Просвещение народа – это похороны для тоталитаризма.

"Если нация хочет быть невежественной и одновременно свободной и независимой,

то она хочет того, чего никогда не было и не будет". Томас Джефферсон.

Нет образованного, культурного народа - его гнев на гадкую власть выливается в пугачёвский бунт. (Его нетрудно подавить...) Нет достаточной пропорции образованных людей, получается театральная драма - восстание декабристов. (Их можно пересажать...) Не хватает образовательного минимума у народа, начинает будоражить смуту “народная воля” (Её можно отвлечь...); чуть больше просвещения – на подмостки выходят социал-демократы, кадеты и т.д. (Их можно купить...) С него-то, с просвещения, с окультуривания народа и каждого в нём, конечно, и начинается настоящий подъём любой страны, НЕ с экономики! В этом прагматичном смысле она вторична. Здесь неуместен бесконечный философский спор о первичности и взаимоотношениях бытия и сознания. Страна Homo Безsapience обречена… Тоталитарному режиму чиновничьей и олигархической своры умный народ не нужен! "Ну-ка, Вовочка, покажи свои глубокие знания, смогни поставить ЕГЭкрестик в клеточке".

Вот и настало время элементарной безграмотности, словесноматовой беззастенчивости (см. интернет!), бездуховности и тупо животной смирённости народной "массы". Инстинкты дикого, первобытного мира превалируют: ЕСЗС - еда, секс, зрелища (ножной бол!), сон. Р - работа - только по большой нужде. Свершилось. Результат системной разрушительной деятельности министерства народного оболванивания налицо. На лице? Оне добились, и теперь пришли надолго. От них, их частных средств массового зомбирования народ никогда не услышит искреннего и мудрого разговора о смысле жизни и высоком духовном предназначенье человека. Арбайтен унд арбайтен (на Нас), а там и получите свои порции ЕСЗС! Каждому по стараниям и преданности...

Но и в Советском Союзе, несмотря на мировое признание довольно высокого уровня обучения, не было истинно всестороннего, демократического двуединства - образования-воспитания.

Воспитание подчинялось жёстким установкам партийных идеологов одной и той же правящей партии – КПСС. В те времена не нужно было издавать “Книгу рекордов Гиннеса”. Без того мы знали: в великой стране всё самое лучшее и в наибольшем количестве, а русский язык - самый распространённый в ООН и на планете Земля, потому что на нём разговаривал Ленин, книги которого выходили самым большим тиражом! Второй по тиражу оказывалась древнейшая книга - Библия. Вот что мы ведали с первого класса, растопыривая от восхищения глазки, да ушки – ух, ты! Лишь в старших классах ребятки начинали хихикать на переменках по поводу очевидных нестыковок учительских деклараций с картинками реальной жизни. Это сильно расшатывало преданность единственно правильному марксистско-ленинскому учению.

В начале 90-х годов я публиковал материалы о болезненном состоянии образования на Украине.  Возглавлял борьбу педагогов за выживание. Сегодня нет садистского удовлетворения от: “Ну, что мы говорили, а?! Вот так и вышло!” Положение ныне ещё ужаснее. Кроме материальной нищеты, добавились духовные протёртости. Фанатичный галичано-львовский, фольклорный, хуторянский национализм активно разъедал душу маленьких и взрослых обитателей школ и высших учебных заведений при ющенковском режиме. Кроме беспардонного перевирания истории в угоду политическим временщикам, произошло языковое этнокастрирование во многом по прибалтийскому сценарию, до сих пор никак не осуждённому ну уж очень “цивилизованной” Европой.  Капиталистическим режимам не нужен глубоко образованный, умный, творческий, инициативный, культурный человек – активный член зрелого, самоуправляемого гражданского общества.

Ещё печальнее то, что даже название моей статьи октября 1991 года звучит актуально тревожно как на Украине, так и в России наших дней: “Просвещение народа – это похороны для тоталитаризма”.  Обращение к учителям Украины. См. http://www.sashaart.net/node/599.