Перемирие, которого не было

 

Фото: Chaoyue PAN

9 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри провели в Женеве пресс-конференцию и объявили о достижении соглашения по прекращению огня в Сирии, которое должно было вступить в силу 12 сентября

 

Давид ШАРП

Не каждый день заключаются подобные соглашения (точнее, это второй раз), и кому-то могло показаться, что сделан явный шаг к разрешению конфликта. Однако реалии в очередной раз подтвердили абсурдность подобных надежд. С самого начала российско-американские переговоры, а затем дипломатическая перепалка между Москвой и Вашингтоном, напоминали клоунаду. О том, каковы были истинные мотивы сторон при ведении переговоров, можно рассуждать долго, но главное здесь не мотивы, а то, почему подобного рода договоренности обречены на провал.

Безусловно, и США, и Россия серьезно замешаны в сирийском конфликте и имеют определенное влияние на своих союзников. Однако оно не безгранично. Ведь в Сирии много и других значимых игроков, как внешних, так и внутренних. В первую очередь это непосредственно участники конфликта, то есть, с одной стороны — силы, верные Асаду, с другой — разнообразные повстанческие группировки, с третьей — ИГ, а с четвертой — курды. Без удовлетворения стратегических чаяний основных игроков или практически полного выбивания некоторых из них военных путем никакой прогресс на ниве урегулирования сирийских проблем просто невозможен. И это главное. Поэтому договора, искусственно навязываемые сторонам извне и не несущие в себе даже намека на будущее всеобъемлющее урегулирование, заранее обречены на провал. Да, на определенных участках огонь может временно прекратиться. В этом случае стороны могут руководствоваться, например, соображениями пиара, желанием перевести дух или просто поправить невыгодное положение, но не более. Во всех остальных случаях не будет и этого.

 

Женевский фарс, когда за воющих сирийцев договариваются никем не уполномоченные главы МИДов США и России, был обречен с самого начала. Если подшефный Москвы Башар Асад для виду соглашение принял, то значительная часть повстанческих группировок и этого делать не стала. Не говоря уже о тех, кто изначально был определен Москвой и Вашингтоном в качестве террористов. Интересен в этом плане подход Вашингтона. Оставим на минутку в стороне режим Асада, который по масштабам классического терроризма, военных преступлений, пыток и убийств намного превзошел всех действующих в Сирии террористов вместе взятых. Но вот есть, например, такой активный член проасадовской коалиции как официально признанная террористической в США «Хизбалла». В прошлом она, среди прочих, активно убивала американских граждан и военных (счет идет на сотни), а в 2012 году осуществила успешный теракт на территории Болгарии — члена ЕС. И, кстати, в этом теракте в Бургасе погибли не только израильтяне, но и болгарский гражданин. Между тем, о «Хизбалле», одном из главных оплотов Асада, в Вашингтоне предпочитают забыть. Зато пресловутая «Джабхат ан-Нусра», недавно переименованная в «Джабхат Фатах аш-Шам», наряду с ИГ буквально не сходит с уст. И это несмотря на то, что данная организация действовала и действует практически исключительно в Сирии (если не считать отдельных эпизодов в Ливане) и никого на территории ЕС не взрывала. Да, по понятным причинам тот факт, что она является филиалом «Аль-Каиды», стал для американцев своего рода красной тряпкой. И тем не менее, очевидная двойственность подхода налицо. Вот американцы и обсуждали с россиянами, как заодно с палачом Асадом, «Хизбаллой», КСИРом и террористическими организациями типа палестинских «Исламского джихада» и НФОП Ахмеда Джибриля (список отнюдь неполный) будут они эту особо опасную «Нусру» отделять от остальных повстанцев и уничтожать. В общем, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Изначально было понятно, что целью режима, а возможно, и Москвы, является лишь возложение ответственности за продолжение боевых действий на оппонентов. С этой целью повсюду громко озвучивались реальные и мнимые нарушения прекращения огня со стороны противника, хотя, само собой, нарушали это условие и проасадовские силы.

Завершение действия договора произошло на фоне двух скандальных событий — ударов самолетов ведомой США антиИГовской коалиции по позициям сирийской армии в районе окруженного «халифатом» города Дейр эз-Зор, а затем уже проасадовской коалиции (в лице почти наверняка российской авиации) по гуманитарному конвою ООН сирийского же «Красного Креста», отправленного с контролируемой лоялистами территории (!) по согласованному маршруту на территорию повстанцев.

Начнем с американцев, ответственность за содеянное с которыми поспешили разделить датчане, австралийцы и англичане. Все началось с заявлений Дамаска и Москвы о бомбардировке позиций сирийской армии четырьмя самолетами F-16 и А-10, в результате чего якобы погибли 62 и были ранены 100 военнослужащих.

Несмотря на то, что в большинстве случаев силы коалиции не бомбят ИГовцев там, где они воюют с асадитами, предпочитая делать это в районах соприкосновения с повстанцами и курдами, на сей раз было решено фактически оказать поддержку лоялистам непосредственно на поле боя. Но, как известно, благими намерениями… Союзники в самом деле угодили не по тем, в чем практически немедля признались. Были принесены извинения и даже, как принято, предложены компенсации семьям погибших. ИГ — абсолютное зло, но, как говорится, нет худа без добра: хотя пилоты коалиции и промахнулись (а в том, что это ошибка, сомнений нет), то хотя бы уничтожили асадитов и их союзников. Но не обошлось и без ложки дегтя: на данный момент есть основания полагать, что приведенные выше цифры потерь, озвученные Москвой и Дамаском, завышены в несколько раз. Конечно, НАТОвская авиация способна и на эффективные удары, но чтобы уничтожить и ранить столько живой силы, нужны специфические условия. Например, скопление не менее чем батальона перед атакой или уничтожение крупной автоколонны. Судя же по заявлению источников в Пентагоне, атаке подверглись всего 6 машин и сопутствующие им люди. На пару сотен никак не тянет.

Более того, ни со стороны асадитов, ни со стороны ИГовцев, занявших ряд позиций лоялистов на месте событий, никаких видео- и фотодоказательств столь масштабной бойни выложено не было. Лживость режима давно стала притчей во языцех, и потому без конкретных доказательств веры ему нет. Что до озвучивания таких потерь, то чего не наврешь ради того чтобы заклеймить «вражескую военщину» и политический капитал, — метод, давно опробованный палестинцами. В век социальных сетей погибшие со стороны лоялистов редко остаются безымянными, и вскоре было обнародовано полтора десятка фамилий, носители которых погибли, как утверждалось, от американского удара, а не в боях с ИГ. Забавно, что среди них оказались и как минимум 7 членов одной из воющих за Асада палестинских организаций. Но если выяснится, что в самом деле результаты удара были столь впечатляющими, лично я расстраиваться не буду. Пусть это делают допустившие ошибку (с кем не бывает) американцы и их союзники. И если последние, как и положено цивилизованным странам, буквально в очереди стояли со своими извинениями и признанием ошибок, то в случае с асадовской коалицией дела обстоят противоположным образом.

Например, российская сторона с самого начала своей сирийской кампании ни разу не признала, что наносила удары, даже ошибочно, по гражданским объектам, гуманитарным грузам или населенным пунктам, где проживают мирные жители. Более того, все многочисленные случаи нанесения таких ударов, в том числе и подтвержденные неопровержимыми доказательствами (видеосъемка, найденные на земле специфические боеприпасы и т.д.), отрицаются на корню. Так произошло и на этот раз. Поражает лишь количество часто меняющихся или «дополняющих» друг друга официальных, просто поразительных версий российского МО, начиная с «они себя сами» и заканчивая тем, что на видео, мол, не заметно следов бомбардировок. Да еще как заметно! И это даже не считая торчащего из земли хвоста 250-килограммовой авиабомбы российского производства, попавшего в кадр… Любопытно, что глава российского МИДа Сергей Лавров заявил: именно сирийцы ООНовский гуманитарный конвой разбомбить не могли, так как «не проводят ночные полеты». В заметной степени так оно и есть, и, в частности, именно поэтому изначально речь шла о «почерке» российских ВКС. Но из уст российского министра подобное утверждение особенно ценно: в будущем, когда кто-нибудь сбросит ночью кассетные зажигательные бомбы на населенный пункт, круг подозреваемых будет сужен.

20 сентября из Вашингтона последовало фактическое подтверждение того, что за удар с многочисленными жертвами ответственны находившиеся над местом событий российские Су-24.

Лично я согласен с теми, кто предполагает, что россияне умышленно, в пику американцам, разбомбили именно этот ООНовский конвой. Скорее данная атака, как и множество других атак, осуществленных в Сирии, стала следствием изначальной неразборчивости в выборе целей, когда сплошь и рядом бомбят гражданские объекты, помноженной на оперативные проблемы со связью и целеуказанием. Грубо говоря, пилотам, привыкшим разносить чуть ли не все, что движется, просто не сообщили, что вот конкретно этот гуманитарный конвой бомбить не стоит.

Кстати, как и в недавнем случае с коалицией, у российских ВКС не раз случались подобные ошибки. Причем, если смотреть с израильской точки зрения, с большим знаком «плюс». Судя по источникам в «Хизбалле» и среди лоялистов, россияне из-за разного рода проколов и проблем с координацией действий не раз весьма результативно бомбили как ее боевиков, так и асадитов. С последними один из известнейших случаев произошел в том же Дейр эз-Зоре. Ту ошибку российских стратегических Ту-22М3 попытались вначале свалить на американцев, но в свете абсурдности обвинений быстро прекратили говорить об этом.

«Новости недели»