Апостол в словенской бане
Любители обкорнать историю русского христианства настаивают: апостол Андрей до русского севера не доходил. Настаивают вопреки свидетельству целого ряда рукописей. См. статью «Две тысячи лет христианства на Валааме» (Дмитрий Логинов, 2016).
Такой, например, «аргумент» приводят: «Мало ли чего написано в летописях. Там сказано, будто бы Андрей у словен в бане мылся. Апостол в бане это нелепо. Значит и все остальное выдумка». Почему же нелепо? Но подобные критиканы объяснениями себя затруднять не любят.
Серьезные же исследователи поясняют – и очень подробно – как раз вот почему ЛЕПО. Один из таких А.Ю. Лаптев. Цитирую кратко из его трактата «Старая Руса: от апостола Андрея до князя Аскольда»:
«Словенские бани земли, в последствии названной Новгородской – за их особенностями наблюдал и даже дивился, согласно свидетельствам русских летописей, святой апостол Андрей Первозванный. Эти древнерусские бани есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня». В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».
Так вот, в Приильменье, куда приходил Андрей, именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла (герб города Старая Руса - солеварня!), могли себе позволить по-настоящему попариться в бане… Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась.
Такие комнаты-сушки соли обыкновенно использовались дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями словенских бань… помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. За исключением Киева все эти города были вовлечены в успешный соленой промысел.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно сознавал важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов (солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и крупнейшие рынки земель, места наибольшего многолюдья, где надлежит звучать проповеди. В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений…».
Полный текст статьи см. на сайте "Русская Северная Традиция САМОУЧИТЕЛЬ": Первозванный апостол в словенских банях.
Комментарии