Читая Боба Дилана. Руслан Карманов

Сидишь до полуночи с друзьями в кабаке. Просыпаешься, открываешь новости.

А там - Бобу Дилану дали Нобелевскую премию.

Вот, думаешь, в мексиканском баре вчера точно пиво бодяжили чем-то.

Вчитываешься в детали. В душе тлеет надежда, что Боб Дилан, когда не играет музыку, тайно рулит лабораториями. Такая история красивая могла бы быть - бреньк-бреньк, а на фоне квазары изучает на любительском уровне, и за полвека так насобачился, что хлоп - и Нобелевка.

Не, всё хуже. По литературе.

«За создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции».

Международная премия, шведская. Литератору Бобу Дилану.

Попытки выяснить ситуацию упираются в какое-то вялое безумие "стандартного обыгрывания новости".

Вот так положено радоваться:

> В англоговорящих странах вряд ли кто-нибудь сильно удивится «нобелю» Дилана — там масштаб этого артиста и его влияние на современную культуру очевидны

Логичное "оправдание" действия - типа "Неудивительно, что гимном Литвы стал Владимирский Централ - эту песню многие тут знают". Т.е. абсолютный абсурд, полнейший.

Ладно, думаю - ну если в русскоязычных СМИ одни припизженые "объясняют" данное событие, схожу-ка я к реально ебанутым наглухо - то есть в укроСМИ - может там какая зацепка будет.

Там всё ещё брутальнее. Боб Дилан - украинец, потому что бабка у него Циммерман из Одессы.

В происходящем абсурде, кстати, это хоть какая-то зацепка - особенно учитывая предыдущую нобелевку по литературе, которую выдали невнятной старухе-русофобке.

Я это всё к чему.

Логику каждого отдельного такого шага разбирать не имеет смысла, т.к. её нет. У отдельного. Есть у суммы.

Сумма говорит о том, что американским спортсменам можно горстями жрать таблетки, а виновата рашка. Чтобы выиграть Евровидение, надо спеть про то, что виновата рашка. Чтобы получить нобелевку, надо как-то относиться к ненавидящим рашку. И так далее.

Фактическое использование любых инфоповодов с любыми наклейками - "про музыку", "про спорт", "про литературу" - как политических механизмов - приводит к простому эффекту мгновенного выхолащивания сути этих инфоповодов.

Ведь если ты страшная баба, поющая хуёвую песню, но с правильным политическим текстом, и тебе выдают победу на конкурсе - и пофигу, что твои песни как не были никому нужны, так и не нужны после (попробуйте найти в ротации хотя бы одной европейской радиостанции, или в сборнике популярных, "хит Джамалы") - то зачем вообще хорошие песни делать для такого конкурса?

Если приглядеться, то схема "монетизации брендов" в данной тенденции очень напоминает аналогичную схему с, допустим, коммьюнити в соц.сетях. То есть "набираешь любой ценой 100К подписчиков, на любой теме, обычно репостами статеек про здоровье и приколы, а потом начинаешь платно постить политоту". Тут - та же штука (в одной и той же концепции всё, абсолютно - "бабло любой ценой"), и она прикрывает ту же пустоту.

То есть паблик во Вконтакте, набравший на статьях "Как вылечить рак огурцами" 100К подписчиков начинает размещать платные постинги (содержимое которых вне темы обсуждения) ещё и потому что про здоровье-то ему написать нечего. Так и тут - честно говоря, монетизация через политический заказ того же Евровидения скрывает постыдный и простой факт, что никто не вспомнит "песни-призёры, вышедшие в финальный этап отбора" уже через неделю после события. А жрущие горстями таблетки американские спортсмены - они, пардон, что изменят-то в спортивном мире? Может, поднимут американский спорт? Да нет, там как было несколько "своих модных видов", типа бейсбола и рестлинга, так и останется - а спортсменов по другим видам как не выращивали, так и не будут - ведь проще перекупить готовых.

Что поменяет нобелевка, выданная по политической причине "... а бабушка из украинского города и еврейка притом" в том, что никого из других выдвигающихся (кроме разве что Мураками) никто как не читал, так и не будет?

Ничего.

Странность и удивительность происходящего складываются в весьма ровную и примечательную картинку. Следующую нобелевку можно, например, выдать Человеку-Пауку. По критерию "нарастания абсурда" и "борется с плохими, или вы что, против борьбы против плохих, да?" он отлично подойдёт. Да, он не пишет книги - ну а так сложилось, что бренд "нобелевка по литературе" остался, а содержимое ушло, поэтому пока бренд ещё что-то стоит - надо монетизировать, активно. Да, он вообще не человек - пусть, награду за него получит владелец прав на изображение и название (как позавчера и произошло с послом Доброй Воли ООН, которым стала нарисованная тётка). Всё надо монетизировать, так ведь? Однотипно, через схему "чем больше охват аудитории, тем дороже". Этакий всепланетный Google Adwords, всё померяем по хитам, хостам, конверсии, профилю аудитории и ключевым словам, и вынесем ultima ratio - ценник на 1 упоминание чего-нибудь.

В конце концов, золотые строки кумира белоленточников предыдущего поколения, Вилли Токарева, ещё ждут своей награды.