Каспийская «пятерка» закрыла море для НАТО

В Баку завершился Третий каспийский саммит с участием глав государств, имеющих выход к самому большому озеру планеты, размеры которого еще в древности дали прикаспийским народам веский повод гордо именовать его морем.

Президент России Дмитрий Медведев выразил свое удовлетворение по поводу итогов завершившейся встречи на высшем уровне, от которой многие эксперты ожидали продвижения в главном вопросе — определения статуса Каспия. Как передает ИТАР-ТАСС, по мнению главы РФ, если решения саммита будут реализованы, это позволит уже в ближайшее время урегулировать вопрос, который в течение всего времени с момента образования новых прикаспийских государств оставался одним из главных камней преткновения на пути к их конструктивному сотрудничеству в данном регионе.

«Мы смогли обговорить самые сложные вопросы, включая вопрос делимитации, и по этому вопросу мы достигли прогресса»,— прокомментировал итоги переговоров Дмитрий Медведев. По его словам, прогресс состоит в том, что лидеры стран «приняли решение поручить соответствующим ведомствам в самые короткие сроки – за три месяца – обсудить и согласовать ширину национальной зоны, исходя из границ 24–25 миль, включая водное пространство, и уже подготовить соответствующее предложение, чтобы оно было одобрено руководителями государств. Если мы продвинемся в те сроки, которые установлены, это будет означать, что мы выходим на подписание полноценного соглашения о статусе Каспия»,— выразил уверенность президент РФ. Он также отметил, что теперь сторонам «остается довести до конца поручение, и в этом случае, мы можем в короткой перспективе получить очень хороший результат, который нам нужен не только для того, чтобы разделить водное пространство, делимитировать границу и установить границу суверенитетов, но и для того, чтобы заниматься нормальным экономическим сотрудничеством».

Еще одним видимым результатом бакинской встречи стало достижение главами прикаспийских государств договоренности интенсифицировать диалог по поводу проблем, связанных с международным взаимодействием в каспийской акватории. «Мы договорились встречаться один раз в год, не делая таких каникул, как у нас произошли в последнее время, встречаться один раз в три года недопустимо, а наши эксперты должны встречаться гораздо чаще, по предложению президента Ахмадинежада, мы постановили, что такие встречи должны быть не менее пяти раз в год»,— отметил Медведев. И пригласил всех на следующий саммит в Россию – «надеюсь, чтобы поставить точку в очень важном деле». «Все зависит от нас»,— заключил президент РФ.

Еще одним достижением участников саммита стало подписание соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии. Лидеры государств еще раз высказались в поддержку идеи разработать конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Кроме того, по словам главы РФ МИД Сергея Лаврова, прикаспийские страны в ближайшие несколько месяцев могут ввести 5-летний мораторий на вылов осетровых в Каспии.

Итоги Третьего каспийского саммита комментирует главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов:

— Главный положительный результат прошедшего саммита состоит хотя бы в том, что на фоне провальной первой встречи в 2002 году, когда некоторые лидеры делали заявления в том духе, что Каспийское море «пахнет кровью», позиции участников стали более конструктивными. На саммите 2002 года в Астрахани, напомним, президент РФ Владимир Путин сделал заявление о «биотерроризме» на Каспии — это касалось экологической обстановки, связанной с варварским выловом осетровых рыб.



Второй саммит, который состоялся в Тегеране, вроде был движением вперед. В частности, тогда был принят меморандум, в котором стороны обозначили те моменты, которые должны были быть положены в основу норм новой пятисторонней конвенции о статусе Каспийского моря. Этот меморандум содержал ряд весьма значимых и выгодных для России положений. Например, о том, что на Каспии не должны плавать суда не прикаспийских государств. И о том, что это должно быть «море мира», где не происходит активной милитаризации, которая бы угрожала безопасности сообщества прикаспийских стран.

Однако, как известно, меморандум – еще не конкретный договор или соглашение, а скорее заявление о намерениях. Полноценным договором является пятисторонняя конвенция. Впрочем, нынешний саммит также не привел к ее подписанию. Как мы видим, пока обозначены лишь подходы в области безопасности. Как я понимаю, в этом отношении стороны согласовали свои позиции. По крайней мере, так декларируется.

В частности, президент России еще раз подчеркнул, что все проблемы в области безопасности прикаспийские страны они в состоянии решить сами. Это очень важно, потому что ряд наших геополитических конкурентов — прежде всего, конечно, США — в 1990-е годы активно пытались проникнуть в регион, с тем чтобы переформатировать ситуацию в сфере безопасности в соответствии со своими интересами. Они неоднократно предлагали разместить свои военные базы на территории некоторых прикаспийских государств. Имеется ввиду новые страны СНГ – такие, как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. В ряде случаев им даже удавалось разместить отдельные объекты или же существенно усилить свое военно-техническое сотрудничество.

В случае с Азербайджаном, который модернизирует свои военно-морские силы с опорой на сотрудничество как с Турцией, так и с США, американцы даже бесплатно обучали офицерский состав ВМФ этой страны и дарили ей патрульные катера. Уже в нынешнем столетии американцы выступили с идеей осуществить программу «Каспийский страж». По сути, это означало, что под эгидой американцев на Каспии появились военнослужащие, которые якобы должны были бороться с терроризмом. Эта программа была направлена против интересов как России, так и Ирана.

В этом отношении последний каспийский саммит является шагом вперед. Хотя, на мой взгляд, пока не стоит переоценивать наметившиеся тенденции. Дело в том, что еще по советско-иранским договорам многие из озвученных сейчас положений были зафиксированы. Например, по договору от 1927 года (о гарантиях и нейтралитете между СССР и Ираном) ни одна из сторон не имели право включать иностранцев в состав не только военных, но и торговых судов, что являлось дополнительной гарантией от проникновения на Каспий агентов чуждых интересов.

Что же касается основных пунктов повестки саммита, в том числе главного из них — разграничения Каспия, то окончательные выводы делать, пожалуй, рановато. Необходимо дождаться, когда будет подписан и ратифицирован в парламентах итоговый вариант конвенции. Как известно, на этом уровне очень часто происходят сбои. Особенно если учитывать, что Иран ранее постоянно тормозил принятие этой конвенции, исходя из своих национальных интересов. А мы знаем, что в сфере той же ядерной проблематики Тегеран очень часто говорит одно, затягивает переговорный процесс, а потом резко возвращается к своей первоначальной позиции, по сути дела, срывая уже казалось бы достигнутую договоренность.