История с Боголюбово отражает духовно-политические искания современной России

История со скандально известным Свято-Боголюбовским монастырем отражает социально-политическую ситуацию в России, считает благочинный Суздальского округа священник Виталий Рысев.

"То, что проповедуют люди, окружающие архимандрита Петра (Кучера) (духовника обители в Боголюбово и родителей содержавшихся в монастырском приюте детей - "ИФ"), характеризует в целом российские общество, которое зависло между неосталинизмом с одной стороны и движением к гражданскому обществу - с другой", - заявил отец Виталий порталу "Интерфакс-Религия" в среду.

По его мнению, многие (и на высоком уровне, и простые граждане) считают, что выход из непростой ситуации в стране - "в возврате к сталинизму, что таким образом можно вновь стать великой державой, решить проблемы, которые стоят перед Россией".

"И поэтому то, что высказывается отцом Петром в этом плане, находит широчайшую поддержку и отклик на всех уровнях общества и будет находить", - отметил священник.

Давая оценку отцу Петру, отец Виталий выразил мнение, что это "не церковный, не религиозный, а социальный деятель, особой религии в его взглядах нет".

"Какая религия говорит уничтожать паспорта? А они сжигают их, живут в сталинских колхозах. Они заражены патернализмом, причем есть и молодые люди, которые о Сталине толком и не знают, но хотят, чтобы был отец, который знает все, думает о них и все решает за них, чтобы не было собственности и так далее. Возврат к идеалам 1920-х годов", - сказал он.

По словам священника, последователи отца Петра каждую ночь молятся об избавлении от "иудейского ига" и о даровании царя.

Сам духовник боголюбовских сидельцев обещал последователям не умирать, "пока он не коронует царя, а поскольку он уже немощный, люди волнуются, потому что они продали квартиры, все имущество, всю жизнь посвятили отцу Петру, а царя все нет".

"Они очень ждут, когда он подведет к ним какого-нибудь послушника или военрука и скажет: "Вот ваш царь". И они раздражены, потому что дети, сбежавшие из приюта, сорвали очень важный план объявления если не царя, то народного вождя, которого отец Петр вместе с отцом Рафаилом (Берестовым) хотят дать нашему народу", - заявил собеседник агентства.

Он сравнил отца Петра с отцом Александром Менем, "но только один подбирал себе одну часть диссидентства, а другой - другую. Если у отца Александра это были либеральные, интеллигентные, демократичные люди, то отец Петр подбирал себе как правило воинственных, радикальных прихожан, связанных с армией, силовыми структурами".

"Для него всегда было важно, чтобы его духовными чадами были военные и люди, связанные с правоохранительными органами, а во-вторых - молодые. Он очень любит военную подготовку, чтобы молодежь готовилась защищать монастырь от "зла". Это два антипода нашей церковной жизни: и тот, и другой - пассионарии, которые привлекали к себе людей противоположного склада", - отметил отец Виталий.

По его словам, большинство священников - "теплохладные, требоисполнители, и когда появляется священник-пассионарий, который не спит, не ест, молится и может словом увлечь, то люди тянутся к нему".