические или экономические дивиденды. Только полные либералы могут считать, что в межгосударственных отношениях существуют какие-то «моральные нормы и примат общечеловеческих ценностей». Только эти создания могут столь беззаветно совершать акты политического садомазохизма не из государственной необходимости, а по велению души. И кланяться, кланяться, кланяться, принимая наиболее удобную для «прогрессивной мировой общественности» позицию.
Комментарии