Киев - это Азиатский Рим?
Одним из главных «топосов» оказывается Киев как «азиатский Рим» – культурно-духовный эпицентр движений в направлении к «оздоровлению» «восточного славянства» и «канонического православия». Формально в начале 90-х гг. ХХ в. в незавизимой Украине этот концепт был продекларирован философом поэтессой Ниной Мазур в её интервью на ток-шоу «З Ольгою» (канал ICTV). Таким образом, если Киев – азиатский Рим, то, следуя логике аналогий, Москва – это азиатский Константинополь, имеющий право на наследие от Рима-Киева.
Параллельно этот концепт получил развитие в т.н. «Киевском круге» поэтов и деятелей искусства (преимущественно из окружения Театра русской драмы им. Леси Украинки), политических лозунгах пророссийских кругов (например, Партии Славянского Возрождения, в движении социал-либерало Владимира Гринёва). Позже, с поправкой на «Киев – Новая Византия» (а Москва остается «Новым Римом»). В начале ХХІ в. В этой среде начинает аспространятся православно-культурфилософское движеие «Новая Византия». Представленное изданиями «Самватас», «Зоил», «Византийский Ангел», «Крещатик», «Византийский вектор». Уродство данной концепции состоит в том, если бы Япония в качестве альтернативы синто провозгласила бы доктрину «Новый Китай» только из-за того, что Япония подверглась значительому культурному и духовному влиянию от своего великого континентального соседа.
В России аналогичную позицию «возвращения к Киеву» В. Аксёнов, Р. Рахматуллин, В. Кандыба и др., но фактически первым «киевоцентристом» можно считать русского философа Г. Федотова (эссе «Три столицы», 1926): “…Західняцька спокуса Петербурга та східняцька спокуса Москви – два неминучих зриви Росії, що долаються живим національним духом.
У спокусах міцніє сила. З немочі народжується багатство (sic ! –О.Г.). Було б тільки третє, куди звертається у своїх хитаннях стрілка духа. Цим полюсом, нерухомою православною віхою у долі Росії є Київ, тобто ідея Києва”.
Российский шовинист Александр Проханов в ноябре 2010 г. Пытается вдунуть в дряблое тело идеи «Киев – Азиатский Рим» свой «евразийско-советский дух» (от чего в свое время отказался даже его коллега тезка Дугин): «… Последний раз я был в Киеве в дни чернобыльской катастрофы, и мой вертолёт, который пролетал над Святой Софией, Лаврой и дивным весенним разливом Днепра, был окован свинцовыми листами … Находясь в Киеве, прогуливаясь по великолепному, небывало грандиозному имперскому Крещатику, спускаясь по брусчатке к Днепру, созерцая восхитительные, наполненные старинными домами и особняками улицы, посещая киевские храмы, я вдруг остро ощутил всё величие и красоту Украины в целом, с её городами, имена которых звучат для русского сердца как родная величественная музыка: Харьков, Донецк, Херсон, Днепропетровск, Николаев, Севастополь, Симферополь, Керчь, Одесса, Очаков, Львов… И, конечно, во время минувшей поездки огромное впечатление произвела на меня Святая София Киевская. Увенчанная барочными волнообразными золотыми куполами, разукрашенная изнутри резным помпезным, как золотые шёлковые банты, иконостасом, этот древний храм сохраняет грозное аскетическое величие Киевско-Новгородской православной империи. Словно в золотом коконе, готовая превратиться в сверкающую грандиозную бабочку, летящую между трёх океанов, дремлет куколка будущей державы. Этот кокон, созданный из неземных материалов, из метеоритных сплавов, таит в себе ген великого евразийского государства. Оно на протяжении тысячелетий меняло свои столицы, собирало в свою чашу народы, культуры и верования, в середине ХХ века одержало величайшую в истории человечества мистическую победу над злом, стало космодромом, откуда человечество ринулось в космос. Стоя на чугунных плитах храма под высоким куполом, откуда строго и грозно смотрел на меня Пантократор, окружённый ангелами, глядя в золотую сияющую нишу, из которой простёрла ко мне руки Оранта, я остро и молитвенно ощутил реальность Пятой империи, судьба которой находится не в руках политических лидеров, не в умах идеологов, но в этом золотом предельно напряжённом пространстве, готовом развернуться в бесконечность» [Проханов А. Золотой кокон империи // http://www.gidepark.ru/user/alexandrprohanov/article/128228].
Напрашивается параллель с географически локализированной Меккой, в направлении к которой следует совершать намаз. Или как для А. Гитлера таким материализированным и «укутанным магией» центром национал-социалистического движения стал Мюнхен…
Комментарии