Как отбирают квартиры у стариков

На перекрёстке двух дорог в самом центре Калининграда стоит обыкновенная хрущёвская пятиэтажка. Здесь, на втором этаже, в своей маленькой двухкомнатной квартирке, живёт очень старая женщина. Ей 86 лет. И она совсем одна. Муж давно умер. Детей у неё никогда не было. С другими близкими родственниками отношения не сложились.

В далёком 68-м году, когда она въезжала в эту свою кооперативную квартиру, с окнами на красивую улицу, вымощенную немецкой брусчаткой и полами, блестевшими свежей краской, ей и в голову не могло придти, что она так будет доживать свой век.

О её судьбе я узнал совершенно случайно. Пришла знакомая моей матери, ставшая невольным очевидцем и участником этой истории, и попросила о помощи.

Всю жизнь Александра Ивановна Кузнецова проработала учительницей. После выхода на пенсию, жила скромно, откладывала деньги на чёрный день и не подозревала, что когда наступит этот самый чёрный день, у неё не станется ни денег, ни крыши над головой.

В 2009 г., летом, Александра Ивановна уехала в Бишкек, где у неё жила пожилая родственница. Перед отъездом пустила квартирантов в свою квартиру. Денег с них не взяла. После её отъезда, примерно через десять месяцев, случилось ЧП. Салон красоты, расположенный на первом этаже дома, под квартирой Кузнецовой, залило. Владелец салона обратился в суд, который присудил в его пользу 20 тысяч рублей. Однако, в ходе суда выяснилась неожиданная вещь. У квартиры Александры Ивановны теперь новый хозяин. По документам выходило, что Александра Ивановна, находясь в Бишкеке, выдала две доверенности на распоряжение квартирой и денежными накоплениями Марине Калашниковой, гражданке Украины, проживающей в Днепропетровске по улице Пригородная, дом 44.(Адрес, как будет установлено позднее, оказался фиктивным. Нет такого дома на улице Пригородной). Заверила доверенность бишкекский частный нотариус Софья Ким. 20 ноября 2009 г. Калашникова продала квартиру престарелой пенсионерки некоему Игорю Я., который и стал её "законным владельцем". Согласно договору купли-продажи, сумма сделки составила 910 000 рублей. В два раза дешевле рыночной стоимости квартиры. Продана квартира была, кстати, вместе с прежней владелицей, которая так и осталась прописанной здесь.

Ещё в октябре 2009 г., Калашникова приходила в ЖЭК по месту обслуживания квартиры и, предъявив ту самую доверенность, выданную якобы от имени Александры Ивановны, получила все справки, необходимые для продажи квартиры.

Можно представить состояние престарелой женщины, когда она узнала, что квартира, в которой она прожила больше половины своей жизни, оказалась принадлежащей другому человеку. Кузнецова, находясь в Бишкеке, отправилась за разъяснениями к нотариусу Софье Ким. Та с изумлением посмотрела на старушку и произнесла: "Я вас не знаю, в первый раз вижу, никаких доверенностей я не выписывала". Вобщем, пришлось Александре Ивановне, в срочном порядке, возвращаться в Калининград.

Тем временем, в квартире объявился новый хозяин. Сорокашестилетний мужчина, от которого разило спиртным и который всем своим видом, ну никак не производил впечатление обеспеченного человека, сразу дал понять, что "посторонних"в доме он терпеть не намерен. Квартирантов он выгнал, выломал старые замки. Парадоксально, но факт. Перед покупкой квартиры, Игорь Я.ни разу не удосужился взглянуть на своё будущее жильё. Получается, что квартиру он приобрёл заочно, поверив Калашниковой на слово? На недоумённый вопрос соседки по дому Марии Степановны, как такое возможно, новый владелец квартиры ничего внятного не ответил.

Вернувшись из Бишкека, в самом начале мая 2010 г., Александра Ивановна узнала ещё одну неприятную для себя новость. Деньги, которые она копила всю свою жизнь и которые хранились в одном из калининградских банков были сняты с её счёта. Надо полагать, всё той же, вездесущей, Калашниковой. Но на этом испытания старого человека не закончились. В сентябре 2010 г., она поскользнулась и упала, сломав бедро. "Скорая" доставила пенсионерку в Больницу скорой медицинской помощи, где с неё за операцию запросили 35 тысяч рублей.

Посколько никаких денег у старушки не было, её выписали. Фактически - умирать, потому что самостоятельно передвигаться она уже не в состоянии. Целыми днями она лежит в своей маленькой комнатушке, которую ещё не успел отобрать у неё новый владелец квартиры и не знает, чего ждать дальше. Единственная её связь с внешним миром, женщина , которая приходит, чтобы покормить её и вынести "утку". Никаких работников соцзащиты поблизости не наблюдается. С недавних пор, входить в комнату к Александре Ивановне стало сложнее. Игорь Я. стал чинить препоны, угрожая, что вызовет милицию и обвинит приходящую к Кузнецовой женщину в краже своих личных вещей. Глупо конечно, но вдруг и в самом деле вызовет?

Старики у нас совершенно беззащитны. Кому они нужны, без близких родственников и денег на оплату своего лечения? Лишняя обуза, от которой все стараются побыстрее избавиться. Пожил своё и хватит. Освободи место под солнцем другому. А тут ещё проклятый квартирный вопрос, который отравляет наше существование на протяжении многих десятилетий. Порой соблазн отобрать чужое, особенно у тех, кто не в силах дать отпор, перевешивает такие простые вещи, как совесть и страх. Социальный дарвинизм в чистом виде, делающий из человека агрессивное животное.

Во всей этой истории, поражающей своим запредельным цинизмом и наглостью, должны разбираться правоохранительные органы. Но в том-то и беда, что разбираться они упорно не желают. Подтверждением тому служит стопка конвертов с уведомлениями об отказе в возбуждении уголовного дела, которые на протяжении нескольких месяцев получала старушка. Никто даже не удосужился провести почерковедческую экспертизу подписи Кузнецовой, установить местонахождение гражданки Калашниковой, если конечно, таковая существует в природе, выснить, кто и каким образом снял со счёта в банке деньги Кузнецовой. Впечатление такое, что калининградские правоохранители с завидным упорством пытаются развалить дело. Авось, старушка сама помрёт...

А ещё бабушку чуть было не посадили. Оказывается в нашей стране обращение в правоохранительные органы о том, что у тебя отобрали собственную квартиру, может быть расценено, как заведомо ложный донос. Глазам своим не поверил, но именно так милиционеры квалифицировали обращение Кузнецовой в УВД по г.Калининграду.

"В возбуждении уголовного дела в отношении Кузнецовой А.И.по ст.306 УК РФ отказать в связи с тем, что она добросовестно заблуждалась при подаче заявления, что в отношении неё совершено преступное посягательство"-сказано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанном капитаном милиции А.В.Евтуховым и утверждённом зам.начальника Криминальной милиции УВД по г.Калининграду подполковником милиции А.В.Орловым. Подпись последнего стоит на большинстве отказных документов.

Прошлым летом о бедственном положении Кузнецовой писала местная калининградская газета "Дворник".Заинтересовались этой историей и в Аппарате полномочного представителя президента РФ по СЗ ФО. Тогда из УВД области официально сообщили в газету, что материал передан для проведения проверки в отдел по борьбе с экономическими преступлениями по месту прописки Кузнецовой. Уголовное дело, в конце-концов, возбудили, но, судя по тому, что расследование, в течение этого времени, практически не сдвинулось с мёртвой точки, очень скоро его прикроют. Система не пробиваема.


Александра Ивановна Кузнецова


Доверенность, якобы выданная на имя М.Калашниковой


Справка нотариуса С.Н.Ким о том, что такую доверенность она не выдавала


Одно из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела