Личный вклад .(О истории новогодних праздников)
Романтичная праздничная ночь на 1 января появилась у нас благодаря мужам государственным и от романтики далеким — Юлию Цезарю, князю Владимиру и Петру I.
Юлий Цезарь любил Клеопатру, победы и порядок. В его время календарь, по которому жила Римская империя, явно нуждался в реформе. Вольтер не без оснований заметил: «Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это делали». В 46-м году до н. э. Цезарь, не без помощи просвещенных египтян, реформу провел и заодно перенес начало года с марта на 1 января: в этот день вступали в должность новоизбранные консулы. Позже по Юлианскому календарю многие столетия жили и Европа, и Византия.
Любил ли киевский князь Владимир царевну Анну, сестру константинопольского императора Василия, неизвестно. Можно предположить, что ко времени принятия Русью христианства в 988 г. князя больше всего интересовали дела государственные. Женитьба на Анне — одно из условий крещения, которое поставил Византии Владимир. Вообще-то был он женолюбив и отказов не терпел. В молодости полоцкую княжну Рогнеду, которая Владимиру отказала, попрекнув его низким происхождением, взял в жены насильно: захватил Полоцк, убил отца Рогнеды, а потом и жениха — сводного брата Ярополка, княжившего в Киеве. Вероятно, эта история была известна в Константинополе. Как бы то ни было, Владимир получил порфирородную жену, благородству и знатности которой позавидовала бы любая принцесса, а Русь — новую веру и вместе с ней — календарь (тот самый, Юлианский). Хотя еще долго по старинке началом года считали 1 марта, а потом, по приказу грозного Ивана IV, — 1 сентября.
Петр I не любил свою первую жену, старинные обычаи и бороды. Он стремился в Европу и к прогрессу. В числе его реформ — переход на новое летоисчисление и перенос начала года на январь. После 31 декабря года 7208 от сотворения мира в России настало 1 января 1700 года от Рождества Христова.
Отдельным указом самодержец повелел сие событие отпраздновать и объяснил подданным, как это сделать.
Царь приказал людям богатым «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых ... А людям скудным — каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить».
Также велено было «в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом ... учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам ... из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится». Кроме того, следовало «по улицам большим, где пространство есть», по ночам зажигать огни вплоть до 7 января.
Все это было внове для Москвы, но царь не забыл и о традиционных развлечениях, отметив их в указе особо: «А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
Указ Петра был исполнен (кроме, вероятно, последней его части), и царь лично участвовал в празднестве. С того времени и повелось в России отмечать Новый год в ночь на 1 января — шумно, торжественно, и, в знак веселия, всякое разное учинять.
Можно долго спорить о роли личности в истории. А можно просто быть благодарным великим за любимый праздник. Еще не известно, что бы без них было. Вот ведь у жителей островов Самоа, говорят, начинался год «с массового хода съедобного морского червя палоло».
P.S. Владимир Ильич очень любил детей, революцию и нововведения. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров в Советской России ввели «новый стиль», и у нас появился дополнительный Новый год — Старый.
Соня Стратилатова
Комментарии