The Verge: Илон Маск представил скорее мечты, чем реальный план

"Идей Илона Маска недостаточно, чтобы сделать человечество мультипланетным видом. Это скорее мечты, чем реальный план." - by Elizabeth Lopatto, The Verge.

Хочу сразу признаться: я оптимистка. Я хотела, чтобы Илон Маск продемонстрировал мне весомый план по освоению Марса с реальным финансированием и реальным дизайном систем обеспечения жизнедеятельности. Я надеялась, что он уговорил кого-то из своих друзей-миллиардеров профинансировать эту мечту о Марсе. Я хотела, чтобы мечта стала реальностью. 

Оптимистов, конечно, часто ждет разочарование, - поэтому нас часто путают с циниками. И вот, слушая речь Маска о билете на Марс стоимостью менее 200.000$ - а это средняя цена дома в Америке – я должна сказать: я разочарована. Это число не вяжется с той огромной суммой, которую, скорее всего, будет стоить заселение Марса людьми. 

Я должна была осознать раньше, еще когда Маск рассказывал про рестораны на своем космическом корабле, что это не тот план, которого я желала. Это больше похоже на «Человек скоро покорит космос!» Вернера фон Брауна – серию статей, публиковавшихся в Collier's Weekly с 1952 по 1954, которая служила способом популяризации космоса и уделяла мало внимания проблеме человеческой безопасности, но углублялась в дизайн ракет. Цель статей фон Брауна (которые, кстати, никогда не публиковались в профессиональных научных журналах или даже в научно-ориентированных журналах, а только в хорошо читаемых изданиях общей тематики) была в том, чтобы вызывать всё больший энтузиазм в отношении космоса. Фон Браун также сотрудничал с Уолтом Диснеем: он хотел создания образовательных фильмов, которые бы смогли увидеть и понять массы, - вероятно, чтобы вдохновить новое поколение ученых на создание ракет, или же просто чтобы убедить налогоплательщиков спонсировать свои проекты. В конце концов, он присоединился к нацистской партии, чтобы получить финансирование для своих ракет (его V-2, которые падали на Соединенное Королевство во время Второй мировой войны, были разработаны на деньги нацистов и использовали труд заключенных при постройке).

Итак, Маск скормил нам качественный четырехминутный видеоклип. Он похвастался красивым дизайном своих ракет и страстно говорил о том, что уже скоро мы сможем доставить людей на Марс, и что он хочет зарабатывать деньги, чтобы тратить их только на претворение в жизнь его "Марсианской программы". Но при этом, по моему мнению, Маск нес легкий бред, говоря об эффекте, который радиация оказывает (вернее, не оказывает) на человеческое тело, - и это критическая ошибка для любого, кто хочет, чтобы человечество выжило после путешествия на Марс на его космическом корабле, - а также звучал совершенно незаинтересованным в проблемах, связанных с постройкой замкнутой, самоподдерживающейся среды обитания. Вместо этого он говорил о возможности создания межпланетной транспортной системы, вскользь упоминая в качестве возможных целей спутники Юпитера и Сатурна Энцелад и Европу.

Однако эти вязкие мутные биологические проблемы, которые Маск игнорирует, критические важны, и для долгосрочного пребывания на Марсе их решение может стать действительно сложным. Авария ракеты в наше время – это скорее исключение, чем правило. Но космос суров к человеческому телу. Мы эволюционировали здесь, на Земле, и мы зависим от нашей среды обитания, хотя сами до конца не понимаем, как именно всё это устроено. Наша кровеносная система, наша зрительная система, наши мышцы крайне напряжены в условиях низкой гравитации; мы уязвимы для радиации; мы должны есть, мы должны испражняться, мы должны дышать. Здесь, на Земле, проблемы еды, дыхания и испражнений решены; а там, в космосе ли, на Марсе или на любой другой планете, они становятся раздражающе трудными. Насколько трудными? Ну, например, нашему виду потребовалась пара тысячелетий, чтобы впервые додуматься до сельского хозяйства, - и это на Земле, где почва не отравлена перхлоратами. 

Дыхание, поддержание мышечной массы в условиях пониженной гравитации, обеспечение работы нашей кровеносной системы, избежание радиации, - вот проблемы, с которыми мы, как вид, практически еще не сталкивались. В космосе побывало около пятисот человек, и по меркам фармакологических компаний, группы такого размера недостаточно даже для полноценных клинических испытаний какого-то нового лекарства от живота, не говоря уже об исследовании воздействия совершенно другой среды обитания на здоровье человека.

И мало кто пробыл в космосе длительный непрерывный промежуток времени; год Скотта Келли и Михаила Корниенко считается чем-то выдающимся до сих пор.

Маск отодвинул в сторону реальные проблемы, говоря, что он просто хочет построить "транспортную магистраль на Марс", а кто-нибудь другой потом додумает остальное. Но эти мучительно сложные биологические проблемы как раз и играют важную роль для транспортировки людей и создания постоянного поселения. И для его "железной дороги" они тоже играют роль: ведь сложно утверждать, что транспортная магистраль хорошо работает, если пассажиры прибывают на конечную станцию смертельно больными или вообще мёртвыми.

И это возвращает нас к настоящему камню преткновения в колонизации Марса: деньгам. Поиск решения проблем, которые мы еще даже не до конца понимаем, будет очень дорогим. ОЧЕНЬ дорогим. Вероятно, куда дороже, чем стоимость разработки самих ракет. Не думаю, что у Маска будут трудности с поиском волонтеров для миссии на Марс, так как еще менее серьёзная "Mars One" легко нашла множество желающих, но решение вопроса с разработкой технологий, которые защитят людей от смерти в космосе или на Марсе, будет чрезвычайно дорогостоящим. Вот почему оценка затрат на "Марсианскую программу" колеблется в диапазоне от сотен миллиардов до триллионов долларов. Существуют очень значительные первоначальные расходы на системы жизнеобеспечения, которые должны быть тщательно протестированы, прежде чем мы сможем возлагать на них ответственность за чье-то продолжительное существование. 

Это также объясняет, почему возвращение к Луне кажется неизбежным, если мы хотим когда-либо поселить человечество еще где-то в космосе. В конце концов, мы только сейчас придумали, как поддерживать жизнедеятельность небольшой группы людей в Антарктике, - а ведь на этом континенте есть и гравитация, и воздух. Строительство базы на Луне позволило бы нам протестировать системы поддержки жизнедеятельности на гораздо меньшем расстоянии от Земли, с возможностью спасения в случае катастрофы. Это также позволило бы осуществлять дозаправку в месте с гораздо более слабой гравитацией, чем на Земле, что тоже сделало бы полеты на Марс проще. 

Я люблю космос, и я хочу появления космических колоний, но не в качестве запасного аэродрома для жизни на Земле, как это видит Маск, а потому что я хочу, чтобы человечество сделало кое-что, чего не делал ни один земной вид: жило где-то еще, помимо своей планеты. Не просто побывало где-то, а поселилось бы там. Я очень долго ждала серьезного, обоснованного с инженерной точки зрения предложения о создании базы на другом космическом теле. Я всё еще жду этого.

Но, будучи оптимистом, я должна заметить, что не всё еще потеряно. В конце концов, Фон Браун создал ракету Saturn V, которая доставила астронавтов на поверхность Луны. И, что еще более важно: он координировал группу, которая разработала ракету Jupiter-C, запустившую первый спутник США на орбиту. Несмотря на то, что его концепция спутников была неверна (Фон Бран не знал о той роли, которую компьютеры станут играть в современной жизни, поэтому он ориентировался на пилотируемые спутники), тот факт, что у всех нас есть сейчас мобильный интернет - это отчасти и его заслуга. 

Хотя планы Маска относительно Марса слушат мотивацией лично для него, настоящий же его дар человеческому обществу может заключаться совершенно в другом. Он проделал невероятную работу в плане многоразовости использования ракетных ступеней, и его планы, которые он представил на конгрессе IAC, являются поистине вдохновляющими. Даже если Маск станет отцом добычи ископаемых в космосе или массового, доступного по цене, ракетостроения, а не архитектором жизни на Марсе, это все равно будет огромным достижением. В конце концов, никто не может сказать наперед, какое наследие оставит каждый из нас. 

Оригинал: http://www.theverge.com/2016/9/28/13086980/spacex-elo..