Кто такой Бог?
На модерации
Отложенный
Кто такой Бог? Какова Его природа? И как об этом рассказать? Очень важный момент с чего надо начинать? Если мы начинаем сразу говорить о Святой Троице, то здесь мы обречены на то, что нас неправильно поймут. Сначала необходимо изложить, что мы понимаем под словом Бог, а потом уже переходить о том, кто Он такой. Поэтому существует определенная логика рассуждений.
1. Доказательства Бытия Божия.
Существуют пять основных доказательств бытия Божьего. Хотя на данный момент (2008 г.) существует двадцать одно не опровергнутое доказательство Бытия Божьего, в стенах Гарвардского университета. Но все они сводятся к пяти основным аргументам: 1) онтологическое доказательство, 2) этическое (Декартово), 3) телеологическое, 4) космологическое, и 5) историко – психологическое.
Онтологическое доказательство. От слова «онтос» – бытие, онтология – учение о бытие. В Боге как существе всесовершеннейшем не может отсутствовать такое качество как бытие, ибо если существо всесовершеннейшее не имеет бытия, оно уже не всесовершенно. Существует некая иерархия бытия, в которой существуют более совершенные вещи и менее совершенные вещи. Представим, что у нас две точки на прямой. Какая то из точек ближе к цели? Вопрос где цель? Пока мы не поставим предел, вопрос не имеет смысла. Мы можем говорить о более или менее совершенстве, при условии, что у нас есть понятие Высшего Совершенства.
Есть высказывание, что «абсолютная истина в том, что не существует абсолютной истины» - такое утверждение самоуничтожается. Если нет абсолютной истины, не может быть абсолютно истинного суждения, следовательно, само это суждение тоже не может быть. Теперь возникает вопрос, это предельное совершенство является иллюзорным или реальным? Абсолютное совершенство не может не иметь бытия, а иначе оно не будет абсолютным совершенством. Если говорить про реальный мир, онтологический аргумент, Акселя Антерберийского работает, исходя из того, что у нас существует мышление, оценивающее все происходящее. Без чего процесс мышления вообще не возможен? Без рассуждения невозможно мышление. А рассуждение предполагает оценку.
Что такое космологический аргумент? Все в этом мире имеет внешнюю по отношению к себе причину. Следовательно вся вселенная имеет внешнюю по отношению к себе причину. Эта причина называется Богом. Аргумент доказан. Логика очень проста, если каждый из частей целого имеет внешнюю по отношению себя причину, то и само целое будет иметь внешнюю по отношению к себе причину. А почему нет? Причина – это Бог! Все. Это старый хороший аргумент. Можно отказаться от этого аргумента, сказав, что представления причинно – следственные это иллюзия. Да, можно. Правда, мы должны отказаться от органов чувств. Потому что в наблюдаемом мире глазами видим, ушами слышим, все у нас в основном имеет причинно – следственные вещи. Реальность такова, что она построена на причинно – следственных связях. Отказаться от нее можно неопровержимым образом, заявив, что все это результат моей галлюцинации. Тогда я буду внешней причиной по отношению ко всему миру. Все равно внешняя причина останется, только это буду я. Эта теория неопровержима в принципе. С этой теорией невозможно спорить, потому что кто будет со мной спорить? Если все моя внешняя галлюцинация спорить со мной невозможно. Понятно по каким причинам, с галлюцинациями не спорят. В практическом смысле эта аргументация плохо работает. Единственное не удобство если галлюцинация или сон «бьет» тебя в лицо. Очень не удобно, потому что на сон же не обидишься.
Самый красивый аргумент, который чаще всего употребляется Библией это – теологический аргумент, который звучит так: от созерцания красоты творений, сравнительно познается красота Рододелателя – автора этой природы. Аргумент звучит очень просто. Мир настолько сложен, что он не может появится случайно. Следы разумного замысла настолько явны, что проигнорировать их практически невозможно. Об этом пишет книга премудрости Соломона. Такая замечательная штука называется мобильный телефон. И спрашивайте. Скажите пожалуйста может получится случайно мобильный телефон? Нет, конечно. Аргумент явно показывает наличие разумного замысла. Аргумент второй. Может ли случайно возникнуть тот мозг, который телефон спроектировал? Нет. Тончайшие настройки существует везде, что называется в науке антропным принципом. Антропный принцип – это такое утверждение, что вселенная существует так, чтоб в ней возникла разумная жизнь. Мировые постоянные, настолько точны, что любое их изменение приведет к невозможности существования жизни во вселенной. Например, изменение тяжести электронов всего в три раза, он ничтожный вес имеет, приведет к тому, что не смогут существовать никакие элементы тяжелее Гелия вообще. Таких примеров на самом деле очень много.
2. Бог – Творец всего.
Все эти аргументы приводят к тому, что разговор о Боге удобней всего начинать с понятия Творец. Бог – причина мира, что Он – Творец мира, что Он – художник мироздания. Бог сделал нечто иное, чем Он сам. Поэтому когда мы говорим о Боге, мы говорим, что есть Создатель мира, иной чем мир. Почему мы говорим о Создателе? А не просто о силе? Здесь как раз вступает в силу онтологический аргумент. Если мы говорим о сравнительном уровне совершенства, то существо которое осознает себя более совершенным, чем существо которое себя не осознает. Верховное Совершенство, абсолютное Совершенство, не может никак быть не самоосознающим. Иначе оно будет менее совершенно, чем человеческая жизнь.
3. Бог – личность.
Верховное, абсолютное совершенство должно быть личностным. Когда мы говорим о личности, мы говорим не о лице, в смысле физиономии (опыт показал такое понимание). Личность тот, кто может сказать – Я. Итак, мы говорим когда о Боге как о Творце, из этого вытекает, что Бог не есть мир, следовательно, Он не описывается теми характеристиками которые существуют в мире.
4. Бог – не материален.
Какие у нас основные характеристики мира? Пространство, время, материя, энергия. Следовательно, Бог вне пространства, вне времени, вне материи и вне энергии. Он иной – Он дух. Логично. Дух есть не материальное существо по определению. Не материальность означает, что у Бога нет формы, цвета, вкуса, запаха, объема. Он не передвигается с места на место. У Него нет веса. Его нельзя измерить никакими приборами.
5. Бога – Отца изображать нельзя.
Часто задают вопрос. А вот как же у вас в храме Бога – Отца изображают? Это не канонично. Это нарушение. Это запрещение VII Вселенского Собора и Большого Московского Собора 1667 г. Вы должны знать откуда возникло запрещенное изображение? В Библии есть, в книге пророка Даниила, следующее описание: «Видел, я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьма тем предстояла пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9 – 10). И дальше к Нему приведен был подобный Сын Человеческий. Здесь нужно понимать, что св. Кирилл Александрийский эти слова понимал как доносящиеся к Богу – Сыну (Христу), а не Богу – Отцу. Именно в этом виде Иоанн Богослов видел Христа. В апокалипсисе Бог – Отец упоминается, Его видел Иоанн, но видел так, что Его описать невозможно, так в Откровении Иоанна Богослова описано «Некто сидящий на троне подобный блеску драгоценных камней», и всё. Самого Бога – Отца изобразить невозможно, Его вид непередаваемый. То что видели пророки, это образ, образ будущего. Даже если вам скажут, что это изображение Бога – Отца, то все равно это изображение образное, некое отпечатление этой Небесной Славы в уме человека. Но не описание той реальности, которая есть в реальности.
Из – за неправильного понимания текста пророка Даниила, в западной церкви (Римо – католической), возникло представление, что пророк Даниил видел Бога – Отца. Затем это символическое изображение Бога – Отца, вопреки постановлениям VII Вселенского Собора, вошло в практику Русской Церкви под западным влиянием. Вы должны обосновать почему эта практика возникла. Почему возникла ошибка? Сейчас много икон не правильных делают. Это раскольники делают. Вопрос изготовления кем-то незаконных изображений, это вопрос скорее церковной дисциплины, чем вопрос догматики.
6. Бог не имеет физического облика.
Была такая ересь атопоморфитов, которые утверждали, что у Бога есть в прямом смысле, ноги, голова, живот, руки, борода, крылья и т.д. Эта ересь была осуждена еще в IV веке. Этой ереси сейчас придерживается такая секта как «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы» придерживались, но сейчас уже не придерживаются. Как опровергнуть представление о том, что у Бога есть физический облик? «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.» (Рим. 1:23 - 25), это проявления язычества. Они язычники образ нетленного Бога изменили в образ подобный человеку. Нетление – неизобразимость. Природное нетление предполагает неизобразимость.
7. Бог – бессмертен.
Дело в том, что природное нетление обозначает бессмертие. Нетленный значит неподверженный смерти. Не возможности принципиальной смерти означает то, что существо не имело начало, смерти. Возможность смерти связанно с изменениями. Все что изменяется может умереть. То что имеет начало, может иметь и конец, то что не имеет начала, конца иметь не может. Наши души могут иметь конец. Души бессмертны по Дару Творца, а не по природе, как Ангелы бессмертны не по Дару Творца, а по природе. Бог подарил нашим душам бессмертие, эта вещь которая базируется на силе Бога, а не на нашей природе. Возможность исчезнуть заложена в факте возникновения.
8. Бог – дух.
Когда нас спросят адвентисты, почему же вы взяли, что Бог не является телом? Что нужно отвечать? Отвечайте «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Они скажут: а может быть дух означает некое высшее существо? Как обосновать, что дух не может быть платяным? «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24: 39). Духовность предполагает не материальность.
9. От кого взялся Бог?
Главное имя Бога – Сущий. «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3:14). Об этом же говорит Евангелие от Иоанна, «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5:26). Бог, в отличие от людей, имеет жизнь в Себе самом. Он источник жизни. И Сын (Христом) имеет жизнь в Себе самом. Ему Отец дал в рождении, не подарком, а в рождении. В книги пророка Иссаи, «Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же» (Ис.. 41:4). И другое «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10). Точно также говорит пророк Исая «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее» (Ис. 44:6- 7). Бог говорит, что Он первый и последний. Бог был изначальный. Бог абсолютно бесконечен. Абсолютная бесконечность может только актуально существовать, она не может возникать. Бог говорит – Я первый, и Я – последний. Поэтому Бог один. И другой бесконечный бог возникнуть не может.
10. Бог – создатель всего. Кто сотворил Бога?
Бог Творец времени. Что значит создатель времени? В Библии Бог очень часто называется вечным, безначальным, вездесущим. Что означает вечность вообще? Вечность означает (как говорит Григорий Богослов), следующее. Представьте себе бесконечность во все стороны. Мы можем сказать, что мы бесконечны, но не вечны. Мы не можем сказать, что у нас вечная душа, но бесконечная можем. Наша душа имеет начало, но никогда не будет иметь конца. Мы будем вечно жить в будущем, но наша душа не может быть названа вечной. Потому что она имеет начало. А вот Бог не имеет начало, поэтому, как говорит Григорий Богослов, Бог – это некое бесконечное море сущности. Когда я смотрю на Него и простираю свой разум к началу времен, я дохожу назад и вижу, что бытие Его не имеет начало. Поэтому Он называется Богом первым, потому что до Него нет нечего. Он и есть начало. Вопрос кто сотворил Бога, поэтому не имеет смысла. Его имя несотворенный. Почему мы не можем ответить на вопрос кто сотворил Бога? Потому – что вопрос не имеет смысла, он внутри противоречив. Кто сотворил несотворенного?
11. Бог является началом всего.
Когда мы говорим о вечном Боге. Мы должны говорить, что Он является началом. И начало создания Божия, которое упоминается в Откровении Иоанна Богослова, там про Христа _оже__о «…так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (_оже_. 3:14). Говорится здесь, что Христос первое Творение? Нет. Он начало создания. Он не Творение, Он начало Творения. Что это означает? Он начало. Альфа. Когда мы говорим, что бытие _оже уходит вперед. Сколько оно длится? Вечно. Бесконечно вперед. Поэтому вначале
12. Бог – вечный.
Он называется безначальным, бессмертным, неуничтожимым. А когда мы все сводим вместе, то называем Бога – вечным. Есть очень интересный текст, которым будут спекулировать «Свидетели Иеговы» и «Адвентисты», он имеет прямое отношение к нашим сейчас рассуждениям. «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6:16). Что значит Единственный имеющий бессмертие? Бессмертие по природе принадлежит только Богу. Свидетели Иеговы скажут: ну как же вы душам приписываете бессмертие? Нужно отвечать. Да, бессмертен по природе только Бог, но Он сделал подарок, подарил душам бессмертие. Как об этом сказано в Евангелие от Матфея. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф. 10: 28). Не убиваемость души связанна не с ее природой, а с подарком Бога. Из вечности выходит очень важный признак, неизменяемость.
13. Бог единственный на кого можно полагаться.
Об этом сказано в книге пророке Малахии «Ибо Я Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал. 3:6). Об этом же говорит очень подробно книга псалмов царя Давида «Я сказал: Боже мой! Не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим» (Пс. 101:25-29). Господь единственный, поэтому является неизменным, а следовательно Он является Единственным на кого можно полагаться. Кто не изменяемый на того можно полагаться, кто изменяемый на того полагаться не стоит. Здесь чистая логика формальная. Из творца выводим вечность и неизменность.
14. Бог – вне времени.
Как вечность Бога соотносится с нашем временем? В каком смысле Бог вечен? Ошибка, что вечность – это много, много, много лет. Сколько лет живет Бог? Нисколько. Он вне времени. Характеристика времени к Нему не относится, Он Творец времени. Он стоит над временем. Он внешняя причина. Он владыка всех веков. Он не описывается такой характеристикой как время. К Богу правильно относит настоящее время. Бог живет постоянно в настоящем времени.
15. Бог – жизнь.
Когда вы читаете Дионисия Ареопагита, он говорит, «Бог никогда не жил, не живет, и не будет жить», в смысле участия в чужой жизни. Он жизнь. Нельзя сказать, что Он у кого – то берет жизнь. Это очень важно. Все языческие мифологии построены на том принципе, что Бог в чем – то нуждается. Даже в исламе намаз воспринимается как обожествление Аллаха, нечто нужное Аллаху. Для нас христиан Богу ничего не нужно.
16. Бог – вседовольный.
Из вечности Бога вытекает такое свойство как вседовольство. Ему ничего не нужно для Его собственного существования.
17. У Бога есть желания.
И от нас Ему что – то нужно, но не потому чтоб Ему лучше стало, а потому, что Он нас жалеет. Он жалеет нас, любит нас, заботится о нас, гневается на нас. Наши чувства есть отражения чувств Бога, только у Него чувства чистые, а у нас грязные.
18. Бог бесстрастен – Он не может страдать.
Он бесстрастный, в смысле не имеющий порочных страстей. Страстей в Нем нет. Бог бесстрастный. Он не подвержен действию страдания. Бог не может страдать. Бог будучи всесовершенным, ни в чем не нуждающимся, Он не может страдать. Христос страдал по природе человеческой, а не по Божественной.
Как во Христа одна и та же Личность, но притом Он по одной природе страдал, а по другой нет. Представьте себе, говорит Григорий Богослов, рубят дерево, освященное светом солнца, разрубается ли луч? Нет. Божество Иисуса Христа не испытывало страданий, когда страдало Его тело. Страдание Божеству приписывать не должно. Если мы страдание приписываем Божеству, то у нас получается, что Бог у нас подвержен изменениям, и смерти, значит имело начало, значит он не бог. Боль признак тленности. Нетленные существа не болеют. Боль признак недостатка.
19. В Боге недостатка нет. Бог не в чем не нуждается.
«Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня...» (Пс. 49:1-23). Аргумент очень понятен. Бог если бы захотел покушать, Он нас бы не спросил, но он в этом не нуждается. Очень многие по – язычески Бога пытаются подкупать. Они говорят, я сделаю то-то-то, Ты мне обязан, я Тебе заплатил – изволь обеспечить. Люди спасаются всегда только одной единственной Вещью – Кровью Господа Иисуса Христа, другого способа спасения не было, нет и не будет. Кроме Крови господни нет никакого средства не на Небесах, не под Небом… Всегда когда говорим о Боге переводите на Личность человека. Не рассказывайте о Боге просто. Можно ли на людей наедятся? Нет. Всяк человек ложь… Не надейся на князи, сыны челочестии… На святые тоже нельзя надеяться, нужно на Бога надеется. Молитвы святых могут помочь, но не сами святые.
20. Бог – вездесущий и всенаполняющий.
Он вездесущий и всенаполняющий. Что значит вездесущий? Вот здесь одна часть Бога, а вот здесь другая? Он как газ? Вот здесь одна молекула, вот там другая. Да? Он везде есть целиком! Понятно? Этому посвящен 138 псалом (целиком). «…Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя…» (Пс. 138). Этот псалом описывает вездесущность Бога.
21. Есть особые места, в которых обитает Бог.
Библия подтверждает в очень многих местах вездесущность Бога, тем не менее говориться об особых местах Господа Бога. «Какая совместность храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Бог особым образом вселяется в человека. «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных…» (Ис. 57:15-21). Бог прямо называет место где Он живет. Он говорит, что Он живет в высоте Небес, а также во Святилище, сокрушенным и смиренным духом. Что это значит? Язычники считали, что боги живут в храмах, в прямом смысле этого слова. Физически как были языческие храмы устроены – колоннада, а все верующие стояли снаружи. Внутри стояла статуя, там жертвы приносили. Считалось, что это и есть жилище бога в прямом смысле. Так ли это? У истинного Бога особая «Благодать Божия». В 3-й Книге Царств объясняется как Бог действует во святилище. «Поистине Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]. но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне…» (3 Цар. 8:27 - 30). Конечно там перечисляются каким образом Бог слышит нас. Если люди будут приходить в храм за разрешением клятвы, если будут в плену, в болезни и т.д. в тяжелых ситуациях. Место особого присутствия Божия – место где Бог особенно являет Свою Славу.
Если мы с вами почитаем Библию, то увидим с вами фактически, начиная с книги Исход до Апокалипсиса идет очень важная нить. Есть особое место присутствия Божия, где живет и является «Слава Божия». В главе 40 «Исход», «Слава Божия «опускается на Скинию в виде огненного столпа, в виде того самого, огненного столба, который евреев вывел из Египта. Этот огненный столб висит над скинией и перемещается вместе с ней. Ведет Израиль, ищет стоянку где останавливаться, и руководит Израилем по всей пустыни. Потом «столб» исчезает, на некоторое время, остается «скиния». Но при этом кто из недостойных касается «Ковчега Завета», то он умирает, т.к. Слава Божия – Сила Божия, Благодать Божия, она остается с этим местом. Бог являет себя в Святилище. Затем когда Соломон молится, и просит, чтобы Бог освятил храм, книга вторая Паралипоменон, говорит, что сходит огонь с неба и сжигает жертву на жертвеннике, и в Храм входит Слава Божия. Книга пророка Иезекиля говорит, что самое страшное, что было с Храмом, незадолго до взятия Иерусалима, Он увидел (об этом говорят 8 и 9 главы Иезекииль) как «Слава Божия» покидает Храм, через херувимов. Затем «Слава Божия» возвращается в Храм, когда освящают Его. А затем «Слава Божия» навсегда покидает Храм, об этом говорит 27 глава Евангелии от Матфея. Она остается в Храме Тела Господня, т.е. Церкви (православной). Церковь – есть жилище Святаго Духа. Та самая «Слава», которая в свое время являлась в Скинии, теперь является в нас.
Но в Храме есть более великая реальность, чем люди, там – Причастие, то самое тело Господне, через которое «Слава» в нас входит. Главное, что есть в храме, это – Св. Евхаристие, Причастие. Это является сердцевиной и в ней «Слава» живет до сих пор. Поэтому храм называется местом особого присутствия Божьего. Где Христос – там и Слава. Господь говорит: «Я живу на высоте небес среди Ангелов». Поэтому когда говорится «Отец наш Небесный», то Он действует в небесах. Ангелов миллиарды, но у них одна воля. Воля Божья. Слава Божья себя являет беспрепятственно среди Ангелов на небесах.
22. Бог всё видит и всё слышит.
Вездесущность Божья означает не только, что Бог вездесущ и везде находится. Бог все видит, все слышит. Поэтому как говорит Ириней Леонский «Бог – есть целиком око». Целиком слух. Поэтому Он и называется всевидящим оком. И скрыться от Него невозможно.
23. Бог имеет характер.
Теперь несколько слов о характере Бога. Что значит характер вообще? Это буквально означает очертание. У человека это характеристика воли, характеристика чувств. Когда мы говорим про Бога, мы говорим, что у Него есть ум, воля, чувства, естественно. Мы по образу Его сотворены. Ум у Него однако же отличается от нашего.
24. У Бога всеведующий ум – Он все знает.
Ум у Бога обладает таким свойством как «всеведение». Бог знает все, «ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин. 3:20). Бог испытывает сердца и внутренности человека и дает каждому по делам его. Об этом «…и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2:23). Об этом же говорится в книге пророка Иеремии, «они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих и пошли вослед чужих богов, служа им. Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их» (Иер.11:10).
25. Бог называется премудрым.
О премудростях Божиих очень много говорит книга Притчей Соломона. Что даже нет смысла цитировать. Бог знает все. Он знает все существующее, все прошлое, все будущее, все всевозможные варианты всех событий. Что означает выражение в Псалтыре «Бог не знает путей грешников»? Это значит, что Бог не желает участвовать в этом деле. Бог не соучаствует во зле. Бог обладает предведением. Он заранее знает какой будет выбор человека. Бог знает какой человек пойдет в ад, а какой не пойдет. Это не значит, что Бог определяет это. Как говорит «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
26. Бог хочет, чтобы все люди спаслись.
Желание Бога, чтобы все люди спаслись, но реальность такова, что Бог знает, что не все спасутся. Возможность спасения имеет любой человек, если он этого пожелает. В любом человеке вложено чувство Бога, желание идти к Богу, и знания о том, что хочет Бог (совесть). Это все дано при сотворении человеку. В День Суда все люди окажутся без ответа перед правдой Божией. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
27. Воля Бога.
Воля Бога сводится к благости, справедливости, долготерпению, святости, кротости, целомудрию, всемогущества.
28. Чувства Бога.
Чувства Бога: любящий, милосердный, долготерпеливый.
29. У Бога есть эмоции. Он очень эмоциональный.
Страстей у Бога нет, а эмоции есть. Бог, которого мы знаем из Писания, очень эмоциональный. Бог совсем не похож на солнышко которое греет всех, а все или отворачиваются или поворачиваются. Вот такого Бога мы в Писании не найдем. Бог гневается, или наоборот кого – то жалеет. У пророка Осии «Узами человеческими влек Я в вас, узами любви…». Или как Господь говорил «Иерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел собрать вас…». Реальный Бог обладает четким характером, у Него есть вещи которые Он любит, а есть вещи которые Он ненавидит.
30. У Бога есть бесстрастная ненависть ко греху.
Милось в Боге есть, святая бесстрастная ненависть ко греху, к тому что удаляет от жизни, от Бога. Активная воля Бога очень четко описана в Писании. Есть понятие антропоморфизм (человекоподобие), но антропоморфизм не означает отсутствие каких – либо качеств в Боге. Вот, например, говорит Иоанн Злотоуст «Не думай, что Бог гневается как человек, это написано для людей грубых, написано же это потому, что Бог яростно ненавидит зло». Антропоморфизм – это представление, что в Боге есть гневная страсть. На самом деле не какой страсти в Боге нет, а вот яростное отторжение злобы человеческой оно в Нем очень даже есть.
31. У Бога один закон – чтобы все люди и Ангелы были такими же как и Он.
И на самом деле реальный Бог, которого мы знаем из Писания, это Бог которому не безразлично, то что делают люди. Совсем не безразлично. Есть такая удивительная, очень жуткая книга, «Плач Иеремии» называется. Эта книга посвящена гибели Иерусалима. И третий главе этой книге, где оплакивается Иерусалим сожженный (Иер.3:25-39).
Не думайте, что Богу нравиться наказывать, но с другой стороны говорит, не думайте, что Он будет спокойно смотреть на беззаконие людей. Не выйдет такого. Не выйдет. У Бога один закон, чтобы люди и Ангелы были такими же как Он. И Ветхий и Новый Завет одинаковые, Богу не безразлично, что делают люди на земле. О характере Бога говорит так же «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7). Господь творец бедствий, которые приходят в наказание человеку. Если Бог такой, какой Он описан в Писании.
32. Молитва человека может изменить судьбу всего.
То очень важный момент – молитва может изменять судьбу всего. Бог властилин который наказует, и который милует. Бог личность. У Него меняется отношения к нам, когда мы меняемся, каемся, или просим, поэтому Он прощает. Но характер у Бога не меняется. В какой ситуации Бог слышит? Воззови ко мне, и Я услышу. Удивительна милость Божия. Никодим Святогорец рассказывал, одна женщина блудница шла после блуда, и увидела как лежал умерший единственный сын вдовы. И она упала на колени, и взмолилась, Господи, я знаю, что я скверная, мерзкая блудница, но не ради меня, а ради слез матери воскреси сына. И сын воскрес. Проститутка только что после работы. Представляете? Вот наш Бог такой. Бог который слышит кающихся. Известен случай, когда был один блудник, который регулярно блудил, а потом ходил в Церковь просит прощенье. И однажды он блудил, а после пошел в Церковь и по дороге умер. А дьявол стал радоваться, что он не успел покается. А Бог говорит, а он шел просить прощение, Я его прощаю. Дьявол говорит, ну как же так, Ты что у меня хочешь всех забрать? Бог говорит – Конечно! Реальный живой Бог, вот именно такой.
Вольтер сначала говорил, что Бог нас помилует, у Него такая работа, но когда умирал говорил немножко по другому. Все обходили его дом, потому – что вопли жуткие за квартал разносились. Представление, что Бог некая безликая сила которое тепло излучает, то это представление не библейское. Почему не могут спастись люди не знающее Бога, и не любящие Бога? Для них любой бог станет огнем. Полыхающий огонь Божей любви не выносим, для того, кто не любит. По отношению ко Творцу нельзя быть нейтральным, «кто не со мной, тот против меня». Здесь нейтралитет невозможен.
Вопросы к лекции:
1. Какие доказательства бытия Божьего вам известны?
Существуют пять основных доказательств бытия Божьего. 1) онтологическое доказательство, 2) этическое (Декартово), 3) телеологическое, 4) космологическое, и 5) историко – психологическое.
2. Что подразумевается под онтологическим доказательством?
Онтологическое доказательство. От слова «онтос» – бытие, онтология – учение о бытие. В Боге как существе всесовершеннейшем не может отсутствовать такое качество как бытие, ибо если существо всесовершеннейшее не имеет бытия, оно уже не всесовершенно.
3. Объясните телеологический аргумент?
От созерцания красоты творений, сравнительно познается красота Рододелателя – автора этой природы. Аргумент звучит очень просто. Мир настолько сложен, что он не может появится случайно.
4. Материален ли Бог?
Нет, Бог не материален. Бог вне пространства, вне времени, вне материи и вне энергии. Он иной – Он дух. Логично. Дух есть не материальное существо по определению. Не материальность означает, что у Бога нет формы, цвета, вкуса, запаха, объема. Он не передвигается с места на место. У Него нет веса. Его нельзя измерить никакими приборами.
5. Имеет ли Бог физический образ?
Нет, не имеет. «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.» (Рим. 1:23 - 25).
6. Является ли Бог Духом?
Да, является. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).
7. От кого взялся Бог?
Бог, в отличие от людей, имеет жизнь в Себе самом. Он источник жизни. И Сын (Христом) имеет жизнь в Себе самом. Ему Отец дал в рождении, не подарком, а в рождении. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5:26).
8. Вечный ли Бог?
Он называется безначальным, бессмертным, неуничтожимым. А когда мы все сводим вместе, то называем Бога – вечным. «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6:16). Что значит Единственный имеющий бессмертие? Бессмертие по природе принадлежит только Богу.
9. Может ли Бог меняться?
Нет, Бог неизменяем. «Ибо Я Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал. 3:6).
10. Нуждается ли в чем Бог?
Нет. Бог не в чем постороннем не нуждается. «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня...» (Пс. 49:1-23).
11. Является ли Бог вездесущим и всенаполняющим?
Да. Он везде есть целиком! Этому посвящен 138 псалом (целиком). «…Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя…» (Пс. 138). Этот псалом описывает вездесущность Бога.
12. Есть ли особые места, в которых обитает Бог?
Да, есть. Это скиния, Ветхозаветный Храм в Иерусалиме и православные храмы сегодня. Библия говорит об особых местах Господа Бога. «Какая совместность храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Бог особым образом вселяется и в человека. «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных…» (Ис. 57:15-21).
13. Обладает ли Бог всеведением?
Да. Ум у Бога обладает таким свойством как «всеведение». Бог знает все, «ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин. 3:20).
Текст - краткое изложение (конспект) лекции Даниила Сысоева
Комментарии
А бога-сына можно? Иисуса рисуют везде, к месту и не очень....
Я атеист и спорить о боге как-то глупо, считаю.
А автор какой-то христианский сектант. Изложение его взглядов иногда просто экзотично....
И про вашу ссылку -
Я там вам задал два вопроса, а вы не удосужились на них ответить. Нехорошо... Для чего же тогда статейки писать???
Баснописец вы знатный, Андрей....
Откуда у вас сведения о рандеву Иисуса с сирийским царем??? Евангелия скромно об этом помалкивают...
И ещё раз напоминаю про свои вопросы о Туринской плащанице. Если вам нечего ответить, то так и скажите... А то как-то некрасиво получается....
Как у вас все умно схвачено...
К сборнику мифов ещё и сборник анекдотов прилагается.
Вопросов нет. Спасибо.
Думаю, до конца жизни вы останетесь его главным врагом...
Чтобы нам друг друга видеть – нужны органы зрения.
И в то же самое время вера является тем самым органом зрения, которым мы можем видеть Бога.
когда человек разговаривает с богом, это молитва, когда бог разговаривает с человеком, это шизофрения...
Неспособность человека воспринять откровения Бога – это не вина Создателя. Страсть втягивает разум в следование колеей (в Библии названной стезей). Это привычка думать и жить в подчинении страсти. Она вгоняет человека в определенный ступор и он становится неспособным познать откровения Божии.
Как говорит Иоанн Златоуст в первой же беседе на Евангелие от Матфея: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом, Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же еврейский народ пал в нечестие, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление через них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но и в новом. И апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа».
А если хвост у собаки назвать ногой, сколько ног будет у собаки?
...
Подмена понятий! - это прекрасно))
...
Вообажение или фантазия - вот это я еще прийму за орган чувств. Вот этим органом мы можем видеть Бога!!!
...
Откуда вы всего этого понабрались?
...
Страсть, любовь к женщине)) вы это имели ввиду, а тут появляется Бог ))
Да не плохо было бы иметь внутренний голос, который бы вел тебя по жизни как малыша по лунопарку))
И все какие-то некрасивые, значит не от бога)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором