Как принять Непредставимое.
Психологи, психотерапевты, психоаналитики – эти люди помогают нам свыкнуться с мыслью о неизбежном уходе, как нашем, так и наших близких.
Рада Грановская
Доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, автор многих книг, одна из них – «Психология веры» (Речь, 2004).
«Многим из нас неприятно думать не столько о смерти, сколько о приближении старости: мы боимся ощутить пренебрежение со стороны более молодых, страшимся одиночества, не можем смириться с некоторой бессмысленностью жизни в старости. Что касается самой смерти, в основном мы боимся боли, зависимости от лекарств… При этом совсем не факт, что мы хотели бы жить вечно. Избежать этих страхов помогает ощущение, что какие-то важные жизненные дела, задачи не завершены, – это и есть тот поплавок, за который можно держаться. Но в любом случае каждый из нас проходит несколько этапов: сначала мы отрицаем смерть, потом задумываемся: «Почему я?», чувствуем агрессию, гнев, и лишь потом к нам приходит смирение».
Александр Бадхен
Психотерапевт, содиректор Института психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург).
«Увядают цветы, опадают листья, годы накладывают отпечаток на нашу внешность – умирание и смерть присутствуют рядом с нами, но мы не склонны их замечать, поскольку это угрожает нашему оптимизму. «Каждый знает, что умрет. Но никто не верит. Поскольку если б мы верили, то жили бы по-другому», – утверждал герой книги Митча Элбома*. И действительно, признание факта неизбежности смерти – важнейший момент в жизни. Важно говорить об этом. Как вы впервые узнали о ней? При каких обстоятельствах? Что переживали тогда? Что чувствуете сейчас, размышляя о смерти, представляя, рисуя ее? Важно задавать себе вопросы и искренне отвечать на них: именно это помогает впоследствии поддерживать близких людей и самого себя».
* М. Элбом «Величайший урок жизни, или Вторники с Морри». АСТ, Транзиткнига, 2005.
Филипп Гримбер (Philippe Grimbert)
Психоаналитик, автор книги «Тайна» («Un secret», Grasset, 2004).
«Мы так сильно переживаем потому, что забыли о том, что мы появляемся из ничего, следовательно, из смерти. Я понял это благодаря работе с тяжелобольными детьми: они гораздо меньше нас боятся. Почему? Просто они знают, что приходят оттуда.
Нам, стало быть, следует вновь обрести эту детскую мудрость и не забывать о том, что у нас уже был этот опыт небытия – гораздо раньше, чем нынешний опыт существования».
Нифонт Долгополов
Психотерапевт, директор Московского института гештальта и психодрамы.
«Разобравшись, чего именно мы боимся, что стоит для нас за страхом смерти, можно применить это знание с пользой: боимся старения – начнем тщательнее заботиться о себе; не хотим терять близких – будем больше и теплее общаться с ними, наслаждаясь их близостью. Парадоксально, но именно страх смерти зачастую становится для нас отправной точкой, переходом на новый уровень собственного существования. Вот почему бывает так полезно представить, что сегодняшний день – последний...»
Мари де Аннезел (Marie de Hennezel)
Психолог, автор книги «Умирать с открытыми глазами» («Mourir les yeux ouverts», Albin Michel, 2005).
«Если бы я должен был умереть через неделю, что бы я хотел обязательно сделать? Задайте себе этот вопрос, и вы поймете или почувствуете, что для вас важнее всего: для кого-то – закончить книгу, для кого-то – возобновить отношения с семьей… Это зависит от конкретных обстоятельств. Но в любом случае надо жить как можно ближе к своим главным ценностям и целям – вот лучший урок приготовления к смерти».
Светлана Кривцова
Экзистенциальный психотерапевт, автор книги «Как найти согласие с собой и миром» (Генезис, 2004).
«Я думаю, что умирание относится к тем состояниям, которые изнутри не так страшны, как снаружи. Впрочем, не буду настаивать, по причине отсутствия личного опыта. Всякая смерть несправедлива, потому что отбирает возможность что-то еще пережить и сделать, как-то внести себя в жизнь, что-то закончить. То, что «человек не просто смертен – он внезапно смертен», есть напоминание: нужно торопиться, потому что может не хватить времени. Нужно хотя бы начать, просто пуститься в путь. Иначе смерть будет пугать беспрерывно: паническими атаками, ночными кошмарами, непереносимостью чужих болезней и собственного увядания. Мы не можем пожелать себе не умереть никогда. Мы можем пожелать себе другого – достойной смерти среди близких людей в тот час, когда она естественно придет, как приходит вечерняя усталость после трудного интересного дня и человек чувствует: сейчас пора отдохнуть».
Комментарии
Так только, теоретически, для красного словца: да хоть завтра...
Когда навалится тоска без меры, -
На сердце мрак, надежда - стороной,
И не хватает ни любви, ни веры,
Я вдруг произношу : "Хочу домой!".
Застолье, суета и спор о мнениях,
Наряды, сплетни, смех в толпе людской...
А я смотрю вокруг с недоумением:
"Зачем все это? Я хочу домой!"
Уют в квартире, книги и вязание,
Мольберт, компьютер, сумрак голубой...
Вдруг возникает странное желание:
"Я так устала... я хочу домой...".
Придет мой час, когда Судьбе угодно;
Я вдруг услышу голос неземной:
"Спасибо за Служенье. Ты свободна." -
И я пойму, что мне пора домой.
Это либо к психологу (психиатру) - если ещё явно рано. Или действительно пора...
Держат нас здесь - планы, заботы, когда что-то ещё должен, можешь, хочешь...
Вам никогда не приходило в голову, что страх смерти-очень мудрое и простое приспособление, благодаря которому большинство людей все еще находится здесь? На сленге инженров-конструкторов это называется "защита от дураков" (т.е. для функционирования системы такое приспособление не нужно, но оно необходимо, как предохранитель от человеческих ошибок). В противном случае, при возникновении проблем, народ покидал бы планету массово, а не тот сравнительно незначительный процент самоубийц, который мы наблюдаем. Хотя, в любом случае, каждое самоубийство, безусловно, является трагедией и большой ошибкой.
Вы мне напомнили один анекдот:
В утробе матери сидят двое близнецов. Один говорит другому:
-Вот, скоро роды. Как-то оно там будет?
-"Там" будет никак. Мы отсюда выйдем - и все закончится.
-Ужас...Почему ты так думаешь?
-Потому что оттуда еще никто не возвращался.
Что касается нас самих, то мы, очевидно, САМИ почувствуем, когда оставшиеся задачи будут уже не по силам, и смиримся с этим.
Священники раньше лучше помогали, ибо была вера, и принятие смерти, как неизбежного факта, но и некоторого объяснения для умирающего и близких сути самой смерти.
Психология, как наука вышла на поверхность по той причине,
что религия стала отставать отосительно эволюции ума людей.
Ни один психолог не сможет провести глубинную работу с умирающим,
независимо от направлений выбранных им в психологии. Потому что специалист стоит только у порога, мягко сказано, перед вечностью, и понятия не имеет, что происходит за порогом смерти.
Мне понравилось простое изложение понятия психологии в нашем современном обществе:
"Психо - это душа. Не так ли? Что она есть - схема в клетках мозга, информация в клетках мозга, выполняющаяся программа? Или некое полевое (или информационное) образование, симбионт тела?
Нет у нас НИКАКОЙ психологии. Есть только поверхностная карта моря. С малопонятными волнами... :)
(Андрей Сташ. ГП) http://www.gidepark.ru/community/25/article/126652