Он умер на железнодорожной станции Астапово на территории нынешней Липецкой области. В этот памятный день здесь состоится открытие Международного форума "Слово о Льве Толстом".
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии.
Граф Лев Никола́евич Толсто́й один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по Разряду изящной словесности (1900).
В конце жизни стремление согласовать образ мысли и жизни, а также разлад в семье заставили его покинуть Ясную Поляну. В пути он заболел пневмонией и 7 (20 по новому стилю) ноября 1910 года умер на станции Астапово. Похоронен Лев Толстой в Ясной Поляне.
Идеи ненасильственного сопротивления, которые Л. Н. Толстой выразил в работе «Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга.
Политолог Сергей Сибиряков задал вопросы экспертам о роли выдающегося писателя и мыслителя в современной жизни.
Сергей Сибиряков: Толстой умер, так и не соединившись с Православной Церковью, от которой он был официально отлучен в 1901 году. Сегодня призывы о «реабилитации» Толстого обращаются к Русской Церкви довольно регулярно. Должна ли, по вашему мнению, Православная Церковь реабилитировать Толстого?
Юрий Бликов – сценарист, кинорежиссер, психолог (Одесса, Украина): Есть старая, довольно грубая поговорка, поразительно подходящая к теме: "Когда собаке нечего делать – она под хвостом лижется". Подобные призывы – это проявление классического психологического конфликта, между непомерными амбициями и крайне ограниченными возможностями. Те, кто могут реализоваться в современной жизни, кто может принести значительную пользу людям, оказать воздействие на социум, тот это делает. А кто хочет дивидендов, статуса, удовлетворения чувства собственной важности, но реально быть значимым и ценным для социума не может, тот занимается подобными акциями. Треску много, а ответственности никакой. Чтобы поднимать волну талант, трудолюбие, знания, работа над собой, самоограничения, жертвенность, в конце концов, не нужны.
И нужно очень хорошо помнить: желая переписать где-то историю под себя, не нужно потом удивляться, что кто-то попытается переписать историю вам не по вкусу.
Александр Этерман – экономический аналитик, политический обозреватель (Иерусалим,Израиль): Должна. Точно так же, как католическая церковь реабилитировала Джордано Бруно и Галилея, хотя они тоже прощения (тем паче, после смерти) не просили. Это вопрос ее внутренней чистоты.
Лариса Бельцер-Лисюткина – культуролог, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ): Не должна. Нынешняя РПЦ и Толстой несовместимы. Как, впрочем, и современная Толстому РПЦ.
Мирослава Бердник – журналист и публицист, (Киев, Украина): Не так давно, в 2006 году Церковь разъяснила: «Святейший Синод лишь констатировал, что Толстой находится вне Церкви. Сам Толстой не хотел быть членом Православной Церкви, он никогда не раскаивался в своих воззрениях, которые поставили его вне Церкви, и зачастую высказывался оскорбительно как к отдельным ее представителям, так и к Церкви в целом». Это были взаимоотношения Толстого и Церкви и не дело – совершать насилие как над Толстым вопреки его воле, так и над фундаментальными правилами Церкви.
Давид Эйдельман – политолог и политтехнолог (Иерусалим, Израиль): Кесарю – кесарево, Богу – Богово, Православию – паства, Толстому – толстовское. Святейший Синод вправе решать, кого ему считать православным. Сам Толстой не хотел быть в этом профсоюзе и не сделал ничего, чтобы в нем остаться.
Отвечая по благословению патриарха Кирилла президенту Российского книжного союза Сергею Степашину, отец Тихон напомнил, что Святейший Синод своим решением от 20 февраля 1901 года отлучить Толстого «лишь констатировал уже свершившийся факт - ведь граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал».
Судя по полемике, которую вел Толстой с этой институцией, он сам не был бы признателен, если бы его посмертно вернули в лоно церкви. Учение Толстого действительно антицерковное – и по букве, и по духу. Его за это не простили. Но он и не просил прощения.
Сергей Сибиряков: Существует знаменитое изречение Ленина о зеркале русской революции. Как вы думаете, сегодня, спустя столетие после смерти Льва Николаевича, зеркалом чего в русской жизни, российской истории, русскоязычной литературе является Лев Толстой?
Юрий Бликов: Толстой не зеркало, Толстой – это символ бессмысленности самокопания и деградации, к которой неизбежно приводит такое самокопание. Но если все-таки говорить о зеркале, то это зеркало отражает, как аристократия и интеллектуалы гниют, превращаясь в интеллигентов. И это превращение, раньше или позже, приводит к торжеству быдла и хама.
Александр Этерман: Булгаков ясно показал (в "Белой гвардии") чему зеркало Толстой - мыслящей дворянской России, затрудняющейся найти общий язык с собственной глубинкой, но способной порождать новую социальную и культурную реальность.
Лариса Бельцер-Лисюткина: Как и все большие писатели, Толстой отразил в своём творчестве дух своей эпохи. А это весь XIX век. Он маркирован такими вехами, как война с Наполеоном, зарождение оппозиции, восстание декабристов, борьба за отмену крепостного права, формирование критического отношения общества к самодержавию ("декабристы разбудили Герцена, а Герцен развернул революционную агитацию"), Крымская война, отмена крепостного права, радикализация оппозиции, развёртывание террора, цареубийство 1 марта 1881 года, нарастание классовых противоречий, приведших к двум русским революциям. Если рассматривать эту ось как "русскую революцию", то да, Лев Толстой отразил в своих произведениях эти процессы, сопутствующие им публичные дискурсы и исторические типажи.
Кстати, я делаю эту запись, а по ТВ как раз идёт американский фильм "Война и мир".
Мирослава Бердник: Я думаю, что если Толстого и можно назвать сегодня «кривым зеркалом», то зеркалом т.н. оппозиции, которая подобно Толстому пишут о суеверности таких понятий, как отечество, патриотизм и писал: «Люди так привыкают к этому суеверию, что гордятся своей принадлежностью к России, Франции, Германии, хотя эта принадлежность ни на что им не нужна и ничего, кроме зла, не доставляет им».
Давид Эйдельман: Толстой – это зеркало, отразившее великую неутолимость русского духа в его высших проявлениях. Это сверхъестественное проявление естественности. Это готовность принять в себя весь мир, все подвергнуть сомнению, всему дать новые имена и ответы, и не успокоившись отказаться от собственной правоты, чтобы идти дальше. И умер он на случайной станции на полпути неизвестно куда…
Сергей Сибиряков: Какое произведение Льва Толстого вы считаете наиболее актуальным и значительным для наших дней?
Юрий Бликов: Актуальности в писаниях Толстого не усматриваю, разве что, в качестве компенсатора комплекса неполноценности русских культуртрегеров. А значительны произведения Толстого, на мой взгляд, исключительно количеством слов.
Александр Этерман: Увы - "Войну и мир". Там столько всего...
Лариса Бельцер-Лисюткина: Мне трудно ответить на этот вопрос. Понимаю, что назвать надо "крупногабаритные" романы: "Анну Каренину", "Воскресение", "Войну и мир". Это будет объективно верно. Но мои личные симпатии принадлежат ранним текстам: "Детство", "Отрочество", "Юность", а также "малому жанру" - повестям и рассказам. Мне нравятся "Крейцерова соната", "Отец Сергий", "Казаки", "Смерть Ивана Ильича" и вся драматургия Толстого, прежде всего сатира "Власть тьмы", а также "Живой труп" и "Плоды просвещения". Именно эти произведения Толстого ближе всего к современности.
Мирослава Бердник: На меня в детстве большое впечатление произвели «Севастопольские рассказы» Толстого. Потом с удовольствием смотрела «Войну и Мир» Бондарчука, но в остальном – творчество Льва Толстого не возбудило во мне каких-либо глубоких струн.
Давид Эйдельман: «Хаджи-Мурат». Это сравнительно небольшое произведение Толстого, над которым он работал больше времени, чем над «Войной и миром», «Анной Карениной» и «Воскресением», бесконечно переделывая, доводя до совершенства, и… оно так и не было опубликовано при его жизни. Но в «Хаджи-Мурате» более чем в любой другой книге есть ответы на острейшие вопросы современности. Это самое любимое и последнее художественное произведение Толстого о последних вопросах жизни и смерти, взаимоотношения народов с разной ментальностью и культурой, о власти и справедливости, о верности и предательстве.
Сергей Сибиряков: Какой из уроков Льва Толстого пригодился вам в жизни, профессиональной деятельности?
Юрий Бликов: Весьма наглядный урок, как легко можно утопить талант в огромном количестве слов.
Александр Этерман: Удивительно выписанные афористические фразы. Скажем, о плечах Элен Безуховой, отполированных тысячами скользивших по ним взглядов, или о том, что ее отец, князь Куракин, не испытывавший родственных чувств, в частности, к своим детям, присматривался к тому, как вели себя со своими детьми нормальные родители, и стремился им подражать.
Лариса Бельцер-Лисюткина: Его взаимоотношения с религией и церковью. Его тексты "Крейцерова соната" и "Отец Сергий" я использую в своей преподавательской работе (в курсе Gender Studies).
Мирослава Бердник: Учитывая сказанное выше, я свою жизнь как-то не сверяла с творчеством Толстого.
Давид Эйдельман: Не останавливаться. В любом случае ценить энергию заблуждения, которая требует рваться, путаться и метаться, но срывать маски и не верить табличкам, чувствовать фальшь, пафос неискренность и не бояться идти против общепризнанного, ибо спокойствие – это душевная подлость.
Сергей Сибиряков: Каково, по вашему мнению, место Толстого в истории русской литературы по отношению к другим великим писателям?
Юрий Бликов: Я смогу ответить на этот вопрос, когда мне кто-то докажет, что Толстой великий писатель.
Александр Этерман: Без него не существует русской прозы - какой мы ее знаем. Без прочих гениев не было бы тех или иных тем, образов, идей. Без него не было бы самого материала.
Лариса Бельцер-Лисюткина: Он, безусловно, занял своё законное место на русскоязычном литературном Олимпе эпохи Золотого века русской литературы. Его зеркальный двойник - Ф. М. Достоевский. Их постоянно сравнивают. Они оба были богоискателями. Философами. Создателями жанра большого психологического русского романа. Только вот после Толстого осталось толстовство, а после Достоевского - "достоевщина". Это исторический парадокс, если учесть, что современная массовая мода диктует признаваться в ненависти к Толстому и одновременно в любви и поклонении Достоевскому. Но это - чисто российский феномен, а точнее, феномен "русского человека", так детально представленного в романах обоих гениев. В не-российском мире он не имеет никакого аналога.
Мирослава Бердник: Толстой – великий русский и мировой писатель, сквозь призму творчества которого можно изучать поиски, пути, ошибки и осознание, как человека, так и общества. Но любые решения человек принимает, опираясь исключительно на ориентиры, которые он выбирает. А вот уже что выбирать, решает он сам.
Давид Эйдельман: Думается, что лучше всего, на этот вопрос ответил Набоков, когда во время одной из своих университетских лекций в США наглядно показал, что есть феномен Толстого в истории русской литературы. Один из студентов вспоминал: «…Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам - их было пять или шесть - в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча, опустил шторы на трех или четырех больших окнах…
Комментарии
Что бросается в глаза. Тонкое и глубокое понимание Толстого иностранцами и абсолютный бред Юрия Бликова, а особенно Мирославы Бердник-общие фразы на уровне школьной программы.
Кто такой Ю.Бликов не имею ни малейшего понятия, а к М.Бердник- отношение резко отрицательное, зная о ее деятельности и заявлениях в Укре.
Их ответы в интервью, это как из школьных сочинений:
"Заподноевропейские рыцари воевали из-за дам и других пустяков"....