Кое-что из Шварца.
21 октября — 120 лет со дня рождения драматурга, прозаика, сценариста Евгения Львовича Шварца, автора сказок "Обыкновенное чудо", "Голого короля", пьесы "Дракон", сценария "Золушки".
«Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки, я буду все это бить. Уберите хлеб из овина. Я подожгу овин»
*
«Он был неженка. Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а все надеялся на лучшее. Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть все обойдется!»
*
«Когда теряешь одного из друзей, то остальным на время прощаешь все…»
*
«Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость — все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата».
*
«Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков как на покойников. Им всё равно, а мне полегче».
*
«Мне вдруг показалось, что вы как раз тот человек, которого я ищу всю жизнь. Бывало, покажется — и по голосу, и по речам — вот он, такой человек, а подойдёт поближе, и видишь - это совсем не то. А отступать уже поздно, слишком близко он подошёл. Ужасная вещь быть красивой и близорукой».
*
«Черт знает что… Эй, вы… Свита… Поищите там чего-нибудь в аптечке… Я потерял сознание, остались одни чувства… Тонкие… Едва определимые… То ли мне хочется музыки и цветов, то ли зарезать кого – нибудь».
*
«Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю. Одни, правда, работали лучше, другие хуже, но я уже успел привыкнуть к ним. Не зачеркивать же! Не слова — люди».
*
«За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат... Словом, идет повседневная, будничная жизнь».
*
«Эй, вы там! Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему. Живо!»
*
«Ах, дорогая, а кто хорош? Весь мир таков, что стесняться нечего. Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями — бяк, бяк — дура дурой! Это зрелище на меня так подействовало, что я взял да украл у короля двести золотых. Чего тут стесняться, когда весь мир создан совершенно не на мой вкус. Береза — тупица, дуб — осел.
Речка — идиотка. Облака – кретины. Люди — мошенники. Все! Даже грудные младенцы только об одном мечтают, как бы пожрать да поспать. Да ну его!»
*
«Вы три дня гнались за мной? Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны. Знайте, что вы для меня все равно, что… все равно, что бабушка, да еще чужая! И я не собираюсь вас целовать! И не думала я вовсе влюбляться в вас. Прощайте! Вы так обидели меня, что я все равно отомщу вам! Я докажу вам, как вы мне безразличны. Умру, а докажу!»
*
«— Сударыня, сударыня! Будем держаться как взрослые люди. И в трагических концах есть свое величие.
— Какое?
— Они заставляют задуматься оставшихся в живых.
— Что же тут величественного? Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных».
«Весь мир таков, что стесняться нечего».
*
«У меня мать кузнец, отец прачка!»
*
«Зачем я в первые министры пошел? Зачем? Мало ли других должностей? Я чувствую – худо кончится сегодняшнее дело. Дураки увидят короля голым. Это ужасно! Это ужасно! Вся наша национальная система, все традиции держатся на непоколебимых дураках. Что будет, если они дрогнут при виде нагого государя? Поколеблются устои, затрещат стены, дым пойдет над государством! Нет, нельзя выпускать короля голым. Пышность – великая опора трона! Был у меня друг, гвардейский полковник. Вышел он в отставку, явился ко мне без мундира. И вдруг я вижу, что он не полковник, а дурак! Ужас! С блеском мундира исчез престиж, исчезло очарование. Нет! Пойду и прямо скажу государю: нельзя выходить! Нет! Нельзя!»
«Единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного».
*
«Каждая собака прыгает, как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру».
*
«Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте — и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле».
*
«У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их».
*
«Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец».
*
«Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями!»
*
«Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».
Комментарии
Ничего точнее «Волшебный голос Джельсомино» для иллюстрации происходящего в РФ просто нет. Правда, РФ - не Италия, собственного Джельсомино у русских нет и не будет.