Эфемерная "российская нация"

Президент России Владимир Путин одобрил идею создания закона «О российской нации», а также проведения Года единства российской нации, передает корреспондент «Газеты.Ru». Путин отнес к вещам, «которые точно нужно реализовывать», предложение о создание закона «О российской нации». По словам президента, для этого нужно переработать стратегию государственной национальной политики. Также президент одобрил проведение в России Года единства российской нации. «Только нужно выбрать этот год», — отметил он.

Мой комментарий.

Ещё одно определение, которого я придерживаюсь: нация - высшая форма развития этноса, при которой этнос достигает наивысшего развития, выражающееся в построении своего национального государства, когда этнос становится самостоятельной политической силой на международной арене.

В России такой этнос, дошедший до фазы нации - русский народ. Русский народ - государствообразующая и титульная нация на всей территории России.

Соответственно, исходя из изложенного, "российская нация" - это словосочетание безграмотное. Есть российское гражданство, но не может быть российской нации. Есть россияне, граждане России, не более.

Дополнение из другой статьи 

Не получается ли так, что и в России мы снова наступаем на те же грабли?

— Действительно, мы имеем дело с продолжением советской политики, — говорит политолог и публицист Павел Святенков. — В СССР пытались создать некую новую общность — советский народ. Завершилась вся эта политика крахом. Сейчас пытаются всё повторять по советским лекалам.

— Как добиться того, чтобы проживающие в России граждане уважали культуру и обычаи других народов и при этом чувствовали себя жителями единой страны?

— Можно, конечно, бесконечно рассказывать о дружбе народов по телевизору, водить хороводы и танцевать лезгинку. Но всё это, как показал опыт СССР, не работает. И «дружба народов» продолжается только до тех пор, пока не возникают серьёзные проблемы в государстве. Я бы начал с того, что зафиксировал юридическую связь между русскими и государством. Закрепил бы через Конституцию государствообразующий статус русского народа. Пока этого нет — возникают попытки строить некую российскую идентичность взамен русской. В России, кстати, в Конституциях национальных республик за титульными нациями такой статус закреплён. А вот на базе русской идентичности вполне можно укреплять страну. Подобные примеры есть. Например, Китай.

Российская идентичность это довольно бессодержательное на сегодня понятие. На самом деле, под все эти разговоры в некоторых национальных республиках идёт процесс формирования идентичностей, которые могут стать враждебными России.

Нечто подобное мы проходили в СССР. Скажем, украинская идентичность была создана во многом в советское время. А теперь получается, что русских и украинцев натравили друг на друга.

Если подобные процессы будут продолжаться, мы можем дойти до того, что, скажем, появится Новгородская республика, которая припомнит Москве средневековые обиды и объявит себя отдельной нацией.

— Что-то изменилось в национальной политике российской власти после Русской весны?

— Практически ничего. Есть отдельные заявления политиков, что власть собирается отстаивать интересы русских. Буквально на днях Владимир Путин сказал, что национальные интересы России заключаются в том, чтобы сделать русскому человеку хорошо. Но в юридическом плане ничего не поменялось.

— Если речь идёт о той модели национальной идентичности, которая навязывалась либералами в 90-х годах, то подобная программа может стать чудовищной ошибкой, — говорит директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной Палаты России Валерий Коровин. — Поскольку она подразумевает создание политического гражданского общества из «атомизированных» граждан, забывших о своей этнической и прочих идентичностях. В значительной степени это просто толпа людей, мало понимающих, что их объединяет.

По сути — слегка видоизменённая формула американского «плавильного котла». У нас её пытаются продвигать такие влиятельные деятели, как директор Института этнологии и антропологии Валерий Тишков.

Эта модель разрушительна для этнического и культурного разнообразия. Она не сработала даже в самих США, где для неё были все условия, поскольку государство начиналось «с чистого листа». Эта же модель провалилась в Европе. Стирание различий между людьми, в том числе и гендерных, вызвало массу проблем. И внедрять её в России — чудовищно безответственная затея.

Другое дело, когда мы говорим об общероссийской консолидации, где субъектом являются не «атомизированные» граждане, а коллективные общности. То есть — этносы, в первую очередь. Или общины и конфессии. Вот из них и складывается российская государственность. Это естественная для нас модель, по сути, она восходит к устройству Российской империи. Её приоритет — стратегическое многообразие. Эти нюансы замалчиваются либералами, которые умышленно пытаются под красивые фразы об уважении к иным конфессиям и культурам, продвигать идею растворения русского и других народов в абстрактной политической гражданской нации.

При этом многие люди, которые искренне переживают за сохранение единства России, плохо понимают, о чём речь. И ведутся на слова либералов о том, что нам надо прививать «единые ценности». Пока не произойдёт понятийное упорядочение в этом вопросе, говорить о введении каких-то курсов для студентов преждевременно. Поскольку отточена только либеральная линия «плавильного котла». А альтернативная, органичная для России линия даже ещё толком не сформулирована.