Левша экспертного сообщества

Редкого таланта люди встречаются в современном российском экспертном сообществе. Зоркость, прозорливость и глубина выводов их порой приводит в состояние изумления, в коем и прибываешь длительное время. И ладно бы я один в эдаком изумлении пребывал, но ведь и другие в оный ступор впадают, да там и остаются. Вот вам яркий пример. Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин заявил газете ВЗГЛЯД, что дипотношения с Японией будут развиваться по нарастающей, особенно в экономическом плане, поскольку фундаментальных противоречий между двумя странами нет.

Ну, заявил и заявил. Бог ему судья и так далее, потому как о «кунаширской истории» не писал только ленивый. И все по-разному. Но Салин - это вам не все. С помощью бритвенного аналитического ума и волшебного мелкоскопа он сумел препарировать «кунаширский инцидент» со сноровкой опытного патологоанатома и разглядеть то, что другим разглядеть оказалось не под силу. Для начала он сообщает, что «Северные территории» - для Японии больше символ, чем насущная необходимость». По мнению политолога, Южные Курилы не нужны Японии ни экономически, ни политически: «На самом деле, Японии Курилы не нужны, поскольку население мигрирует на юг, в центр, где более развитая экономика...» Я, конечно, давно подозревал, что японцы – нация необычная. Фидзияма, бусидо, камикадзе… Сакэ, опять же. Но вот поверить в то, что 55 лет японцы строят отношения с северным соседом исключительно в привязке к некоему «абстрактному символу» - это, извините, либо они совсем уж уникальные, либо эксперт в японоведении безвозвратно продвинулся. Впрочем, мир не без добрых людей. И по наводке удалось выйти на великолепный материал «Что копать на Южных Курилах» Желающие могут прочесть, и становится понятным, что именно (помимо территорий) вожделеют на Курилах японцы. Теперь о выводе Салина о том, что дипотношения с Японией будут развиваться по нарастающей, особенно в экономическом плане, поскольку фундаментальных противоречий между двумя странами нет.Такой вот долгосрочный прогноз. Кстати, тут же он говорит, что «нас не связывают ни политические, ни экономические союзы». Уточню - до сих пор между Японией и Россией не подписан мирный договор. А с динамикой экономических отношений еще интереснее. За 1992—2002 гг. товарооборот России с Японией сократился в 1,5 раза.

Доля Японии в товарообороте РФ составляет 2,3%. Еще меньше роль России во внешней торговле Японии — 0,6%. За 1995—2002 гг. объем товарооборота значительно сократился с 5933,4 долл. до 2772,3 млн долл., в том числе экспорт в два раза с 4763,3 млн долл. до 1795,8 млн долл., импорт с 1170,1 млн долл. до 976,5 млн долл. Но в 2003 г. совокупный объем торговли увеличился до 4305,7 млн долл., в том числе экспорт до 2444,3 млн долл., импорт — 1861,5 млн долл. Товарная структура российского экспорта не отличается диверсифицированной структурой и представлена традиционными товарами: на четыре товарные позиции приходится 80%.

Это рыбо- и морепродукты (22%), металлопродукция (35%), олово (18%), уголь (5%) 1 . На кратко- и среднесрочную перспективу в российском экспорте сохранится преобладание энергического и минерального сырья. Динамика товарооборота за последние годы выглядит следующим образом: 2006 - $12,8 млрд 2007 - $20 млрд 2008 - $30 млрд 2009 - $15 млрд По средневзвешенным оценкам товарооборот в 2010 году составит примерно $25млрд. И это отношения с ближайшим соседом, испытывающим острую нехватку любых ресурсов! Воля ваша, но что-то здесь не столь уж гладко, как пытается представить нам эксперт. Какие отсюда следуют выводы? Прежде всего, Япония не заинтересована в развитии экономических отношений. Во-вторых, территориальные претензии сохраняются и начинают играть все большую роль, и здесь Салин совершенно верно отметил, что причиной тому еще и обострение отношений в «вопросе островов» с Китаем. Более того, в «кунаширском инциденте» впервые администрация США открыто заявила, что Япония может рассчитывать на ее поддержку в территориальных претензиях. Об этом же на саммите АТЭС премьеру Японии заявил и Б. Обама. Так о каком «развитии дипотношений по нарастающей» можно говорить? Только в плане роста претензий? О каком «развитии по нарастающей» в экономической сфере может идти речь? Только в увеличении объемов продаж подержанных автомобилей? Но чем дальше в лес – тем толще партизаны и проницательнее эксперты. Салин пишет: «Изначально было понятно, что никакой ответной реакции в виде санкций на его (Медведева – И.П.) визит со стороны Японии не последует». А никто собственно и не сомневался. Какие могут быть санкции в отношении страны, с которой динамика экономических отношений ниже нижнего. Объем вывозимых подержанных иномарок сократят? Президент мог и ноги на берегу Курильских островов полоскать – ни к каким экономическим последствия это не привело бы. Но тут наступает кульминация, полет духа и воспарение экспертной мысли. Оказывается, все это было не спроста. Оказывается:«Медведев разыграл очень тонкую комбинацию».

От конкретных объяснений Салин уклоняется. Очевидно, комбинация была столь тонкой, что рассмотреть ее можно только в мелкоскоп, иначе не понять. Ведь действительно – в чем суть этой комбинации? В том, что Президент посетил территорию своего государства? В том, что Япония совершила грубый акт вмешательства во внутренние дела суверенного государства и осталась безнаказанной? В чем тонкость? В чем смысл? Или этого требует название организации эксперта – Центр политической КОНЪЮНКТУРЫ, а, следовательно, и анализ, и выводы должны именно конъюнктуре и подчиняться? Не желая того, Салин проговаривается: «премьер Японии и Президент делают громкие шаги». Да, трудно не согласится. Шаги громкие. Но эффект от них понятен только продвинутым «экспертам от конъюнктуры», да и то только при использовании мелкоскопа.