Умеем ли мы сострадать?
На модерации
Отложенный
Недавно я узнала, что моя близкая подруга тяжело и неизлечимо больна. Конечно, и до этого я знала, что она болеет, но не подозревала, насколько серьезно… От встреч она отказывалась под разными предлогами, по телефону говорить о своей болезни избегала…
Здоровому человеку сложно понять, каково это – быть тяжелобольным или инвалидом. Здоровому не дано понять, что такое - постоянно испытывать боль, не иметь возможности нормально двигаться, есть, работать, или знать о том, что тебе недолго осталось жить… Может быть, поэтому, если человек серьезно болен, он, как правило, перестает общаться с прежними друзьями и знакомыми. Многие заводят общение с другими больными, товарищами по несчастью, потому что те способны их понять. Или проводят дни в блогах и социальных сетях, ища себе виртуальных друзей, которым можно не сообщать о своем недуге и с которыми можно трепаться ни о чем…
«Качество вашей жизни теперь будет иным», - сказал врач писательнице Дарье Донцовой, когда она заболела раком. Как только человеку ставят роковой диагноз, все его жизненные силы направлены на борьбу с болезнью или на облегчение болезненного состояния. Врачи, лекарства, процедуры – вот что отныне наполняет его существование. Все прежние интересы, занятия, увлечения отходят на второй план или вообще исчезают из жизни больного. Рушатся старые связи. О чем говорить со здоровыми друзьями? О болезнях? О лечении? А если человек уже изуродован болезнью, например, очутился в инвалидной коляске? Мало того, что общих интересов с прежним окружением больше не остается - кому приятно, чтобы люди видели его таким слабым и беспомощным? Ладно, если речь идет о пожилом человеке. А если недуг сразил тебя в цветущем возрасте?
Увы, порой такие пациенты сами вычеркивают себя из нормальной жизни. Им кажется, что они никому не нужны, неинтересны, что станут прежним друзьям только обузой… Многие не выносят жалости к себе. Моя подруга, та, что тяжело заболела, как-то сказала, что жалость – это единственное, чего она никогда не сможет простить… И осталась верна себе: замкнулась в четырех стенах, порвала со всеми знакомыми, тщательно скрывая свое состояние ото всех… Ей стыдно за свою беспомощность, за свою зависимость от других, за то, что она не может быть, как все…
Жалость трудно принять. Она унижает человека. Глядя на кого-то, по нашему мнению, достойного жалости, мы думаем: «Ах, какой он бедный, несчастный!» Мы априори ставим себя выше него… Пожалеть кого-то – значит, возвыситься над ним, пусть и только в своем воображении.
Но есть еще и такие понятия, как сочувствие и сострадание. Их первоначальный смысл – именно «со-чувствие» и «со-страдание», когда мы пытаемся переживать чью-то физическую или душевную боль как свою собственную, разделить ее с другим человеком… Но где проходит грань между жалостью и состраданием? Мы боимся унизить своей жалостью убогого (кстати, этот термин на самом деле означает «у бога») и поэтому предпочитаем не общаться с ним вовсе.
Но недаром говорят, что друзья познаются в беде. Да, не так легко принять ситуацию, что человек, с которым ты поддерживал отношения, с которым тебе было хорошо, вдруг оказался «по ту сторону», сломленный страшным диагнозом… Конечно, проще всего взять и уйти. Перестать выходить на связь. Убеждая себя в том, что ему сейчас не до тебя, да и у тебя много дел, вот пройдет еще какое-то время, и ты обязательно позвонишь, напишешь, и так далее… А этот день все никак не наступает и не наступает… И только когда раздается телефонный звонок и тебе сообщают, что этого человека больше нет, тебя начинают терзать угрызения совести: «А как же так – почему я его бросил, забыл, не звонил?!»
А можно позвонить. Или написать письмо. Или даже напроситься в гости. Сказать: «Я с тобой, я остаюсь твоим другом, что бы ни случилось!» Кто знает, вдруг именно твой визит, смска или звонок станут той поддержкой, которая ему сейчас необходима?
Мой близкий друг – инвалид. Не сразу, но я смогла преодолеть в себе порывы жалости к нему и принять его как полноценного и равного себе. Да, у него есть проблемы с телом, со здоровьем, но это именно проблемы, а не клеймо неполноценности! Хотя «инвалид» - это как раз и значит «неполноценный». Но мой друг не считает себя таким. Насколько я знаю, и у него был период, когда он считал себя вычеркнутым из жизни, раздавленным, избегал общения со здоровыми людьми… И в конце концов, понял, что это тупиковый путь, что очень многое зависит от того, как ты сам себя воспринимаешь…
До этого я общалась с большим количеством мужчин, вполне здоровых и с виду полноценных, но ни от кого, кроме этого человека, я не получала столько тепла, никто меня так не чувствовал и не понимал…
Может быть, только пройдя через страдания, ты становишься способным «со-страдать» и другим людям? И может быть, надо иметь мужество, чтобы самому принять это «со-страдание», не отталкивать его, не прятаться в кокон? Как бы это ни было трудно
Комментарии
Я знаю,что говорю...Знаю...что люди,самые близкие люди...могут убить своей жалостью..пусть даже невольной..Как мне сказала подруга..которой нет уже почти 3 года как-то(она ушла от рака) : Мало кто умеет общаться с нами,как со здоровыми людьми.Такого человека надо нагружать посильными делами,надо теребить,надо чтобы он почувствовал себя НУЖНЫМ опять...И тогда болезнь может отступить пусть на время...но она отступает.А иногда вообще уходит..
Касаемо инвалидов-колясочников..Есть несколько знакомых..Людей с такой жаждой жизни..полноценной ещё поискать в толпе здоровых.
Можно щенка или котёнка на улице пожалеть и взять домой....
Дитё пожалеть...когда ему больно или обидели..но не более того.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
все оч индивидуально..
Комментарий удален модератором
Это потом,уходя мы нервно курим молча у подъезда..да что говорить...многие знают,что это такое..
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Не было Христа!
Вот у меня книжка под руками "Между Да Винчи и Люцифром". Написала Рене Шандель. На "Код да Винчи" денег не хватило. С друганами запил.
Ну не могла Мария Магдалина быть женой Иисуса. РПЦ это отрицает!, и протестанты, католики и то ж лютеране. Да и Понтий Пилат - ни слова.
Так что, зря ПАстернаку хотели Нобелевку дать. Х х-ы ы Обаме -ить заслужил! и какому-то овощу.
Это жутко, когда сильный человек, который привык к признанию, вниманию, успеху, оказывается немощным. Тут никакое со-страдание не поможет. Я вначале вообще не могла понять откуда столько агрессии и ненависти на меня свалилось. По вечерам "зализывала" раны и плакала от того, что не знала как помочь маме , не потеряв себя для себя , семьи.
Все очень индивидуально. Рецептов общих нет.
" Я настолько приблизилась к краю,
От потерь не очень страдаю
Дружественных, похоронных,
Все проходит - отлично знаю.
На луну от тоски не лаю.
Встретимся в потустороннем!
А бывало. Ох! Как бывало!
Ликовала душа и страдала
От мировых катаклизмов,
Взглядов , недобро брошенных.
След занесло порошею.
Уменьшилось до горошины
Огромной когда-то жизни...
Это из маминых стихов.
У моей свекрови, она тоже была рядом со мной, не так катастрофически изменения происходили. Она вела здоровый образ жизни. А мама более богемный. Складывается впечатление, что начало их жизни, её течение, каким-то образом повлияло и на то, как все закончилось.
а насчет того, как может меняться человек?? как вспомню, аж вздрогну. моя свекровь, человек, в принципе, интеллигентный, перед смертью в такое детство впала, что если бы я не делала сюжет на эту тему для своей программы, я бы в шоке была, и раздражалась, не понимала бы ее.. ведь доходило до абсурдов, а нам вначале казалось, что она так шутит.. приходилось сначала понимать, а потом - и принять. выхода не было. когда идут органические изменения мозга, ничего не поделать. это не их вина. вернее, их вины нет. это все равно что младенцу сказать - типа, пошли в театр сходим.. или еще покруче.. мой муж, врач, так и не мог понять - почему его мать называет его другими именами, почему я ее кормлю с ложечки, мою ее и проч.. он до конца думал, что она просто вредничает.. я так боюсь превратиться в растение.. свекровь именно была в таком состоянии.. мне кажется, на этом примере так ясно видно, что человек, будучи младенцем, взрастает, а потом - обратный процесс.. дай Бог нам всем терпения))
Но с моей мамой совсем другое было. Она не была беспомощна. Она меня зачем-то просто съедала. Ей не нравилось почти все, что я говорю, делаю. Раздражали мои друзья, мой муж,
с которым раньше у неё были нормальные отношения. Т.е. она изменилась кардинально... и как-то очень странно. Такое впечатление, что это не моя мама, а кто-то посторонний, который меня ненавидит. Потому что раньше такого не было. Да, она капризничала и раньше, но врагом-то мне не была.
А так Вы друг-друга только заводите.
А добрые дела - это наш пропуск в вечность.
Это здорово, что Ольга посоветовалась с психологом. Важно знать про себя где ты и с кем ты. А отличить нуждается человек в заботе или просто манипулирует - сложно. Тем более, когда - это родной человек. Я тоже столько раз уже была на грани...
Терпения нам всем и Любви...
вы правы, сложно определить - где манипуляция, а где просто беспомощность. я предпочитаю не задумываться об этом. если вижу беду, стараюсь помочь - чем могу, даже просто словом..
спасибо за пожелания терпения и любви! нам всем этого оч не хватает)
А я в последнее время стала искать корни всех этих бед. Потому что, вокруг меня,
крутятся все те же люди и проблемы у них не меняются. И почему-то я всегда выступаю палочкой выручалочкой.
Попробовала не выручать - начиталась спец.духовной литературы - стало очень грустно жить. Но и сострадать надо так, чтобы себя не потерять. Мне понравилось одно выражение - "Войдя в чужое положение - не забудьте выйти из него".
Ищу равновесия в этой жизни...
На мой взгляд, это неимоверная глупость - заявить, что "я принимаю инвалида как полноценного, равного себе" или как там авторша подчеркнула свою "продвинутость" в вопросах взаимоотношения людей. Болезнь или ограничение возможностей не делают человека второсортным. Он и так - равный всем. А вот в помощи нуждается. И в жалости - тоже, потому что болезнь меняет его восприятие мира. И с этим нужно считаться.