Мухаммед и Иисус - два великих посланника Бога
На модерации
Отложенный
Эта статья уделит особое внимание диалогу между мусульманами и христианами, указывая на то, что, по видению их великих основателей, Иисуса Христа и Пророка Мухаммада, у нас намного больше объединяющих нас черт, нежели различий. Если бы Иисус и Мухаммад жили в одно время и были бы знакомы друг с другом, то, судя по тому, что мы о них знаем, они признали бы друг друга не соперниками, а друзьями. Есть четыре темы, которые я нашел в Евангелии и Священном Коране, и они убедили меня в том, что эти учения преисполнены той же самой истинной веры и человеколюбия. Прежде всего, и в Новом Завете, и в Коране ясно видно то, что и Иисус, и Мухаммад были любимы Богом. В исламской традиции используются несколько почтительных имен, под которыми известен Пророк. Например, Абдуллах - “раб Божий", а также Мустафа - “избранный", Ахмад - “Восхваляемый". Наиболее часто упоминается “расуль" - “посланник". Кроме этих титулов, Мухаммад также известен как “хабиб" - “любимый Богом".
В Новом Завете Иисус Христос упоминается как любимый Богом. Например, в Евангелии от Матфея 3:16 мы читаем, как Иоанн Креститель крестил Иисуса:
“И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Та же сцена повторяется в Евангелии от Луки и Марка, и она используется для того, чтобы усилить уверенность в том, что Иисус на самом деле любим Богом. Таким образом, и для христиан, и для мусульман основатели их религий - любимы Богом. То есть для тех, кто любит Бога, независимо от того, христиане они или мусульмане, важно любить Иисуса или Мухаммада. Бог не делает различий между ними. Они оба любимы Богом. И те, которые претендуют на то, чтобы называться их последователями, должны иметь в сердце такую же любовь и такое же уважение к обоим.
Исторически сложилось так, что мусульмане всегда выказывали большее уважение к Иисусу, чем христиане к Мухаммаду. Мусульмане очень хорошо осведомлены о жизни Иисуса, и о нем с большим уважением говорится в Коране. Традиционное отношение христиан к Мухаммаду не было идентичным. К сожалению, в некоторых кругах до сих пор еще бытуют предрассудки и предвзятое отношение. В основном это объясняется недостаточностью и неточностью сведений о Мухаммаде и его жизни. Более глубокое знание жизни Мухаммада может помочь христианам понять, почему он тоже любим Богом - “аль-хабиб".
Еще одна схожесть между Иисусом и Мухаммадом состоит в том, что у обоих было четкое и бескомпромиссное представление о социальной справедливости. Оба видели неравенство и несправедливость, существующие в их обществах, и оба были страстными защитниками бедняков, вдов и сирот.
Например, в Коране Бог говорит через своего посланника Мухаммада:
“Милостыни - только для бедных, нищих, смотрителям по выдаче ее, и тем, сердца которых расположены к Исламу, на выкуп из неволи, должникам, на промысел Аллаха, для тех, кто держит дальний путь, - так по становлению Аллаха. Аллах ведь знающ, мудр!" (Св. Коран, 9:60)
Именно на основе таких духовных императивов концепция закята стала одной из пяти необходимых условий ислама и приказом Творца, вера в который обязательна для всех мусульман. Чувство равенства всех людей, возникшее из этого принципа, и стало одной из центральных ценностей ислама. Оно также выражено во многих суннах и хадисах Пророка Мухаммада; например, та честь, которую он предоставил Билялю, попросив его стать первым, кто прочитает азан - призыв мусульман на молитву. Этот жест был просто революционным для того времени.
Другой пример из сунны, приведенный Карен Армстронг в ее книге “Мухаммад", - история бедняка, который совершил мелкое преступление и был обязан раздать нищим милостыню как компенсацию за то, что он сделал. Когда этот человек рассказывал Мухаммаду, что ему нечего раздавать, в мечеть принесли корзину фиников, предназначенную в дар Мухаммаду. Пророк, в свою очередь, отдал корзину бедняку и сказал ему раздать плоды бедным. Тот ответил, что не знает никого беднее себя. Мухаммад рассмеялся и предложил бедняку раздать финики членам своей семьи.
Так же, как и Мухаммад, Иисус открыто выступал в защиту бедных и обездоленных. Знаменитое учение о добродетелях, которое стало частью Нагорной Проповеди, является одним из примеров, другой можно найти в Евангелии от Луки, глава четвертая, где Иисус использует слова Пророка Исайи применительно к себе:
“Дух Господень на мне; ибо он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благопри-ятное."
Иисус был не только проводником этого послания любви и справедливости даже для наиболее маргинальных слоев общества, но и во всех своих действиях воплощал эти слова в жизнь. Все четыре Евангелия часто ссылаются на его особое сочувствие к больным, бедным, забытым и покинутым членам общества. В Евангелии от Матфея, 25:31-46, он предлагает, чтобы апостолов помнили по их деяниям - насыщению голодных, облеканию голых и посещению больных и заключенных. То есть, когда кто-либо совершает подобные действия по отношению к “наименьшему" из своих братьев, это приравнивается к совершению деяний непосредственно по отношению к Христу. Наверно, это и есть та самая причина, по которой Коран чествует и уважает Иисуса Христа. Его чувство милости и справедливости, которое корнями уходит в правосудие, провозглашенное еврейскими пророками, полностью совпадает с понятием справедливости Пророка Мухаммада.
Третьей характеристикой, общей для Иисуса и Мухаммада, была их любовь к Богу. Иисус называл Бога арамейским словом “Абба", означающим отца (или наиболее близким переводом - “папа"), Мухаммад же, обращаясь к Богу, называл его “Аллах" - арабским словом, означающим Бога. Для обоих пророков Бог был центром их жизни. Они жили с глубоким пониманием силы и присутствия Бога и с сознанием того, что они любимы Им.
Евангелие часто говорит о том, как Иисус уходил помолиться в одиночестве - в пустыню, в горы, или в сад (так, например, как он ушел в Гефсиманский сад помолиться перед тем, как быть схваченным врагами). Писатель на религиозные темы Энтони Падавано напоминает нам:
“Он молится на каждом повороте, в каждом случае, каждый день, ночью, и на воде, и в горах, затерявшись в горах, в одиночестве в храме, покинутый в саду, на вечере со своими друзьями, во время мук на кресте" (из книги “Рассвет без тьмы").
Сила учения Иисуса была в том, что он развил связь с Богом через молитву. Иисус был человеком Бога, потому что он был человеком молитвы.
Подобно Иисусу, и Пророк Мухаммад был известен среди своих последователей как человек с глубоким пониманием Бога, человек молитвы. Само откровение Корана снизошло на Мухаммада, когда он молился на горе Хира, а также два великих момента прозрения, которые Пророк получил как величайшую духовную привилегию - Ночь Вознесения (Лайлатуль-мирадж) и Ночь Могущества (Лайлатуль-кадр) являются примерами его преданности молитве и силы его молитв. К тому же о Ночи Могущества в Коране говорится: “Лайлатуль-кадр лучше тысячи месяцев". Практика совершения молитвы (салат) пять раз в день предназначена для того, чтобы ни один мусульманин не забывал о Боге на протяжении дня, следуя примеру Пророка Мухаммада в его глубокой преданности Богу и всеобъемлющем сознании Бога. Кроме молитв, совершаемых пять раз в день, есть еще вид молитвы, известный как “дуа", который соответствует христианской молитве-просьбе. В сунне и хадисах есть множество примеров тому, насколько Пророк Мухаммад был предан молитве; он много времени проводил в молитве по разным поводам. Так же, как и у Иисуса, каждый день у Пророка Мухаммада был выстроен на основе молитвы и преданности Господу, глубочайшего сознания Бога. Да будет мир и восхваление с ними обоими.
Четвертая общая характеристика Иисуса и Мухаммада - уважение к равенству женщины. Оба жили в патриархальном обществе, в котором женщины были притеснены, не имели никаких прав и очень часто становились жертвами несправедливости и плохого обращения. Выступая в защиту прав женщин, Иисус и Мухаммад фактически выступили против общепринятых норм - каждый в своей культурной и религиозной среде. Например, мы видим, как Иисус преподавал женщинам учение, которое в период его жизни было просто революционным. Он говорил с женщинами и всегда проявлял к ним уважение, которого они были достойны. Именно женщину - Марию Магдалину - признают одной из самых близких его последовательниц; и именно ей он явился после того, как воскрес, доверив ей миссию рассказать апостолам и другим его последователям, что он восстал из мертвых. В Царстве Божьем, каким представлял его себе Иисус, мужчины и женщины равны.
Пророк Мухаммад также открыто выступал против общепринятых норм того времени в отношении женщин. В четвертой главе Корана Аллах напоминает верующим:
“О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, с Чьим именем вы предъявляете друг к другу спрос и чтите родственные связи. Поистине Аллах - над вами страж!" (Св. Коран, 4:1)
Кроме аятов из Корана, существует еще и хадис, в котором Мухаммад говорит, что “женщина - половина мужчины". Эти доказательства, собранные вместе, создают четкое представление о равенстве, существующем между мужчинами и женщинами в том виде, в котором это было открыто Мухаммаду. Именно эта концепция равенства и формирует основу различных законов шариата, призванного защищать права женщин. Есть, например, закон защиты прав женщины на наследство, право на развод, право голоса и право работать в учреждениях, право на алименты и прочие выплаты, и строгие нормы, ограничивающие полигамию. На самом деле одной из принципиальных причин существования полигамии являлась потребность защитить огромное количество вдов и сирот, которые жили без мужа и отца в подчас очень жестоком обществе Аравии седьмого столетия.
Ислам часто критикуют за притеснение женщин, однако на самом деле учение и пример Пророка Мухаммада демонстрируют прямо противоположное. Мухаммад, подобно Иисусу, открыто выступал против существующих культурных норм в вопросе защиты прав женщин. Однако очень часто последователи Мухаммада и Иисуса неверно, не так, как их учителя, понимали, а значит, и неверно толковали истинную природу роли женщины в обществах, исповедующих их религии.
Конечно, есть и другие схожие элементы в жизни и деяниях двух великих посланников Бога, есть и различия, но те четыре основных характеристики, которые мы упомянули - они оба были посланниками Божьими и защитниками убогих, людьми молитвы и защитниками прав женщин - это то, что более всего роднит Мухаммада и Иисуса. Они жили в разное время, с разницей в несколько столетий, однако вышли из одного региона. Невозможно не пытаться размышлять и представлять себе, каким бы было их общение, живи они в одно время и знай друг друга. Это скорее вопрос гипотетический, но все доказательства свидетельствуют о том, что они никогда бы не воспринимали друг друга как конкуренты, а выразили бы глубочайшее взаимное уважение. Знаменитая Ночь Вознесения Мухаммада, когда он мистическим образом был вознесен в рай (Лайлатуль-мирадж) имеет явную схожесть с Преображением Христа, когда к нему присоединились пророки Авраам и Илия. Во время вознесения Мухаммада к нему присоединился Иисус. Какой удивительный образ. Что бы они друг другу сказали? Это интересный вопрос.
Нетрудно представить, как бы они были рады видеть друг друга, они бы обнялись как друзья и начали бы глубокий и искренний диалог. Действительно, нетрудно представить Иисуса и Мухаммада друзьями, связанными любовью к Богу и таким видением мира, где правит справедливость, сострадание и равенство, мира, где люди бы жили с пониманием Бога и преданностью Ему. Они были бы друзьями, потому что оба были друзьями Бога. Они ожидали бы того же от своих верующих общин. И нам, их последователям, надо у них учиться.
Комментарии
Увы, диалога-то нет, потому что нет возможности диалога.
Большинство мусульман ведёт себя захватнически, по принципу, мы пришли и всё тут.
Думающие же христиане и мусульмане в диалоге не нуждаются, потому что им итак понятно, что у двух религий нет повода для вражды.
Но ислам сейчас переживает тот период, когда им пользуются для достижения корыстных целей.
я беседую с христианами и очно и по инету. И наш Хазрат постоянно общаетса со всеми священниками, которых нам присылают. :) И в местное самоуправдениеих частенько обоих сразу вызывают.
:)
Диалог возможен. просто христиане частенько вскипают эмоционально при беседе.
Тогда Хозяин послал Своего ЕДИНОРОДНОГО СЫНА, подумал может Его Сына послушают и чрез Него пришлют виноград, но помошники и Его Сына не пожалеле и не поверили в Него, что от Хозяина пришёл и что Сын Его, тоже убили и не послали с Сыном виноград.
Тогда Хозяин поклялся во гневе, что Его помошники избранные им, не войдут в Его царство, пока не покаются в своих грехах.
Помошники это Иудеи, посланики это пророки, как Мухаммед и другие пророки, а Единородный Сын, Иисус Христос.Аминь. Там в Царстве Небесном Иисус Христос и Мухаммед хорошие друзья, Мухаммед пророк от Бога, а кто от Бога тот и с Богом и с Его Сыном Иисусом Христом.Аминь.Мусульмани и Иудеи блудные дети единого Бога Всевышнего.Аминь, а Христиане рассеины дети.
Христианин Александр Израиль.18.11.2010-5770 год
«Когда вы встречаетесь с неверными [в бою], то рубите им головы. Когда же вы разобьете их совсем, то крепите оковы [пленных]. А потом или милуйте, или же берите выкуп [и поступайте таким образом], пока не завершится война. Так [решил Аллах]. А если бы Он пожелал, то покарал бы их сам, но Он хочет испытать одних из вас посредством других. Он никогда не даст сгинуть понапрасну деяниям тех, кто погиб на пути Аллаха» (Коран, 47:3–4). Этот аят , хоть и трактуют, как действующий только в военное время. Однако, все равно, является миной замедленного действия, и порождает у меня настороженность. Ну и безусловно различие, это то, что Иисус не позволил побить грешницу камнями, а Шариат прямо это подразумевает. Но диалог мы вести должны, иначе как нам жить на этой планете.
Добавлю: Коран это вольное изложение Библии мелким арабским торгашом. Вы представляете себе результат, если Ваньку из глухомани заставить изложить свое понимании Библии? Примерно тоже самое получится.
- В момент рождения Мухаммада никаких выдающихся астрономических явлений не было; и никто из посторонних людей не интересовался им. Когда Мухаммад повзрослел два монаха предрекли ему великую будущность; один - увидев тень от облака, падавшую на него; другой - увидев его под определенным деревом.
- Иоанн Предтеча предупредил богоизбранный народ о приходе Спасителя и приближении Царства Божия и призвал к покаянию.
- За месяц до ниспослания Корана раздался голос из желудка жертвы, приносимой языческому идолу, об успешном деле - приходе человека, который будет громко говорить, что Бог - един.
- Иисус начал свое служение когда ему было около тридцати, и был узнан праведником - Иоанном Предтечей, который и засвидетельствовал, что Иисус - Сын Бога; засвидетельствовал прилюдно и ясным днем.
- Мухаммад, получив в сорок лет первую весть от Джебраила, впоследствии отрицал божественное достоинство Иисуса. Джебраил пришел к Мухаммаду ночью, и стал душить, заставляя его - неграмотного, читать.
- Мухаммад запретил своим последователям, пившим в доисламские времена вино, употреблять этот напиток, ссылаясь на ниспосланный ему веление Бога. Определить, кто приносит ему вести, Мухаммаду помогла жена. Мухаммад по настоянию жены последовательно садился на её левое бедро, на правое бедро, на лоно, говоря при этом видит он Джебраила или нет. Когда Мухаммад сел на лоно, Джебраил исчез, на основании этого эксперемента жена Мухаммада объявила, что Джебраил - ангел, а не дьявол.
- Иисус продолжил свое служение, проповедуя и исцеляя людей по всей стране. За ним сразу же последовало несколько взрослых мужчин.
- Мухаммад проповедовал несколько лет в кругу родных и из мужчин первым в него поверил десятилетний мальчик.
- Иисус, сталкиваясь с людским неприятием, никогда не использовал родственные связи.
- Мухаммад долгое время находился под защитой своей жены и дяди. Не в силах защитить своих последователей от нападок глав племени, он помог им бежать в Эфиопию.
- Иисус, будучи отвергаемым народными старшинами, предпочитал народ иудейский всем остальным народам; люди из народа ходили за Ним толпами; при этом Он не требовал ни от кого клятв верности Ему.
- Мухаммад, будучи отвергнут главами родов и осмеян в своем народе, предлагал себя другим племенам и взял клятву с племени ансаров - клятву воевать на его стороне с любыми людьми.
Иисус отвечал на все вопросы сразу же. Мухаммад ждал Джебраила с ответом на три вопроса пятнадцать дней. Иисус ни с кем из людей не советовался перед ответом на вопрос о прелюбодеянии. Мухаммад обсуждал его со знатоками Торы. Иисус словом Своим спас женщину, уличенную в прелюбодеянии, от побития камнями и ни одним словом не осудил ее. Мухаммад судил двух человек - прелюбодея и прелюбодейку, вынес им смертный приговор, и они были убиты. Иисус ни одного Своего слова не взял назад. Мухаммад отменил многие аяты, ниспосланные ему.
- Мухаммад, командуя сражением, располагался позади войска и одевал две кольчуги.
- Иисус преобразился перед тремя своими Апостолами: лицо Его сияло как солнце, одежды стали белее снега; при этом ученики видели рядом с Ним пророков - Моисея и Илию.
- Когда Мухаммад был доволен его напоминало луну - это мнение мусульман, видевших его. Мухаммад утверждал, что Аллах обязал всех пророков помогать ему; никто из людей, кроме него самого, не был свидетелем этому.
- Иисус ничем не болел, как ничем не болели бывшие с Ним Апостолы.
- Сподвижники, ушедшие с Мухаммадом из Мекки, заболели лихорадкой, и сам он перед смертью тоже был болен.
- Иисус ни с кем не заключал никаких договоров, ни с кого не взимал платы за чудеса, и не брал денег в долг.
- Мухаммад договаривался со многими и о многом, но не все договоренности соблюдал. Мухаммад пользовался у евреев кредитом и обложил разнообразными поборами принявших ислам.
- Мухаммад посылал своих сподвижников грабить караваны и делил добычу, оставляя себе пятую часть. Двое из последователей Мухаммада объявили себя пророками.
- Точное количество людей, исцеленных Иисусом - неизвестно; известно, что Он в своей жизни никого из людей не ударил, не поранил, не убил.
- Точное количество убитых Мухаммадом неизвестно; известно, что он никого не исцелил.
- Известно, что Иисус воскресил трех умерших, был казнен и воскрес Сам.
- Про Мухаммада известно, что он сражался в девяти походах и битвах, казнил людей бессчетно, и умер в результате болезни.