Казахская нефть для Германии

На модерации Отложенный

Давненько не брал я в руки шашек переводов. Но тут коллеги (тоже путинские пропагандисты, как и я, ога) из «Блумберг» написали замечательное – как не перевести.

Через неделю Германия собирается остановить импорт трубной нефти из России, что создаёт давление по поиску альтернатив.

Министр экономики Германии (филолог, Карл! – здесь и дальше  курсивом примечания Роджерса) заявил во вторник, что страна вообще не будет покупать российскую нефть в 2023 году, подтверждая приверженность клятве прекратить поставки до конца текущего года.

Этот шаг призван покарать Кремль за войну на украине (странно, мы думаем, что это мы так караем немцев за поставки оружия укронацистам – поглядим, кому больнее).
Основная гениальная идея (сарказм тоже мой, если что) заключается в том, чтобы использовать российскую трубопроводную систему для импорта нефти из Казахстана.

Даже идут разговоры о тестовой поставке в начале следующего года.

Германия, вместе с большинством стран ЕС, уже отказалась от морских поставок из России.

Но (люблю эти маленькие «но»!) задача поставить казахскую сырую за тысячи километров до НПЗ в восточной Германии представляет огромные вызовы на многих фронтах.

Первый из которых, что нефтепроводы, по которым нефть должна течь – российские (гигантская сеть «Дружба»).

Поэтому любые решения по утверждению таких поставок должны приниматься в Москве.

До сих пор компания-оператор трубопровода «Transneft PJSC» не получала никаких запросов от Казахстана на поставки в Германию, согласно заявлению пресс-секретаря компании Игоря Дёмина.

Некоторое количество казахских баррелей уже прокачивается на север до Алметьевска в России и там смешивается с нефтью с российских полей, в результате чего получается стандартная экспортная нефть, официально известная как Russian Export Blend Crude Oil (REBCO), которую чаще называют «Уралс».

Зависимость от России

Казахскую нефть качают через сеть российских нефтепроводов к экспортным терминалам в Усть-Луге и Новороссийске.

Физически доставить казахскую нефть в Германию без примеси российской нефти практически невозможно.

Это потребует транспортировки партиями или даже перевозки в бочках, чтобы избежать смешивания с «молекулами российского происхождения» (так, сцуко, в первоисточнике). Это будет крайне затруднительно для реализации и вряд ли «Транснефть» поддержит такую идею.

И даже если такое случится, то такой подход приведёт к тому, что германские НПЗ получат нетестированную нефть с характеристиками, весьма отличающимися от их привычной диеты из «Уралс», имеющей строгие параметры по плотности и содержанию серы.

На практике, если такие поставки и будут организованы, то они явно не будут казахского происхождения.

Казахская «KMG Trading», дочка государственной «KazMunayGas JSC», поставляет в российскую трубопроводную систему 13 миллионов тонн нефти ежегодно, и она переводится в эквивалентное количество «Уралс», чтобы потом продаваться на международном рынке.

Поставки «Уралс»

Поставки «Уралс», принадлежащие KMG, специально исключены из санкций ЕС, и на них сверху наклеивается ярлычок Kazakh Export Blend Crude Oil (KEBCO), чтобы отличить их от REBCO. Но все понимают, что это цирк с конями.

Эти поставки потом идут морем из Новороссийска на Чёрном море и Усть-Луги на Балтийском.

И они совершенно отделены от поставок казахской CPC Blend, которую загружают на танкеры в специальном терминале возле Новороссийска.

Но (опять эти прекрасные «но») даже если Россия согласится на подобный обмен, возникает вопрос: где Казахстану найти лишнюю нефть, чтобы загрузить её в трубопроводы для поставки в Германию?

Потому что «KazMunayGas» должен (загибайте пальцы) сначала заполнить собственные НПЗ Казахстана для исполнения своих обязательств по поставкам на внутренний рынок.

Затем первоочередной приоритет – через компанию «KMG Trading» – обеспечить необходимое для работы их фирменного НПЗ в Румынии.

Оставшиеся объёмы проданы по долгосрочным контрактам. Казахстан не может перенаправить экспортируемые им объёмы KEBCO в Германию, ибо это нарушит его действующие контракты. Так что в 2023 году он может выделить для немцев примерно ничего.

Итак, после насыщения домашнего рынка и поставок в Румынию, для Германии почти ничего не остаётся.

И это даже если предположить, что Россия согласится на перекачку.

Запутанные решения

Один вариант решения может прийти из растущей добычи нефти в Казахстане. Они планируют увеличить добычу с 85,7 в заканчивающемся году до 92,6 миллиона тонн в следующем. Так заявил тамошний министр экономики Алибек Куантыров.

Другой крайне запутанный вариант, если Россия поставит свою нефть на казахские НПЗ, а Казахстан тогда перекачает свои баррели через «Дружбу» в Германию.

Казахстан тогда может продать KEBCO (то есть «Уралс» с переклеенными ярлычками) в Германию. Павлодарский НПЗ в восточном Казахстане раньше уже перерабатывал российскую нефть и теоретически может делать это снова – если позволит пропускная способность трубы через восточный Казахстан, через которую сейчас идёт экспорт российской нефти в Китай.

Зависимость от «Дружбы»

Немецкие восточные НПЗ исторически зависят от российской нефти.

У Германии есть два НПЗ на востоке страны, которые зависят от поставок «Уралс» через «Дружбу» – принадлежащие «TotalEnergies» Leuna plant и PCK Schwedt.

Они принадлежали «Ростефть PJSC», пока правительство не захватило контроль над ними в сентябре (и поэтому пососать трубу им вместо нефти).
НПЗ «PCK Schwedt» переработало 11,6 миллиона тонн в текущем году, из которых «Роснефти» принадлежит доля в 6,3 миллиона тонн.

За закрытыми дверями правительственные чиновники месяцами ведут переговоры с другими партнёрами в Польше (которые могут поставлять что-то через порт в Гданьске) и Казахстане.
Хотя «Schwedt» уже получает какие-то поставки через альтернативные маршруты из Гданьска и Ростока, их объёмы не достаточны для нормальной работы НПЗ в долгосрочной перспективе. Единственная надежда на приток трубопроводного KEBCO из Казахстана.

Что крайне маловероятно.

Коротко: филолог хочет покупать казахскую нефть, которой нет (всё уже продано) и которую невозможно доставить без согласия русских.

В общем, немцы хотят качать российскую нефть под видом казахской, фигли.