В октябре скромно и незаметно прошла юбилейная дата – 30 лет со дня начала активного участия СССР в израильско-сирийском конфликте. 9 октября 1980 года в Москве с большой помпой прошли переговоры между СССР и Сирией о дружбе и сотрудничестве. Вполне в духе оруэлловского романа «1984»: для того, чтобы понять, что такое «дружба и сотрудничество» в трактовке СССР, нужно применить «Священное двоемыслие Большого Брата». Но мы, все же, попробуем разобраться в сути этого незаурядного события.
Договор между СССР и Сирией предусматривал, прежде всего, воссоздание сирийских вооруженных сил и укомплектование их «военными советниками». В то время воздушные бои между израильскими самолетами Ф-15 и сирийскими МИГ-21 проходили почти ежедневно с большими потерями для сирийцев, как на территории Сирии, так и в Ливане.
Нужно было либо заключать мир с Израилем, либо двигаться по московскому сценарию. Сирия сделала выбор. Главным военным советником в вооруженные силы Сирии был назначен генерал-полковник Григорий Яшкин. Перед ним стояла задача: в самые короткие сроки провести модернизацию сирийской армии и, с учетом возможностей советской военной техники, разработать новые формы и способы ведения боевых действий против Израиля.
Как сообщал Яшкин, первое, с чем он столкнулся, это тотальная неподготовленность сирийской армии, особенно ВВС и ПВО. На выручку пришел многосотенный коллектив советских военных советников. Занялись они созданием смешанных зенитно-ракетных бригад и двух дивизий ПВО, двух смешанных авиационных дивизий, укомплектованием их советской техникой, вооружением и средствами управления. Разработали новую методику подготовки войск. Затем на территорию Ливана были скрытно введены зенитно-ракетная бригада, два зенитно-артиллерийских полка, два радиотехнических батальона и два батальона радиоэлектронного противодействия. В результате, им удалось сбить четыре израильских самолета.
Москва немедленно уведомила Асада-старшего о срочной поставке в Сирию 50 самолетов МИГ-23МЛД. 10 июня Израиль провел тщательно спланированную операцию по ликвидации сирийских подразделений в долине Бекаа. Как это было: во-первых,
была создана группа радиоэлектронного обеспечения удара.
В эту группу входили беспилотные самолеты разведчики. Летая над сирийскими позициями, они вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командный пункт. Получая такую наглядную информацию, израильское командование принимало безошибочные решения о нанесении ракетных ударов. Эти же беспилотные самолеты засекали рабочие частоты РЛС и ракетных комплексов и ставили помехи. Более того, вызывая на себя огонь советских ЗРК, самолеты – разведчики отводили его от боевых самолетов. Самолеты раннего радиолокационного обеспечения прослушивали радиосети сирийских ВВС и ПВО, забивая их помехами. Пеленгуя работающие сирийские РЛС, они уточняли их координаты для нанесения точных ударов.
Кроме того были созданы три группы удара. Первая – наземные установки ракет класса «земля-земля», дальнобойная артиллерия и установки реактивной артиллерии. В группу второго удара входили истребители-бомбардировщики, оснащенные ракетами, уничтожавшие оставшиеся РЛС и пусковые установки. Самолеты, предназначенные для подавления ПВО, были оснащены специальными двигателями, не оставляющими за собой следа конденсата в небе, что затрудняло их обнаружение. Они были оснащены системой радиоэлектронной борьбы, определяющей частоты РЛС сирийцев и автоматически ставящей против них помехи. «Ослепшие» и «оглушенные» сирийские самолеты попадали под внезапные удары израильских ВВС. Группа третьего удара состояла из истребителей «Кфир» и Ф-15, которые завершили уничтожение оставшихся пусковых установок бомбовыми ударами.
Недруг Израиля Яшкин в своих воспоминаниях признает, что этой операцией израильтяне достигли много, и, прежде всего, в морально-психологическом плане. И вот тогда, в сложившейся обстановке, СССР принимает решение сделать для Сирии нечто гораздо большее – принять участие в конфликте своими вооруженными силами, естественно, в обстановке строжайшей секретности.
В начале января 1983 года в Сирию, в район Думейра (40 км западнее Дамаска) прибыл и сразу встал на боевое дежурство зенитно-ракетный полк дальнего действия с советским военным персоналом. За ним прибыли и другие воинские части: технический полк, вертолетная эскадрилья радио-электронной борьбы (РЭБ), наземные подразделения РЭБ; в начале февраля – еще и зенитный полк дальнего действия, занявший позиции в 5 километрах восточнее города Хомса. Прибыли новые зенитные комплексы «Оса-Ока», самолеты МИГ-25 и МИГ -23МЛД с новыми бортовыми локаторами и многое другое.
Вот так советские войска начали принимать участие в боевых действиях на стороне Сирии . Если бы не вмешательство СССР, мир с Сирией был бы заключен 30 лет назад.
Комментарии