Лето – осень 1941 года. 75 лет назад состоялся величайший военный разгром в мировой истории

За счет высокой профессиональной подготовки и оперативного мастерства Вермахт добился впечатляющих побед в 1941 году на восточном театре военных действий, несмотря на абсурдность плана «Барбаросса».

К декабрю 1941г. Вермахт разгромил 16 советских армий и не менее 248 дивизий – 135 стрелковых, мотострелковых и горнострелковых, 14 кавалерийских и горнокавалерийских, 61 танковую, 28 моторизованных и 10 народного ополчения. Безвозвратные потери красной армии к концу ноября 1941 превысили 6 млн человек (включая 3,8 млн пленных); безвозвратные потери Вермахта на всех театрах военных действий (в том числе африканском) за тот же период составили 263 000 человек (включая менее 5000 пленных).

К 22 июня Вермахт в составе групп армий «Север», «Центр» и «Юг» и армии «Норвегия» завершил развертывание на западных границах СССР. Для нападения на Советский Союз Гитлер выделил более 70% всех расчетных дивизий, более 90% артиллерии и танков, 60% летных частей. Германию поддерживали Венгрия, Италия, Румыния, Словакия и Финляндия.

На советской стороне был более чем троекратный перевес в бронетехнике. Но красная армия имела не только количественное, но и качественное превосходство. Полторы тысячи лучших в мире советских танков Т-34 и КВ находившиеся в приграничных округах составляли более 40% от всех танковых сил Германии. На каждую пару немецких истребителей приходилось два новых и шесть старых истребителей советских моделей.

 

Соотношение сил на западной границе СССР к 22 июня1941г.

 

Красная Армия

Вермахт и союзники

дивизий

190

166

личный состав

3 млн 290 тыс

4 млн 328 тыс

орудия и минометы

59 787

42 601

танки и штурмовые орудия

15 687

4 171

самолеты

10 743

4 846

дивизий в стратегическом резерве

51

28

в том числе танковых и моторизованных

16

2

 

Вечером 21 июня, за семь часов до вторжения немецким солдатам и их командирам объявили: «Друзья! Советский Союз намерен 18 июля напасть на наше отечество. Благодаря вождю и его мудрой дальновидной политике мы не будем дожидаться нападения, а сами перейдем в наступление».

Генеральный штаб не имел никаких планов обороны, поэтому в директиве отданной лишь в 7:15 утра Сталин, Тимошенко и Жуков приказали изгнать врага с территории СССР. Создать сплошную линию обороны не удалось. Ставка требовала наступательных операций по предвоенным планам и вечером в войска ушла губительная для них директива №3. В хаосе и беспорядке Сталин, Жуков и Тимошенко подставляли дивизии под набиравшие темп ударные группировки врага. Штабы теряли управление и связь, тылы охватил паралич. В большевицком тылу выступили из подполья прибалтийские и украинские повстанцы.

Особенно критично развивались события в полосе западного фронта генерала армии Г.П. Павлова. ВС фронта потеряли более 500 самолетов, и командующий авиацией генерал-майор Колец застрелился. К исходу первого дня войны Вермахт прорвался в Прибалтике на глубину до 80км, в Белоруссии – до 60км, на Украине – до 20км.

Упредив красную армию в развертывании и мобилизации, немцы получили возможность бить застигнутого врасплох противника по частям. Общее превосходство в силах, средствах и резервах, казалось, позволяло красной армии парировать удар. Однако летом – осенью 1941 РККА потерпел сокрушительный разгром, потеряв за 5 месяцев около 18 тыс самолетов, 25 тыс танков, более 10 тыс орудий и минометов. 2,2 млн военнослужащих погибло, 1,2 млн дезертировали, оставшиеся на оккупированной территории 3,8 млн попали в плен.

Количество советских пленных по немецким источникам (июнь-сентябрь 1941г.)

8 июля в районе Белосток -Минск

334 571

16 июля в районе Могилева

35 000

5 августа в районе Смоленска

309 910

9 августа в районе Умани

103 000

19 августа в районе Гомеля

78 000

30 августа в излучине Днепра

84 000

15 сентября в районе Демянска

35 000

26 сентября в Киевском котле

665 212

 

Немцы овладели Минском, Ригой, Смоленском, Киевом, блокировали Ленинград и вышли к Москве. Летом 41 года германские войска захватывали советскую территорию быстрее, чем Западную Европу в 40-м году.

Стратегический план большевиков – война малой кровью на чужой территории рухнул в одночасье.

Безликая масса солдат и командиров красной армии, замордованная и запуганная большевицкими репрессиями, коллективизацией и военной индустриализацией, не была способна проявить инициативу. Во многих случаях у красноармейцев не было желания проливать кровь за сталинский режим, совершавший систематические преступления против советских людей. Командирский состав, в значительной мере выкошенный чистками Нквд, также не имел достаточного опыта и образования для ведения боевых действий. Кроме того, поставленное на бешеный поток производство военной техники зачастую имело брак, что не сравнить с производственным качеством немецкой техники. Глубокие пороки большевицкого режима привели СССР к невиданному в истории разгрому.

Раскулаченные, репрессированные, расказаченные и их близкие хотели мстить. Крестьяне надеялись на роспуск ненавистных колхозов, верующие – на церковное возрождение, национальные меньшинства – на освобождение от ненавистного русского большевизма.

В этой обстановке Сталин и Молотов пытались договориться с Гитлером о прекращении германского вторжения. В записке, составленной по требованию большевицкого руководства после разбирательства в президиуме ЦК КПСС 5 августа 1953 года, генерал Судоплатов сообщил, что в конце июня 1941 Берия приказал ему провести тайные неофициальные переговоры с послом Болгарии в СССР Иваном Стаменовым. Через Стаменова советское правительство в лице Молотова и Сталина предлагало Гитлеру отказаться от продолжения агрессии, обещая в обмен большие территориальные уступки в пользу Германии. Стаменов, по всей видимости, сообщил в Берлин о предложениях Сталина, однако Гитлер остался к ним глух. Второй Брестский мир не получился – быстрый успех на восточном фронте, казалось, обещал нацистам скорую победу над большевиками.

По материалам «История России. 20 век: 1939-2007» Под редакцией А.Б. Зубова 2010 год.