Сельхозпроизводители России обеспечили продбезопасность страны

Российское правительство раздумывает о возможности ограничить ввоз на территорию страны части продовольствия из Новой Зеландии. Об этом сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на словаруководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта.
«В настоящее время мы рассматриваем возможность ограничительных мер в отношении мяса и рыбы из Новой Зеландии, так как в этой продукции регулярно обнаруживаются опасные микроорганизмы», - заявил глава ведомства.
Отмечается, что мониторинг Россельхознадзора обнаружил несоответствие санитарным нормам всех видов животноводческой продукции, а также рыбы. Ситуация сейчас пограничная: если ещё раз будет обнаружена опасность продуктов, то будет приниматься решение о прекращении ввоза продукции.
В связи с этим возникает естественный вопрос: может ли Россия позволить себе отказ от части продовольственного импорта?
В ситуации именно с Новой Зеландией - это не критично. По данным Федеральной таможенной службы, за прошлый 2015 год доля мяса в денежном выражении из этой страны составила 0,75%, рыбы — 0,94%. За первое полугодие 2016 года — 1,03% и 0,85% соответственно.
Интересно, какова ситуация с продовольственной безопасностью страны? Стоит рассмотреть эту тему именно по мясу и рыбе.
Россия в январе 2016 года увеличила импорт свежего и мороженого мяса в 1,7 раза по сравнению с январем 2015 года — до 27,8 тысячи тонн, стоимостной объем поставок вырос в 1,5 раза — до 75,2 миллиона долларов, следует из материалов Федеральной таможенной службы (ФТС) России.
Ввоз рыбы в натуральном выражении увеличился на 5% — до 27,5 тысячи тонн, в долларах снизился на 5,4%, до 61,5 миллиона.
IX Зимняя зерновая конференция на Алтае обсуждала не только зерновые. Многие СМИ использовали эпитет «сенсация» в применении к результатам реализации программы импортозамещения. Первый замглавы Минсельхоза РФ Евгений Громыко указал на факт: впервые России удалось превысить порогДоктрины продовольственной безопасности по производству мяса:
«Импорт мяса и птицы в РФ упал почти в три раза, в последние годы мы перестали быть крупнейшим импортером в мире и стремимся этот показатель свести к нулю».
Согласно Доктрине, уровень продовольственной безопасности составляет 85% самообеспечения, и ещё в 2014 году он был равен лишь 82%. Между тем уже сейчас — 89%. В настоящее время Россия полностью обеспечивает себя зерном, картофелем, маслом и сахаром. Нагляден рост производства свинины: всего за три года объём производства вырос на 26%, и продукт начал экспортироваться. А ведь три года тому назад Россия была крупнейшим импортёром свинины, уступая лишь Японии!
Доля отечественной продукции животноводства и сельского хозяйства в общем объеме достигла 89%. По Доктрине продовольственной безопасности норма составляет 85%, но ещё в 2014 году этот показатель равнялся 82%.
Согласно данным Минсельхоза, производство говядины за первые пять месяцев 2016 года увеличилось на 3,6% и достигло 364,2 тыс. тонн; прирост свинины составил 15,4% (до 1,389 млн. тонн), а поголовье свиней за первые семь месяцев 2016 года выросло на 6,4%.
В целом баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов по Российской Федерации за январь-декабрь имеет следующие относительные величины: производство — 81,6%, импорт — 11,4%, экспорт — 1,2%.
Фото: http://www.gks.ru
Таким образом, зависимость от импорта уже минимальная, но экспорт ещё не развит. Однако онимеет серьёзный относительный прирост:
Фото: http://РїСЂРѕРІСЌРґ.СЂС„
Иногда происходит своеобразный обмен: так, за январь-февраль 2016 года российский экспорт мяса в Японию увеличился вдвое.
Глава торгпредства России в Токио Сергей Егоров поясняет:
«Японцы хотят поставлять нам, прежде всего, мясо. В первую очередь, традиционную для их специализации, мраморную говядину. Если говорить о готовящихся ветеринарных сертификатах, от нас — это свинина, птица, говядина, баранина, готовая мясная продукция».
Проще говоря, мы поставляем продукты первой необходимости, а закупаем деликатес, отказ от которого в случае форс-мажорных обстоятельств не будет играть никакой роли. Мраморную говядину, кстати говоря, мы тоже уже производим самостоятельно.
Есть информация, что поставки мяса в Китай могут начаться уже в этом году, требования к экспорту замороженной бескостной говядины уже согласованы, а помощник руководителя РоссельхознадзораВасилий Лавровский сообщает о возможности начала поставок говядины в Евросоюз:
«На последней сессии международного эпизоотического бюро был признан статус России как зоны, свободной от ящура без вакцинации. Это позволяет нам начать поставлять продукцию животных на новые рынки. В частности, мы ведем переговоры с Евросоюзом, чтобы они рассмотрели возможность закупок у нас говядины».
В целом производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в России имеет такие показатели за январь-август по отношению к соответствующему периоду прошлого года:
- Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное — 105,4%;
- Мясо крупного рогатого скота подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное — 97,3%;
- Свинина парная, остывшая, охлажденная — 115,6%;
- Свинина подмороженная, замороженная, глубокой заморозки и размороженная —110,5%;
- Рыба свежая или охлажденная —103,0%;
- Рыба живая — 47,3%.
Таким образом, производство растёт во всех видах мяса и рыбы, кроме, почему-то, резкого снижения живой рыбы. Впрочем, вы лично часто покупаете именно живую рыбу?
Согласно данным Росстата, за январь-апрель 2016 года объем экспорта рыбной продукции снизился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 629 тыс. тонн, а объем импорта рыбы и морепродуктов уменьшился на 8,1%. При этом Росрыболовство указывает, что снижение импорта произошло за счет мороженой мойвы на 68,5% и мороженой сельди на 36,1%, а вот импорт скумбрии и форели возрос почти вдвое, лосося — вырос на 23,2%.
Т.е. импорт дешёвых сортов сокращается, Россия закупает уже качественные сорта рыбы — не для выживания, а для «полакомиться». Впрочем, здесь ситуация всё же несколько настораживает: с нашими-то рыбными запасами (в т.ч. и лосося) — зачем импорт?
Фото: http://www.gks.ru
В динамике по годам ситуация выглядит следующим образом:
Фото: http://www.gks.ru
Наглядно: продовольственная безопасность страны улучшается с каждым годом.
Россия уже может позволить себе выбирать достаточно качественную продукцию (а многие помнят ещё «ножки Буша» в 90-х), и потихоньку начинает наводить порядок на внутреннем рынке. Конечно, проблем с качеством пищевых продуктов множество, но, например, советские бренды колбасных изделийсобираются защитить от некачественных подражателей, что радует.
(См. статью PolitRussia - Рекордный урожай-2016: сельчане накормят Россию и заработают на экспорте)
Тем не менее, нельзя не отметить, что рост производства радует, а вот рост цен на продукты — нет. Так, в августе по отношению к прошлому году цены на белковую продукцию выросли на 4,3%, а на рыбу и морепродукты — на 10,5%. При этом цены поднимают как производители продовольствия, так и торговые посредники.
Итого: продовольственную безопасность России можно считать по факту надёжной, хотя по отдельным позициям требуется повысить потребление. Однако это связано не столько с невозможностью производства, сколько с высокими ценами продукции на потребительском рынке: многие отказываются от дорогих видов мяса в пользу дешёвой птицы. И этот перекос в рыночных условиях исправить крайне сложно.
Комментарии