Об единой, общей идее для всего человечества

На модерации Отложенный

фрагмент из книги "Можно ли жить не полжи?"

–––––––––––––––––––––––

– Поэтому и должна быть какая-то общая идея, единая для всего человечества.

– Какая, что ты под этим понимаешь?

– Сейчас я тебе ещё одну утопию выложу, можешь это так и считать. Понимаешь, чтобы определить для человечества какую-то цель, какую-то Высшую Идею, не обойтись, всё же, без некоторой сказки. А может, это сказкой только сейчас видится. Начнём с того, что имеется гипотеза об уникальности человеческой цивилизации, то есть о наличии цивилизации разумных существ во Вселенной в единственном числе – это только земная. Поскольку эта гипотеза ничем пока не опровергается, её можно принимать за истинную. Если же какие-то данные о инопланетных разумных цивилизациях когда-то появятся, гипотеза будет исправлена. Так вот, эта Высшая Идея в том, что цель и задача земной цивилизации: не дать самой себя погубить, сохранить себя через своё развитие, совершенствование, гуманизацию. Не дать также погубить человеческую цивилизацию никаким внешним силам ни планетарного, ни космического масштаба – Солнце остынет через сколько-то миллионов лет, или, как говорят учёные, ещё ранее может случиться, что исчезнет магнитное поле Земли, которое защищает всё живое на планете от потоков убийственных для нас космических частиц. Со временем мы могли бы заселять другие планеты, другие звёздные системы, другие галактики. Задача человечества – обеспечить своё существование до тех пор, пока существует Космос. То есть – вечно. Вот такая Высшая Идея.

– А знаешь, Роман, я не стал бы называть это сказкой, утопией. Мы ведь даже не можем себе представить, какими возможностями будут обладать люди через сто лет, через тысячу и более. Смогут и в другие галактики летать. За прошедшие сто лет мир и наши возможности изменились очень сильно, за предстоящие сто лет изменений будет ещё больше, а уж что будет через тысячу лет!?..

– Так ведь и угроз цивилизации от себя самой с её развитием ещё больше будет.

– Понимаю, что ты хочешь сказать. Чем более мы будем что-либо изобретать и создавать, тем более мы это против себя и друг против друга направлять и использовать будем.

– Оно и сейчас так есть, так же и далее останется. Появятся, например, какие-нибудь химические психотропные средства, с помощью которых можно в совершенно массовом порядке на психику людей воздействовать, чтобы человек был управляемым, как робот, как зомби. Или излучение какое-то с такими же возможностями будет открыто. Или в генах какую-то подобную модификацию можно будет провести. И всё – ничто не остановит тех, в чьих руках такие средства окажутся. Сейчас ведь религия в таких же целях используется, и это считается нормальным и допустимым. Естественно, что властям желательно именно такой, управляемый народ иметь. Работают, едят, размножаются, ни на что не ропщут. А солдаты какие – выносливые и бесстрашные! А вот у властей этих, в состояние бездумных зомби не опущенных, наоборот – тщеславие, амбиции, зависть... Войны между собой ведут, амбиции свои тешат, благо – пушечного мяса достаточно. В общем, какое там спасение цивилизации, расселение в другие звёздные системы!?..

Если бы даже и дошло до этого, полетели бы наши звездолёты в разные стороны, где-то бы обжились, цивилизации новые создали, вот тогда-то настоящие «звёздные войны» и начались бы. Всё, что на Земле творили, теперь стали бы во вселенском масштабе творить.

– Роман, ты прямо-таки апокалипсис какой-то нарисовал. Вот и скажешь теперь, что прав был Иоанн Богослов, когда предсказывал конец света.

– Как сейчас, так и две тысячи лет назад, мыслящий человек понимал, что значительная часть действий человека определяется его животной природой. Остаётся добавить к этому понимание, что человеческая сущность не меняется, и что со временем возможности человека по подчинению и истреблению себе подобных будут только возрастать – и, всё, предсказание конца света готово! Можно ещё для красочности разнообразить его художественными деталями и картинками.

– Так что: погибнет земная цивилизация, возможно, единственная на всю Вселенную?

– Если с точки зрения пессимиста – да, погибнет. И очень вероятно, что по причине самоуничтожения.

– А как насчёт оптимистического варианта? Может, хватит у наших потомков разума на то, чтобы не допустить хотя бы такой-то гибели.

– Этого, Максим, нам знать не дано. Впрочем, почему же не дано?.. Можно сказать с уверенностью, что не хватит у них на это разума, если у нас его не хватит на то, чтобы начать им в этом уже сейчас помогать. Не усугублять проблемы, а закладывать возможности в их разрешение. И последовательно, из поколения в поколения поступать именно так. Это вот и будет то, что мы называем разумом наших потомков. Не может быть разума отдельного поколения. Их разум – это сумма всего, что ко времени жизни этого поколения людьми накоплено и сделано.

– И в чём суть это Высшей Идеи?

– Полного видения её у меня пока нет. Да и не берусь я её ни формулировать, ни провозглашать. Она должна быть общественным творчеством. Считаю лишь, что одним из первых пунктов в ней должно быть изживание из общественной морали и общественной философии примирительного отношения ко лжи и лицемерию как в межобщественных отношениях, так и в идеях, провозглашаемых для общества. Начать можно будет с «любимой» мною религии.

– И как бы это конкретно было?

– Например, следовало бы начать с серьёзной, публичной дискуссии, по сути дела, экспертизу публичную провести. Вопросы поставить: ложь она, или нет? если ложь, хороша ли она в качестве «духовного учения» для современного общества? и т.д. Если она объявляется ложью и негодной, вредной в качестве общественной идеи, но допустимой для тех, кто в ней нуждается, то, соответственно, должна, наконец, измениться государственная политика, касающаяся отношений государства и церкви. Гражданин или господин Гундяев – это уже не одно из первых лиц государства – так о нём в какой-то новостной передаче по ТВ диктор сказал. Это частное лицо, председатель некоего общества любителей библейских сказок. Пусть там, в этом обществе его Патриархом величают, Святейшим, как угодно. Официально он должен объявляться так: руководитель РПЦ. И никаких почестей, действительно, как одному из первых лиц. Он всего лишь представитель «нетрадиционной медицины».