ИГРА В ПРИВАТИЗАЦИЮ

Правительство объявило о новой масштабной распродаже госсобственности. На деле государство сохранит контроль над крупнейшими компаниями, а полученные деньги проест.

    Правительство объявило о планах ус-троить большую распродажу госсобственности. Обещано про-дать около 900 предприятий и пакетов акций. За пять лет (2011-2015 годы) правительство рассчитывает заработать 1,8 трлн рублей. Что, за сколько, кому и когда бу-дет продано, пока неизвестно. Пока очевидно следующее: власти таким образом рассчитывают одолеть дефицит бюджета и поправить свое реноме в глазах иностранных инвесторов. Но при этом с контролем над крупнейшими компаниями государство расставаться не намерено.
   
СИГНАЛ ИЗ ДАВОСА

Впервые о возможной про-даже акций компаний и банков с госучастием загово-рили в начале этого года. Глава Сбербанка Герман Греф в январе на Давосском форуме выступил с неожиданным предложением. "Надо приватизировать госбанки, я предлагаю начать со Сбербанка", - сказал он и пояснил, что "у государства дефицитный бюджет", а "высочайшая капитализация Сбербанка позволяет очень выгодно продать большой пакет акций". По его мнению, сначала надо снизить долю государства до минимального размера контрольного пакета, а потом начать обсуждение вопроса полной приватизации. Присутствовавший на той дискуссии министр финансов Алексей Кудрин не стал возражать. "Как и глава Сбербанка, я жду момента, когда Российская Федерация начнет продавать государственные банки", - заявил он. Но отметил, что первым стоило бы продать не Сбербанк, а ВТБ.
   Затем на какое-то время об этой дискуссии забыли. А в июле стало известно, что Минфин и Минэкономразвития (МЭР) подготовили совместный проект плана приватизации на 2011-2013 годы, в который включили пакеты акций крупнейших российских компаний и бан-ков. Глава МЭРа Эльвира Набиуллина сообщила, что, по предварительным оценкам, от приватизации можно будет выручить 600-700 млрд рублей.
   В дальнейшем аппетиты правительства относительно предполагаемых доходов от приватизации только росли. В сентябре появилась цифра в 1 трлн рублей, а после заседания правительства 20 октября вице-премьер Игорь Шувалов озвучил новый уровень - 1,8 трлн рублей за 2011-2015 годы. Для этого предполагается продать около 900 федеральных унитарных госпредприятий (ФГУП) и госпакетов акций.
   Впрочем, к цифре 1,8 трлн рублей надо относиться с большой осторожностью. Про-гнозный план приватизации существует только на 2011-2013 годы (копия есть в распоряжении "Профиля"). На момент сдачи номера в печать он все еще находился на согласовании в Минфине и не был утвержден правительством. В этом документе есть оценка доходов от приватизации, и это все тот же триллион рублей. Причем прак-тически все средства пред-полагается выручить от продажи акций крупных компаний. От реализации акций 805 акционерных обществ и 121 ФГУПа планируется получить всего 6 млрд рублей в 2011 году и по 5 млрд в 2012-2013 годах.
   Когда, в какой форме и за сколько предполагается продать государственное добро, неизвестно. Заявлено, что в каждом случае будет применен индивидуальный подход, во всяком случае это касается крупнейших компаний. Есть общие сроки - 2011-2013 годы - и самая примерная финансовая оценка, судя по всему, основанная на рыночных котировках акций. "В общей сложности к приватизации намечены 15 крупных пакетов акций, сейчас готовится доклад правительства президенту, затем будут определены схемы продажи акций. Где-то это будут прямые продажи, где-то - IPO", - заявил помощник президента Аркадий Дворкович.
   Он сообщил также, что до конца текущего года планируется продать только 10% акций ВТБ. Игорь Шувалов оценивал 10-процентный па-кет ВТБ минимум в $3 млрд. В банке "Профилю" подтвердили, что "в настоящий момент речь идет о продаже 10% пакета акций бан-ка ВТБ группе инвесторов". Но комментировать информацию относительно сроков продажи, а также назвать потенциального покупателя отказались.
   Что будет продано в следующем году, похоже, не решено. Судя по активности высказываний чиновников, на очереди акции Сбербанка. "Сейчас по вопросу приватизации ведется концептуальная дискуссия. По формату пока нет определенности, - пояснил "Профилю" заместитель председателя правления Сбербанка Антон Ка-рамзин. - Продажа на рынке несколько предпочтитель-нее, однако, прорабатывать-ся будут одновременно и ва-рианты продажи части этого пакета одному или нескольким стратегическим инвес-торам". Подготовка продажи пакетов акций в несколько процентов в случае с нашим банком может занять длительное время - от полугода до года. Как публично заявляли представители правительства и ЦБ, рассматривается возможность приватизации пакета акций размером около 9% от капитала начиная с 2011 года.

Если приватизироваться будет па-кет большего объема, сроки подготовки могут продлиться", - рассказал Антон Карамзин.

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Однако давайте отвлечемся от технических параметров новой приватизации и попробуем понять ее экономический смысл. Строго го-воря, приватизация - это всегда замена менее эффективного собственника (государства) на более эффективного (частного владельца). И целью приватизации как раз и является повышение эффективности компании, но цель эта достижима в случае перехода контроля к но-вому собственнику. В данном случае государство, как мы видим, не собирается расставаться с контролем практически ни в одной крупной компании с госучастием. Тогда в чем смысл?
   Эксперты сразу отметили, что масштабная продажа активов вызвана, прежде всего, желанием покрыть дефицит бюджета, который в ближайшие три года будет колебаться в районе 1,8 трлн рублей. Иными словами, основная цель частичной распродажи государственных акций - фискальная. И в этом принципиальное отличие нынешней волны приватизации от предыдущих - ваучерной и "залогово-аукционной". То-гда все-таки предпринималась попытка создать нового, более эффективного собственника. Сегодня ничего подобного не происходит.
   Вторая цель - имиджевая. Дело в том, что ставка впервые открыто делается на зарубежных покупателей. По неофициальной информации, продать пакет акций ВТБ предполагается группе иностранных инвестфондов во главе с американским TPG. Все это должно продемонстрировать, что российское правительство пред-принимает усилия по разгосударствлению экономики и улучшению инвестиционного климата.
   Попытка "Профиля" напрямую выяснить, насколько интересны иностранцам названные в правительственном списке активы, не удалась. Мы обратились в несколь-ко компаний, приглашенных правительством участвовать в организации торгов, но не получили ни одного конкретного ответа. Остается согласиться с экспертами в том, что миноритарные пакеты могут привлечь преимущественно портфельных инвесторов. А это означает, что никаких серьезных изменений в госкомпаниях - улучшения корпоративной культуры, большей прозрачности и повышения эффективности управления - ждать не приходится.
   Между тем саму идею масштабной приватизации никто не подвергает сомнению. Это был бы шаг в правильном направлении, считает директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. Доля государства в экономике по-прежнему велика, полагает эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Анна Васильева. По ее мнению, в последние годы, несмотря на все разговоры о необходимости повышать конкуренцию, государство консолидировало в своих руках очень много активов.
   Действительно, по оценке Центра развития ГУ-ВШЭ, например, доля государства в банковском секторе России превышает 50% и соответствует уровню Белоруссии, Туркмении и Узбекистана. Однако, как отмечает Анна Васильева, государство, к со-жалению, не пошло на то, что-бы окончательно передать контроль над крупными пред-приятиями частному сектору. "Хотелось бы видеть настоящую приватизацию ряда компаний с переходом управления в частные руки", - отмечает эксперт.

По большому счету, объявленную акцию и приватизацией назвать сложно, ведь контроль, особенно в крупных компаниях, остается у государства. Это процесс, скорее, можно назвать разгосударствлением. "Трудно переломить себя и отдать все; и без того появление частных акционеров и директоров вызывает зубовный скрежет у менеджеров госкомпаний", - говорит заместитель директора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.
   Кроме того, у экспертов вызывает серьезные опасения и то, как будут продаваться компании. Как говорит Валерий Миронов, "в России чиновники часто, что назы-вается, просто гребут под се-бя". Чтобы собственность не переходила в руки аффили-рованных с чиновниками структур, нужны открытые торги с привлечением как можно большего числа участников, считает Анна Васильева. А Игорь Николаев вообще не верит в то, что у нас приватизация может быть честной и справедливой. Основной, недекларируемой целью он считает "переход собственности в нужные руки". По его мнению, даже если приватизация состоится в заявленных объемах, то это не станет шагом в сторону либерализации. "У нас даже частному предприятию государство мо-жет диктовать, что делать. Что захочет власть, то и будет, какой бы ты частный ни был. Вот если бы одновременно с этим начался демонтаж "вертикалей власти", тогда можно было бы говорить о стремлении государства снизить свою роль в экономике", - констатировал Игорь Николаев.