Футурологами становятся не сразу…
«ЖюльВернпредсказал,чтовПарижев1960г.будутстеклянныенебоскрёбы,кондиционеры,телевидение,лифты,скоростныепоезда,бензиновыеавтомобили,факс-машиныидажечто-тонапоминающееИнтернет. С точностьюВернописал и жизньв современномПариже. Всегочерезнескольколетон вромане«СЗемлинаЛуну»(1865)привёл немалоточныхподробностейтехнеобыкновенныхпутешествий,которыебольшесталетспустя,в1969г.,привелиамериканскихастронавтовнаЛуну.Онпредсказалразмерыкосмическойкапсулы(сточностьюдонесколькихпроцентов),расположениестартовойплощадки(воФлориде,наширотемысаКанаверал),числоастронавтов,продолжительностьпутешествия,невесомость,которуюиспытаютастронавты,ифинальноеприземлениевокеан.Единственной серьёзнойошибкойбылото,чтодля доставкиастронавтовнаЛунуавторроманавоспользовалсяпорохом,анеракетным топливом. Но до изобретенияжидкостныхракет оставалось ещё семьдесят лет».
Мичио Каку «Физика будущего».
Переводить с японского очень непросто, особенно тексты, содержащие неизвестные в иной языковой среде сведения или прогнозы развития – переводчики допускают упрощения, гиперболизации, художественные вариации и иногда искажают смысл. Так вероятно случилось и с идеями физика-теоретика Мичио Каку, поскольку в его книге «Физика будущего» в переводе фрагмента, взятого мной в качестве эпиграфа, присутствует словосочетание «серьёзную ошибку». Я бы не назвал это ошибкой вообще – это временной сдвиг технологического элемента, который вызван случайными отклонениями общественного прогресса (флуктуациями развития). Это наверняка не было серьёзной ошибкой – твёрдотопливные ускорители стали важным элементом космической техники несколько позже. Футурологическое видение не может быть абсолютным - предсказать будущее на сто лет вперёд с точностью невозможно, тем более если в некоторых современных прогнозах речь идёт о тысячелетиях… Далее по тексту я буду приводить отредактированные мной переводные фрагменты книги с собственными комментариями и размышлениями, которые надеюсь помогут глубже и точнее разобраться в вопросах прогнозирования.
«Биографы отмечают, что Верн, не будучи учёным, внимательно следил за развитием науки, встречался с учёными и выяснял, как они представляют себе развитие своей области. Он собирал информацию обо всех серьёзных научных открытиях своего времени и накопил обширный архив. Жюль Верн лучше, чем кто-либо другой, понимал, что именно науке суждено вести новый век.
Мы невольно задаёмся вопросом: можно ли сегодня предсказать мир 2200 г.? Рассмотрим работы ведущих учёных, уже сегодня создающих прототипы технологий будущего. Автор «Нейроманта» Уильям Гибсон, пустивший в обращение слово «киберпространство», однажды сказал: «Будущее уже здесь. Оно просто распределено неравномерно». Предсказывать, каким будет мир в 2200 г., трудно ещё и потому, что темпы познания мира непрерывно возрастают. За последние несколько десятилетий человечество обрело больше научных знаний, чем за всю предыдущую историю. Логично предположить, что к 2200 г. объем научных знаний успеет удвоиться ещё не один раз.
В 1893 г. в рамках Всемирной «колумбовской» выставки в Чикаго 74 знаменитости получили задание предсказать, какой будет жизнь через 100 лет. Общей проблемой для всех участников стала недооценка скорости, с которой развивается и будет развиваться наука. К примеру, многие респонденты верно предсказали, что будет действовать воздушное трансатлантическое сообщение, но сошлись на том, что средством сообщения будут управляемые воздушные шары. Сенатор Джон Инголлс (John J. Ingalls) сказал: «Приказание подать к подъезду дирижабль будет так же обычно, как сегодня приказание подать экипаж или башмаки». Кроме того, участники проекта дружно игнорировали автомобиль, а начальник почтового ведомства США генерал Джон Ванамейкер (John Wanamaker) даже сказал, что и через сто лет почта США будет развозиться в почтовых каретах и на вьючных лошадях. Недооценка науки и инновационных технологий распространялась даже на патентное ведомство. В 1899 г. Чарльз Дуэлл (Charles Н. Duell), комиссар Патентного бюро США, сказал: «Все, что можно изобрести, уже изобретено».
Иногда эксперты оказывались буквально слепы в собственной области и не видели, что происходит у них под носом. В 1927 г., в эпоху немого кино, Гарри Уорнер (Harry М. Warner), один из основателей киностудии Warner Brothers, как-то заметил: «Ну кто, черт возьми, захочет слушать актёров?» А Томас Уотсон (Thomas Watson), президент IBM, сказал в 1943 г.: «Я думаю, в мире есть рынок сбыта для компьютеров. Штук, скажем, для пяти». New York Times в 1903 г. заявила, что летающие машины — пустая трата времени, ровно за неделю до того, как братья Райт успешно подняли в воздух свой аэроплан в городке Китти-Хок в Северной Каролине. В 1920 г. Times раскритиковала учёного-ракетчика Роберта Годдарда (Robert Goddard) и объявила его работу чепухой, потому что ракеты не могут двигаться в вакууме. Правда, к чести газеты следует отметить, что через 49 лет, когда астронавты «Аполлона-11» ступили на Луну, Times напечатала опровержение: «Теперь определённо установлено, что ракета может функционировать в вакууме. Times сожалеет о своей ошибке».
Решение глобальных проблем, которые кажутся неразрешимыми, вообще говоря возможно только после того, как общество осознает наличие этой проблемы. Приведу простой пример из современной жизни. Массовый спорт и реклама подвижного образа жизни не вызывает желания усомниться в пользе от «активного образа жизни» и пользы от «игры в хоккей», однако перейдём на микроуровень биологических процессов в нервной системе. Оказывается, высшая нервная деятельность коры головного мозга происходит с электрохимическими потенциалами, никак не совместимыми с уровнем электрохимических импульсов, требуемых для физических нагрузок, скажем тяжелоатлетов. Есть прямая аналогия в микропроцессорной технике – управление силовыми устройствами (например, двигателями) создаёт мощные коммутационные помехи работе слаботочных цепей. Эта проблема была камнем преткновения много десятилетий в вопросах создания радиоэлектронных комплексов. Однако для биологических систем её нельзя просто взять и устранить – организм эволюционно так устроен, что для здоровья и поддержания иммунитета от вредоносных микроорганизмов человеку нужно двигаться, что приводит к ограничению высокоинтеллектуальной деятельности нейронных систем в смысле длительного развития «сверхсознания» и информационных потерь – «затирания» памяти.
Наличие в будущем средств телепатического общения искусственного интеллекта с человеком сейчас является общим местом большинства фантастических произведений, однако никто до сих пор не упоминал способы и средства решения противоречия «либо спорт – либо наука». Конечно же спортсмены хотят быть умными, а учёные – заниматься спортом. Но совмещать это иногда невозможно не только из-за нехватки времени, но и по указанной выше причине. Осознание проблемы очевидно приведёт в перспективе к появлению технических средств её решения. Повсеместное их применение будет подобно повальной «смартфонизации», представить себе которую лет сто назад было просто невозможно. Каким образом будет решена проблема сейчас сказать сложно, нужны горды размышлений сотен тысяч специалистов, в результате появится либо «разовая иммунизация», либо принимаемая перед нагрузкой таблетка наноблокаторов нейронной сети, либо некий генетический механизм в более далёкой перспективе (для следующих поколений), защищающий информацию в мозге от потерь. Можно даже вообразить новые системы обучения, которые позволят без ограничений заниматься спортом, а потом заново не только восстанавливать утраченные нужные сведения, но и получать новые навыки подсознательно во время сна (по методам уже существующего обучения электронных нейросетей).
Однако способы защиты биоинформации – не предел мечтаний для футурологов, ощутивших отсутствие главных признаков будущего в современности. Бессмертие, о котором говорили многие учёные, вовсе не за горами. Но обратите внимание, насколько сильны деструктивные силы в обществе, стремящиеся уничтожить вас ещё до вашей естественной биологической смерти. Будут ли представители этих сил заботиться о вашем здоровье, продлять вам долголетие? Приведу в качестве примера отношение ко мне службы занятости местного исполкома. Имея высшее техническое образование, опыт работы инженером республиканского телевидения, ведущим конструктором КБ автоматизации, заместителем начальника вычислительного центра завода, я был вынужден получать пособие по безработице, на которое невозможно прожить. Однако и его перестали выплачивать. Мало того – для лишения статуса безработного, освобождённого от уплаты налогов на безработных, представители госаппарата «позаботились» о соблюдении формальных условий для того, чтоб заставить меня платить налоги. Выразилось это в постоянном выражении недоверия, в предложениях вариантов трудоустройства, которые иначе, чем оскорбительными не назовёшь – «уборщик на кладбище» и тому подобные. Очевидно мои публикации ими не читаются и никакого влияния на мой общественный статус не оказывают. Наоборот – издевательское отношение вызывает у них ощущение удовольствия. Работодатели отказывают мне без объяснения причин, их трудно упрекать – заводы работают неполные рабочие недели, сокращая зарплаты и сотрудников. Можно ли надеяться, что такие административные шестёрки, став «бессмертными» не будут создавать конфликтов? Увы, люди не готовы к бессмертию, их биологический вид нельзя назвать разумным, только отдельные представители способны иногда демонстрировать признаки интеллекта…
«Назовем несколько соображений, дающих нам право считать, что мы сейчас в состоянии различить контуры мира, каким он будет в 2200 г.
- 1. Эта книга основана на беседах с более чем тремя сотнями лучших ученых, работающих на переднем крае науки.
- 2. Ни одна научная разработка из упомянутых в книге не противоречит известным законам физики. Четыре фундаментальных взаимодействия и базовые законы природы в основном известны; никаких серьезных изменений здесь не ожидается.
- 3. Прототипы всех технологических новинок, упомянутых в книге, уже существуют.
- 4. Автор книги — человек науки, не понаслышке знакомый с технологиями переднего края научных исследований».
Я в свою очередь приведу несколько пунктов, которые не позволяют различить контуры мира:
- 1. Интернет позволяет «беседовать» с тысячами лучших учёных, но рыночная система отношений не позволяет надеяться на сколько-нибудь откровенное изложение своих истинных взглядов, повсеместно действует институт «гостайны».
- 2. В средние века критерием научности так же были известные законы – в том числе теологические. Более того, взаимодействие «тёмных» энергий и материи никак не укладывается в рамки четырёх взаимодействий.
- 3. На момент предсказаний часто не существует прототипов, как это и было указано в исторической справке выше самим Мичио.
- 4. Автор критической статьи о книге – инженер-конструктор микропроцессоров, репрессированный в Беларуси мастером спорта международного класса, профессором Киевского университета, бывшим сотрудником КГБ и председателем колхоза в одном лице (чуть не забыл – ещё и Шнобелевским лауреатом).
Оценка сроков, за которые пилотные технологии сегодняшнего дня смогут достичь зрелости и принести плоды должна осуществляться не только исходя из возможностей науки, но и противодействующих деструктивных сил в социуме, поэтому оптимизм Мичио мне понятен – он, глядя из Японии, где в 10 раз меньший уровень убийств, чем в сравнительно благополучной в плане криминала Беларуси, говорит оптимистично и уверенно. Однако будет ли распространён на среднемировой уровень тот прогноз, который сделан всеми уважаемый физик – зависит от множества хаотичных факторов «низкого» уровня, в том числе политики воспитания следующих поколений.
Продолжение следует…
30 октября 2016 г. Инженер-конструктор Гаврук В. В. МТС +375 29 8464082 ©
Комментарии