Возможно ли сделать из Украины Кувейт?

Если сумеете убедить свою власть...

Парадокс, но об этой статье украинской Конституции мне напомнил иностранец, причем при весьма необычных обстоятельствах. Представьте, конец октября. Аэропорт Ларнака на Кипре, куда средиземноморский туман загнал с десяток самолетов. Пассажиры, уставшие от изучения содержимого магазинов беспошлинной торговли и многочасового ожидания, наконец, разместились за столиками кафе и стойкой бара. Вот, и за нашим столиком неожиданно оказался парнишка из Кувейта, который, на удивление, неплохо говорил по-русски и, что еще более странно, на украинском языке.

Стаття 13. Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об'єктами права власності українського народу.
 
Оказалось, Ахмад, как он представился, летел на побывку домой из Киева, побывав перед этим в Лондоне у старшего брата. Ахмад еще раньше закончил экономический вуз в Лондоне, а теперь постигал основы промышленного и гражданского строительства в Украине.
 
Как всегда бывает, завязалась беседа о погоде, о товарах во «фри шопе», качестве обслуживания на разных авиалиниях, но мы не были бы украинцами, если бы в результате не вызвали молодого кувейтянина на разговор об Украине. И он заговорил. Медленно, с расстановкой, раскладывая все по полочкам, как настоящий выпускник Оксфорда, даже не забывая демонстрировать в своем русско-украинском языке так называемое «оксфордское заикание» – особый стиль, по которому узнают выпускников этого университета.
 
– Что вам рассказать? Я родился и вырос в Кувейте. Еще в детстве проехал с отцом чуть ли не всю Европу, Америку. Ближний Восток для меня вообще прочитанная книга. Лишь Украину, в которой я учусь уже пять лет, никак понять не могу. Я не могу понять, даже имея высшую экономическую подготовку в лучшем английском вузе, почему вы до сих пор бедные.
 
И тут он произнес просто наизусть и на украинском языке ту самую 13-ю статью нашей Конституции. Мы, сначала просто обалдевшие от таких познаний (многие ли из нас могут вот так процитировать статью нашего Закона?), просто ушли в прострацию, когда этот парнишка начал излагать свою концепцию и свое видение украинской действительности:
 
– Я не могу понять, почему вы столь небрежно относитесь к своим законам. У вас чудесные законы. Я помогал отцу заключить несколько торговых сделок в Западной Украине. Все прошло отлично… Просто мы старались во всем следовать закону. Не буду кривить душой – не обошлось без «бакшиша». Но сейчас не об этом. Объясните, почему в Украине, вопреки той самой статье 13 Конституции, недрами распоряжается кучка олигархов и чиновников. Почему вы не получаете процент с того, что по праву принадлежит вам, как основному носителю власти? Например, у меня на родине даже неграждане Кувейта (пустынные бедуины) получают свои деньги с нефти. После женитьбы эмир ставит их в очередь (8-10 лет) на получение двухэтажного кирпичного дома по типовому проекту, а до тех пор оплачивает наем квартиры. Эмир выплачивает им разные пособия – в том числе, на каждого ребенка по 50 динаров в месяц. Обычное число детей в семьях бедуинов, благодаря успехам медицины, достигло от 10 до 20 человек.
 
Кувейт – богатая страна, где граждане имеют право на бесплатное медобслуживание и образование, где они получают крупные ежемесячные пособия на детей и денежные выплаты на свадьбу.
 
Кувейтский эмир время от времени делает своим подданным неожиданный подарок. Например, каждый из них получает из казны по 200 местных динаров (почти 700 долларов). Коренных кувейтцев – миллион человек. Это столько, сколько в средней области Украины. Но в Кувейте о своих гражданах государство заботится с рождения. Только появившись на свет, кувейтец уже получает около $3000. Почти все коренное население работает в госсекторе, где средняя зарплата не ниже $3500, а всякие дополнительные льготы и прибавки вообще учету не поддаются.
 
Мы попытались было возразить, дескать, нефти и газа у нас не так много… Но выпускник капиталистического вуза был настойчив:
 
– Извините, но это не аргумент.
Количество никак не должно влиять на качество. Качество вашей жизни. Почему вы платите чужому дяде бешеные деньги за отопление жилья, когда у вас под ногами есть свой газ? Хорошо, оставим в покое украинский газ и нефть… А знаете ли вы, что Украина является очень серьезным экспортером электроэнергии? Почему бы вам не поинтересоваться, куда деваются эти деньги, если некоторая часть электричества вырабатывается гидроэлектростанциями (понимай – тоже природный ресурс), а потому опосредованно принадлежат народу, то есть вам?
 
Молодой человек говорил, четко выговаривая каждое слово, словно судья, зачитывающий приговор:
 
– А не хотите поговорить о титановых рудниках, железной руде, золоте, янтаре, угольных шахтах, минеральных водах, лесных запасах? Я вот недавно слышал свежую идею вашего правительства о том, что нужно приватизировать все шахты… Получается, снова вы останетесь в стороне…
 
И молодой человек продолжал сыпать соль на рану:
 
– Я никак не пойму, почему украинский чернозем, который и есть вашей «нефтью» при моратории на продажу земли сельскохозяйственного назначения, уже распределен между несколькими кланами, но при этом используется столь неэффективно? Взгляните… Валовой внутренний продукт на каждого моего земляка в 2009 году составил $19 875 (в Украине – $2534. Из этой суммы эмир выделил средства на бесплатное образование – причем, для особо одаренных оплачивается обучение в ведущих вузах мира, бесплатное медицинское обслуживание в любой стране мира, беспроцентные кредиты на жилье, так как Коран запрещает делать деньги на деньгах, т. е. одалживать под проценты. Стоит сказать, что пособие по безработице у нас $800. И это при том, что минимальная зарплата в госсекторе – $2500.
 
В качестве подарка на свадьбу жениху выдается кредит $240 тысяч, в счет погашения которого из зарплаты вычитается всего лишь по 20 динаров. То есть, практически это подарок. На строительство жилья кредит до $1 млн. Скромно, но со вкусом, не правда ли? Кстати, в случае подорожания нефти на мировых биржах, государство прощает все долги, и все кредиты списываются.
 
Если у вас пятеро детей, то каждый месяц вам положено по $200 до момента, когда дети идут на работу. У нас это случается где-то в 23-25 лет. Мы не платим за коммунальные услуги.
 
Необходимо отметить, что так серьезно государство заботится только о своих гражданах. А это миллион из 3,5-миллионного населения страны, то есть тех, чьи предки имели документы о проживании здесь с 1927 года, когда и был обозначен Кувейт в теперешних границах. Эти граждане имеют паспорта синего цвета. Остальные местные называются «бедунами» (около 200 тысяч человек), они имеют «серый» паспорт негражданина, который дает лишь право на проживание в Кувейте, но на работу в администрацию, на службу в армию или в полицию их не берут. Можно всю жизнь прождать благосклонности руководителя страны и не получить гражданства. Ну, разве что, за особые заслуги, например, прослужив простым солдатом в кувейтской армии 20 лет.
 
Почему же ваше государство Украина столь… (юноша задумался) небрежно относится к своим гражданам, или, как вы говорите, к титульной нации? Ведь у вас уже сегодня есть все предпосылки, чтобы быть богатыми, как мы. И я отвечаю за каждое сказанное слово!
 
Мы, кувейтцы, гордая нация… Но, найдя нефть и, почувствовав, что это большие деньги, мы не постеснялись пригласить западных управляющих, менеджеров и инженеров, понимая, что лишь хорошо оплачиваемый наемный иностранный специалист – это залог не только экономического процветания, но и гарантия отсутствия коррупции.
 
Голос в репродукторе аэропорта сообщил о том, что туман рассеялся и наш собеседник заспешил на свой рейс: «У вас обязательно все получится, если вы сумеете убедить свою власть в том, что я вам рассказал».
 
Мы с женой переглянулись – ключевая фраза в этой реплике «если сумеете». Что вряд ли...
 
Может быть, и нам завести в Украине своего эмира? Пусть все принадлежит ему: и земля, и заводы и мы сами… Ведь не станет же он сам у себя воровать?