Удастся ли сделать из России клерикальную империю?
Конфессиональная выставка "Православная Русь" продолжает использоваться Русской православной церковью в качестве трибуны для политических выступлений.
По сообщению информагентства Интерфакс, руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении на круглом столе в рамках выставки поставил под сомнение легитимность действующей Конституции РФ.
Сославшись на разгон большевиками Учредительного собрания в 1917 году, священнослужитель провел параллель между произволом того времени и принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году, определив правомочие Основного закона, как "провал в легитимности" который "до сих пор ставит под вопрос преемственность нашей государственности и согласие с волей народа и того выбора, который был сделан без него".
По мнению Чаплина, обсуждение ныне действующей Конституции не получило в 1993 году "достаточно серьезного развития", так как общество тогда "не научилось еще жить в условиях свободы", а попытка вооруженного переворота (путча 1993 года) является ни чем иным, как проявлением народного несогласия с демократической формой правления, не учтенной в дискуссиях по принятию Конституции."Поэтому можно понять власти, которые тогда эту дискуссию не приветствовали и не способствовали тому, чтобы она развивалась", - заключил представитель РПЦ МП. Таким образом, священнослужитель считает, что в процессе принятия Основного закона "не были учтены все имеющиеся варианты политического развития страны" и в настоящее время это "обедняет наши перспективы".
Как известно, среди угроз, возникших перед страной в начале 90-х годов, немалую вероятность представляли как военная диктатура, так и возврат к тоталитарной форме правления предыдущего советского периода. Поэтому сожаление Московской патриархии о принятии цивилизованной Конституции, декларирующей Россию правовым светским государством, стоящим на пути развития демократии, представляется вполне понятным. Альтернативу действующей Конституции РФ представитель РПЦ МП видит в обращении к пути развития, предлагаемого околоцерковными маргиналами, приводя в качестве примера идеологическую разработку "Третий Рим. Суверенная модернизация" "православных экспертов" К. Фролова и К. Логинова.
Несмотря на признание священника о неготовности лично подписаться под каждым словом доклада, он считает его "интеллектуальным прорывом в деле православного общественного мышления", который отличают мудрость и взвешенность. Все это дает основания рассматривать политическую инициативу клерикалов об изменении светского конституционно-демократического пути развития на клерикально-имперскую модель, как еще один признак антиконституционной стратегии религиозной организации.
Клерикальный антисоветизм
Сергей Кара-Мурза о кризисе, экономике страны, современной молодежи(интернет-конференция).
- Уважаемый Сергей Георгиевич! Является ли, по Вашему разумению, откровенный антисоветизм некоторых священников, признаком внеисторичности их мышления, связанной с умственной деградацией и их нравственным разложением? Я задавал такой вопрос рьяным ученикам подобных «батюшек» и не получал ответа: кто более достоин Царствия Небесного — Зоя Космодемьянская и Александр Матросов, осмысленно пожертвовавшие собой ради нас, даже не надеясь при этом на награду бессмертия, или тот, кто твёрдо убеждён в бытие загробной жизни, жертвуя собой (ради других — не за Христа)? Лично я, например, считаю, что строители советского строя по сути своей мотивации причастны к святости. Значит антисоветизм как духовное явление неприемлем! Но как быть с клерикальным антисоветизмом???
- Внеисторичность мышления (и ряд других видов его ограниченно-сти) вовсе не обязательно связаны «с умственной деградацией и нравственным разложением». Многие гениальные люди отличались фанатизмом и узостью взглядов, а уж высоконравственные — сплошь и рядом. Хотя, конечно, узость мыш-ления и глупость или безнравственность также могут легко сочетаться. Вы верно сказали о «некоторых» священниках. Дело тут не в религии, хотя она по определению задает жесткие рамки мышлению — иначе нельзя.
В проблеме «клерикального антисоветизма» я вижу два разных «среза». Главный — деликатное положение РПЦ, которую уже в годы перестройки втянули в политику. Власть сделала из нее один из главных устоев постсоветской идеологии. Трудно сказать, могли или не могли иерархи Церкви отказаться от этого предложения светской власти (и от сопутствующих соблазнов).
Думаю, мы очень нескоро узнаем, как было достигнуто это соглашение. На мой взгляд, Церковь тут заплатила непомерную цену. От общества потребуются большие усилия, чтобы издержки «клерикального антисоветизма» не были перенесены на православие, как было в начале ХХ века. Трудно защищать Церковь в такой ситуации, а надо. А власть за такой урон несет большую историческую вину. Она не должна была возлагать на Церковь функции ведомства антисоветской пропаганды, ценность православия для народа несопоставима с этой конъюнктурной задачей. Патриотическая власть должна была бы даже удерживать антисоветскую часть клира от использования амвона для политического самовыражения.
Второй срез — конформизм и «бытовой антисоветизм» части священников. В нем нет ничего удивительного, такова очень большая часть нашего общества, которая на более глубоких уровнях сознания вовсе не является антисоветской. Принято ругать большевиков — и ругают. Не могут же люди в своем тяжелом быту плыть против течения. Но они ругают символическую надстройку советского строя, а сам строй не трогают. Я даже не исключаю, что эти люди, не слишком задумываясь, больше привержены главным смыслам советского строя, чем те, кто сильно задумался. Да и особенно рьяный антисоветизм вряд ли гнездится в этих священниках — посмотрите на него в интеллектуальной элите.
Источник http://nnm.ru/blogs/rus001/klerikalnyy_antisovetizm/
Этно-клерикальная идеология политического тоталитаризма. Сегодня не стоит удивляться, что едва ли не первыми среди гонимых верующих в России снова оказываются христиане
Череда отдельных событий последних дней вынудила многих взглянуть на вещи серьезней. Осень – есть осень. Особенно, когда она - наша отечественная, где на этот сезон выпадают не только эпидемии простуды и депрессии, но и рост активности разного рода "доброхотов" из числа власть имущих. Странная закономерность, но отчего-то чаще всего именно осенью они спешат оставлять цепочки своих следов в нашей общей истории. Тем более, заметно это нынешней осенью, когда главной заботой номенклатуры перед не такими, уж, далекими передрягами выборов в 2012 году, стало спасение собственной шкуры.
Наверное, и это понятное основание играет не самую последнюю роль в тех "чудесах", которые доводится наблюдать в осеннюю пору. Особенно, если взглянуть на происходящее свежим, а не "замыленным", как у многих соотечественников глазом. Можно допустить, что это выглядит даже интересно и увлекательно, если смотреть со стороны. Ну, разве не забавно кому-то, будучи на расстоянии, подивиться на глубокомысленные рассуждения большого количества серьезных должностных лиц, а самое главное – взрослых людей, о том, что культурные ценности громадной страны, находящиеся на ответственности государства, гораздо лучше передать обретающейся при этом государстве негосударственной религиозной структуре? Причем, не потому, что она более компетентна или соответствующие госведомства не способны более выполнять свои функции, а просто потому, что религиозная структура этого "захотела". Получается приблизительно такой же абсурд, как попросила бы, например, Болгария у ЕС себе в распоряжение Турцию и Францию, а тот взял бы, да и начал обдумывать, как это лучше сделать ради "общеевропейского блага".
Взгляд изнутри рождает совершенно иные впечатления. Не вызывает никаких сомнений, что происходившее в России всегда были способны понять далеко все Но теперь не остается сомнений в том, что даже в самой России, среди затеявших нынешнюю "перестройку", тоже нет понимающих, что они творят и что из этого получится. Конечно же, все можно объяснить и амбициями отдельных персоналий. Но, как определить, например, вмешательство крупнейшей церковной организации страны во все без исключения процессы политической и законодательной активности государства?
Название "новая инквизиция", если подразумевать под ней тотальную клерикализацию, будет некорректно.
Она - всего лишь один из методов политических авантюристов, желающих реализовать свои цели в России. Хотя, как метод, сие и на самом деле смахивает на былую инквизицию, техники которой усердно обелялись последние пару лет в СМИ. Хотя, от хрестоматийных преследований одними людьми других, инквизиция отличалась от расизма или нацизма лишь тем, что ее основой была конкретная трактовка конкретной организацией конкретной религиозной доктрины.
То, что организовано осуществляется в современной России в отношении все более широкого круга верующих людей, например, считать один в один инквизицией, не смотря поразительную схожесть, строго говоря, тоже не совсем верно. Точнее был бы термин, которого пока еще не придумали. Но он будет обязан отвечать совпадению в одном явлении сразу нескольких, до сих пор не совмещавшихся друг с другом признаков. Чему то, что можно было бы определить, как этно-клерикальную идеологию политического тоталитаризма с опорой на искусственно вызываемую культурную деградацию населения.
Нынешние гонения на верующих – христиан, индуистов, последователей отдельных течений ислама и разнообразных новых религиозных движений, практически неотделимы от гонений на всех прочих инакомыслящих. С тем же рвением и обезоруживающим пренебрежением к морали и праву объявляются враждебными любые очаги культурного возрождения, которые не укладываются в русло клерикальной идеологии. Сама же она, при этом, именуется почему-то христианской. Правда, делается это все реже и реже, начиная с преамбулы памятного закона "О свободе совести…", где православие впервые выделяется в особую категорию, за чертой которой помещены четыре мировых религии – христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Для того, чтобы предположить, что авторы преамбулы делали это уже тогда вовсе не случайно, а сознательно, особо суеверными быть не надо. Потому сегодня не стоит удивляться, что едва ли не первыми среди гонимых верующих в России снова оказываются христиане.
Например, у того, что из всех неугодных христиан в плане особого цинизма преследований выбор пал на Свидетелей Иеговы, наверняка тоже должно быть какое-то объяснение. Такая мысль время от времени настойчиво повторяется в головах многих, кому в силу тех или иных причин доводится быть в курсе реальной религиозной ситуации в современной России – адвокатам, религиоведам, социологам, а то и чиновникам. Сравнительно просвещенному и воспитанному в традициях чистоплотной морали человеку, конечно же, одинаково дико видеть, как кого-то могут преследовать просто за то, что он в чем-либо не отвечает принятой усредненности большинства. В итоге, это все равно равносильно репрессиям за цвет волос, кожи или не нравящиеся черты лица. Поэтому, пусть и с трудом, но уразуметь причины внутренней идиосинкразии, которые могли бы испытывать истовые православные или католики, скажем, к тантристам или к устрашающим с позиции христианской иконографии шаманским камланиям, еще можно. Но когда немалое сообщество вполне благополучных околоцерковных обывателей и клерикально-светских чиновников, считающих себя "православным" организованно измывается над христианами, понимать это отказываешься.
Интересно, что объявленные у себя на родине "людьми третьего сорта" Свидетели, коими ненависть некоторых сограждан к иноверию, впрочем, не ограничивается, имеют совершенно не оправдывающую такое отношение властей историю и репутацию.
Разглагольствования нынешних демократов и государственников о временах сталинских репрессий, где с деланным возмущением и скорбью они упоминают о тысячах людей, попадавших в тюрьмы и лагеря "за веру", касаются всех верующих. Пусть сегодня в кругах последователей юрисдикции Московской патриархии и не принято об этом вспоминать, но в лагерном братстве гонимых за веру различий между баптистами, пятидесятниками, православными, Свидетелями Иеговы или католиками не видели не только лагерные вертухаи, но и сами верующие. Они верили Богу – и этим тогда для преследователей религии было все сказано. В том числе, что эти люди не верят в пропаганду, что делает их "чужими", "врагами народа".
С той же безапелляционностью сегодня "врагами" снова объявляют инакомыслящих. Так же, как объявляли "врагами" коммунистов или евреев германские нацисты. Как объявляли "врагами" ученых генетиков, философов и всех религиозных людей скопом отечественные большевики. Нынешняя тенденция возврата к давно знакомому своим уродством явлению отличается от предыдущих лишь мотивацией. Там - "будущая победа коммунизма" или "торжество арийской нации" во всем мире, а здесь –"торжество единственно истинного этнического православия" ради создания сетевой империи "Русского мира".
Понятие "этнического православия" взято, разумеется, не с потолка. В последний раз им, как особым аргументом в пользу застройки столицы сотнями модульных храмов, взмахнул 2 сентября в эфире радиостанции "Говорит Москва" не позвонивший слушатель, а глава Синодального информационного отдела РПЦ МП Легойда. Нереализованные претензии на всемирный масштаб новообретенной идеи этнорелигиозной исключительности, призванной охватить все человечество, выражаются пока довольно наивно – например, в пожеланиях главы религиозно-государственной корпорации главе Ирландия изменить статус РПЦ МП в этой стране с общепринятого для иностранных религиозных организаций, на аналогичный вселенскому католицизму. Но, что питает такую "наивность"?
То же пренебрежение к морали и праву сквозит и в междусобойчиках, где премьер и патриарх обсуждают тет-а-тет процесс передачи музейных ценностей церкви накануне рассмотрения в пух и прах раскритикованного специалистами антиконституционного законопроекта. Сообщение о благостной беседе с упоминанием, что ее содержание осталось пока неизвестным, беззастенчиво распространяется государственными информагентствами. Мол, все эти "общественные мнения" насчет законопроекта о передаче религиозной организации народных ценностей, земель и недвижимости – само собой, ваше право. Но, смысл и значение имеют лишь наши решения и договоренности между собой. Поэтому играйте, пока позволяем…
При этом, никто не призывает идеализировать политику и политиков, предполагая, что первая полностью зависит от нравственного уровня вторых. Политика всегда основана на жестком прагматизме, что делающим ее людям, довольно часто не мешает оставаться вполне адекватными людьми – любящими отцами и мужьями, порядочными коллегами и друзьями. Но, все личные свойства явных и теневых, светских и духовных лидеров не значат ничего, когда им требуется вершить "свои дела".
Российское общество, как когда-то общество былой Российской империи, часть которого общалась на французском, плохо понимая язык населения, остается четко разделенным на те же "два-в-одном". Однако, ныне соотношение количества и качества составляющих эти доли людей, изменилось на прямо противоположное. Сравнительно небольшая социальная группа, занятая произвольным администрированием громадными ресурсами окончательно оторвалась от реальности – социальной, правовой и практической. В то время, как многомиллионная масса под названием "народ", стремительно взрослеет, осознавая себя и свои истинные интересы. К чему уже неизбежно приведет такой дисбаланс, нетрудно было понять и 10-15 лет тому назад. Но сегодня гораздо важнее, каким образом это происходит.
В последние годы стало окончательно ясно, что в позитивном плане надежды на потенции наиболее значимых религиозных организаций в этом процессе не оправдались. В том числе, и на Московскую патриархию, с которой у россиян связывались самые большие упования. Одна из появившейся в дни памяти о трагической кончине Александра Меня статей заканчивается словами: "Он ушел очень не вовремя. В тот самый момент, когда церковь демонстративно отвернулась от бедных и больных, торжественно повернувшись к богатым и здоровым". О том, что вся исповедническая деятельность убитого священнослужителя Московской патриархии была вехой совершенно иного вектора, по которому могло развиваться отечественное православие, в публикации не говорится прямо. Но это ясно и так, не смотря на сокрытие до сих пор источника той криминальной инициативы двадцатилетней давности. Но, иные всегда не ведают, что творят. Поэтому, сегодня, когда процесс понуждения Христа служить кесарю вошел в свою окончательную фазу, похоже, Ему снова подошло время отправиться "в народ"…
Комментарии
Трезвон колоколов - язык смиренья рабий,
И рабства черная печать равно лежит
На четках и кресте, на церкви и михрабе.
Бушует в келиях, мечетях и церквах
Надежда в рай войти и перед адом страх.
Лишь у того в душе, кто понял тайну мира,
Сок этих сорных трав весь высох и зачах.
Услышь о муфтий пьяницы рассказ!
Трезвей тебя я пьяный во сто раз:
Мне кровь лозы, тебе же - кровь людей.
Так кто же кровожаднее из нас?
Рабы застывших формул осмыслить жизнь хотят;
Их споры мертвечиной и плесенью разят.
Ты пей вино! оставь им незрелый виноград,
Оскомину суждений, сухой изюм цитат.
Пренебреги законом, молитвой и постом,
Зато делись, чем можешь, с голодным бедняком:
Будь добр... Твоя награда - я сам порукой в том -
Теперь земное счастье, бессмертие - потом.
Мне свят веселый смех иль пьяная истома,
Другая вера мне иль ересь незнакома.
Я попросил судьбу: "свой назови калым".
Она в ответ: "Душа, где радость вечно дома".
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало.
Два правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям - поэт, философ, ученый.
Сейчас в России строится 10 тыс. православных храмов при мощнейшем участии государства. Это сумма примерно в 300 млрд. руб.
Поэтому родители, которые устраивают пикеты, голодовки по поводу детсадов, что некуда устроить ребенка Вам придется подождать еще лет 10-20, может быть внуков Вы устроите в детсад.