Диверсанты чиновники орудуют в Тверской области

Два года назад министерство сельского хозяйства Тверской области дало фермеру из Старицкого района больше миллиона рублей на развитие хозяйства. А через полтора года, когда развитие произошло, решило отобрать эти деньги — на законных основаниях. Оказалось, что фермер нарушил одно из условий предоставления гранта, как он говорит, не по своей вине. Жертвами формальностей могут стать 105 коров — именно их грозится зарезать фермер, чтобы выручить сумму на возврат гранта.
Вадим (это «домашнее» имя, по документам Валентин) Рошка торговал на ярмарке продуктами из своего приусадебного хозяйства, когда к нему подошла делегация из чиновников и депутатов и предложила грант для начинающих фермеров.
 
Вадим Рошка
— Мы с супругой единственные из всех торговали своим товаром — остальные были перекупщиками. К нам подходит депутат Госдумы Светлана Максимова и спрашивает: «Почему у тебя не КФХ?» Я говорю, а зачем мне? Она: «Как? Чтобы можно было получать поддержку». Подзывает министра сельского хозяйства Тверской области и говорит: «Чем можно помочь фермеру?» Тот: «Полтора миллиона рублей можем дать». Я: «О, тогда я три раза стану фермером». В итоге, правда, дали не полтора, а миллион сто, потому что общую сумму распределили на большее число получателей.
В октябре 2014 года Рошка получил деньги, а в сентябре уволился со своей основной работы — с поста гендиректора ООО, кстати тоже аграрного. По условиям в приказе Минсельхоза РФ №197 от 22 марта 2012 года, КФХ должно было быть единственной трудовой деятельностью претендента на грант.
За следующие полтора года Рошка создал ферму, реконструировал коровник, увеличил поголовье коров с 25 до 105 голов, почти достроил молочный цех. За одну весну ввел 450 га залежных земель для выращивания корма скоту. Готовит к регистрации бренд «Старицкая ферма». Нашел сбыт, каждый четверг возит свои продукты даже в московские рестораны и магазины.


— В начале работы мне нужна была техника для заготовки кормов. В Росагролизинге отказали: хозяйство существовало меньше года, никаких обеспечительных документов нет, «не надейтесь». Тогда я получил ее через друзей из того ООО, где работал раньше. И вот весной 2016-го у нас был какой-то праздник, где я как глава КФХ получил почетную грамоту комитета Госдумы по аграрным вопросам. И тут выходит замруководителя Росагролизинга и вручает свою награду ООО… в лице меня. Какие были глаза у министра!
Как говорит Вадим, его бывший работодатель по ошибке забыл удалить его из базы данных ЕГРЮЛ. При этом у него есть запись в трудовой книжке об увольнении и справка из Пенсионного фонда о прекращении накоплений. И он клянется, что господдержку тратил только на ферму. Еще и свои деньги добавил.
— Сначала на ферме не хватало электромощностей. И энергетики выставили мне цену 11 млн рублей за одно только подключение к электросетям. Одиннадцать! У меня все оборудование стоит два миллиона. Руководство электросетей сменилось несколько раз, сумма тоже менялась. И никто не мог помочь ее снизить. Только благодаря вмешательству депутата Максимовой лед тронулся, в итоге при новом руководстве я договорился на 1 млн 100 тысяч и даже внес первый частичный платеж. Но даже это для меня — астрономическая сумма. Ободряло то, что со мной начали сотрудничать тверские магазины экопродуктов, я рассчитывал погасить долг перед энергетиками в рассрочку. И думал, что, раз руководство страны уделяет такое внимание аграриям и импортозамещению, я не пропаду.


Сейчас руководитель ООО уже направил документы в налоговое ведомство, чтобы Вадима удалили из базы ЕГРЮЛ. Но тем не менее, Минсельхоз принял решение отобрать грант как незаконно полученный. Рошка пытался протестовать, писал письма исполняющему обязанности губернатора Тверской области Игорю Рудене. Все они доходили до канцелярии и автоматически спускались в то же министерство, отвечавшее, что «не видит оснований изменить решение досрочно расторгнуть договор» и требует обратно деньги (письмо из правительства Тверской области с изложением этой позиции есть в редакции).
— В тот период министр приезжал ко мне на ферму. Обошел все «владения», убедился, что господдержка использовалась по назначению. Похвалил и уехал, пообещав разобраться. Но через несколько дней из министерства снова позвонили и сказали, что содействовать возможности нет. Будут отзывать грант.
Теперь фермер должен сразу два миллиона: сумму гранта и недоплаченное подключение к электричеству.
— У меня семья, двое детей, квартира и машина в кредит. Чтобы выплатить эти долги, я должен буду порезать своих 105 коров и продать мясо. А как их резать?! Я их, как детей, растил! Я покупал нетелей, а от них ведь не знаешь, какой рождаемости ждать — это ж киндер-сюрприз!

Я вернул в деревню работников из Старицкого района, уехавших на заработки в Тверь, Москву, Петербург. У меня на зарплате сидит технолог, варивший знаменитый старицкий сыр — работы для него пока нет, но я его держу, чтобы не ушел. У меня лучшая доярка в Тверской области по результатам конкурсов. И что я им теперь скажу?.. Если бы я мог вернуть все назад, то конечно, теперь полагался бы только на свои силы и не спеша развивал в свое хозяйство. Меня уже и в УБЭП вызывали по заявлению министра, якобы я нарушил 159-ю статью УК РФ о хищении денег. Но я же их не украл! Я им все рассказал, как есть, и спросил: а как мне выдали этот грант, если я не имел на него право? — рассуждает он.
Рошка признает, что юридически неграмотен, но считает, что к нему можно было отнестись лояльно: ведь он потратил деньги на дело, вложился в конечном итоге в район и в область. Другие предприниматели-аграрии сочувствуют, но говорят, что у министра тоже выхода не было.
— Если министр не примет меры по факту несоблюдения не очень умных требований к условиям выделения господдержки, то сам может попасть под преследование прокуратуры, — напоминает Владислав Корочкин, первый вице-президент организации предпринимателей «ОПОРА России».
Источник «LavkaLavka.Газеты», знакомый с ситуацией, говорит, что вопрос мог решиться полюбовно и без привлечения УБЭП: 29 марта 2016 года министерство направило Рошке письмо с просьбой разъяснить его участие в коммерческой компании, но разъяснений он не предоставил. Поэтому чиновники и обратились к полицейским за данными о нем. Вероятно, теперь единственным выходом из ситуации станет суд.
Мы рассказали эту историю уполномоченному по правам предпринимателей в Тверской области Антону Стамплевскому, который заверил нас, что изучит документы Рошки об участии в программе поддержки начинающих фермеров и подумает, как ему помочь.
— Я не видел документов Вадима Рошки, но в общей подобной ситуации фермеру стоит привлечь юриста и внимательно изучить условия предоставления гранта конкретно ему. Возможно, найдутся слабые звенья или нюансы, которые позволят избежать разбирательств и снять с себя все обвинения, — советует и Александр Дерявов, гендиректор компании «Млечный путь», занимающейся поддержкой и консультированием молочных животноводов и фермерских стартапов.
•••
В программах господдержки аграрных производителей зачастую прописаны и другие условия, которые хозяйствам выполнить сложно. К примеру, обязанность создать рабочие места уже в текущем году или обеспечить прирост налогов. Кроме того, иногда и без ООО фермер не может: например, как Рошка взял бы технику в лизинг, если бы не друзья-частники? Есть мнение, что к хозяйствам у государства, дающего поддержку, вообще не должно быть никаких других требований, кроме как использовать деньги по назначению.
«Если бизнесмен получил субсидию и потратил ее на другие цели, не указанные в соглашении, то в таком случае он виноват и должен вернуть деньги обратно. Других причин быть не должно! — высказывался по поводу подобных жалоб бизнес-омбудсмен по Челябинской области Александр Гончаров. — Условия соглашения о предоставлении субсидий, обязывающие предпринимателя сохранять рабочие места, повышать налоговые отчисления и так далее, не должны быть основными параметрами, по которым министерство оценивает, эффективно предприниматель потратил деньги или нет. Они могут быть в рамках пожеланий, но не более, ведь субсидия выдается под конкретный проект. Если он реализован, к предпринимателю никаких претензий быть не должно. Требовать вернуть деньги с добросовестных предпринимателей, запустивших новые производства или компенсировавших фактически понесенные затраты и так далее, но не выполнивших министерские нормативы, нельзя».
Поддержать фермера Вадима Рошку можно, подписав петицию в его защиту на сайте change.org.

 

 

Спрашивается - какие приоритеты у чиновников - бумажки, свое кресло или интересы страны? До каких пор - поговорка "без бумажки ты букашка, а с бумажкой -человек" будет служить приоритетом в делах наших чиновников. И почему только через несколько лет наши чиновники пробуждаются от долгой спячки.
И вообще напрашивается вывод , что там орудуют диверсанты или просто дураки.
Откуда такое заключение ? Несколько лет тому назад Тверская администрация позорно и с треском проиграла в суде иск к фермеру Погосяну, который не пустил на свое подворье банду с представителями из администрации, которая уничтожала здоровых свиней под предлогом борьбы с африканской чумой с нарушением всех норм и законов.
НЕ пришла ли уже пора разобраться правоохранительным органам с фактами незаконного преследованием фермеров в Тверской области по надуманным основаниям.