Зачем Вселенной Человек?

 Начнем с самого невероятного.

Человек отдельная (самостоятельная) ветвь эволюции (расширения) Космоса, как материального объекта, другими словами концепция «очевидного» (есть еще истинный) материализма. Здесь кроются, по крайней мере, две неразрешимые проблемы. Во-первых, для чего Жизнь (даже в форме микробов) во Вселенной? Делаем первое невероятное допущение – не для чего, просто потому что у материи случайно оказалось такое свойство. Во-вторых, для чего эта Жизнь имеет такую форму как Разум? Здесь, хотим мы или нет, приходится делать второе невероятное допущение – не для чего, просто потому, что… С такими исходными постулатами материализм обречен бесконечно пересматривать свои концепции мироздания при каждом более-менее фундаментальном открытии. А если учесть, что размеры Вселенной бесконечны, даже для «очевидных материалистов», то и таких концепций впереди, видимо, так же бесконечное множество. Что же касается самого Человека, то его существование, с точки зрения «научного материализма», всегда будет бессмысленным, так как материя окружающего мира просто некая данность, доставшаяся нам в ощущения без какого-либо смысла для нас.

К сожалению, не намного больше можно узнать и из конфессий, построенных на Иудаизме. Да, в них человек создан Богом. Но для чего? Для того, чтобы неведомое нечто, по имени душа, непонятно зачем, родилась на планете, по имени Земля, получила свою порцию страданий или удовольствия и вновь ушла в неведомые либо рай, либо ад. Где элементарная логика всего этого процесса? Нельзя же серьезно рассматривать аргумент, что Богу просто не с кем было поболтать.

Я понимаю, что две, три, тем более, пять тысяч лет назад ответ был ясен: зачем тебе, «откуда», «зачем» и «куда», если ты все равно ничего понять не сможешь. Посмотри вокруг себя: вот ты, вот такие же как ты, вот окружающий тебя суровый, прекрасный и опасный мир. Учись в нем жить, с тебя и этого вполне достаточно. Но, согласитесь, с тех пор сфера знаний человека о том, что его окружает, существенно расширилась. Большинство людей и сейчас готовы выполнять этические нормы того же христианства, но их обоснование устраивает их все меньше и меньше. Раньше, образ Бога и его законы были логично увязаны в сознании людей, сейчас эта связь все больше и больше рушится именно из-за неопределенности образа Бога в головах современных людей.

Весь двадцатый век прошел под знаком нарастающего кризиса религиозного мировоззрения. Если тогда в сознании многих людей, это еще удавалось списывать на бесчинства большевиков и коммунистов, то в нынешнем веке, в совершенно свободной Европе, где какое-либо ограничение нужно искать, что называется, днем с огнем, попробуйте тем же самым объяснить тот факт, что католические приходы закрываются с показательной быстротой.

Это настоятельно требует более правдивого ответа.

Не следует обольщаться всплеском Православия в России. Во многом он вызван процессами к религии большого отношения не имеющими. Уберите из этого благополучия поддержку церкви как традиции, как объект национальной культуры, чиновничье попугайство, политику, моду ставить себе памятники новых нуворишей и много ли останется.

Не противоречат выше сказанному и процессы происходящие в Исламе. Не забудем, что Ислам на 500 лет моложе христианства. В средние века, пока в христианской Европе были единицы интеллектуалов, на них хватало нескольких костров. Высокий процент религиозности в «странах исламского мира» обеспечивает, к сожалению, относительно низкая общая образованность населения. Но и здесь, с приходом новых знаний и взаимопроникновений с другими культурами, начинаются проблемы. Это очень хорошо видно на примере того, как решались религиозные вопросы при полете первого исламского космонавта.

И Христианство, и Ислам своей «теоретической» частью, что касается появления Человека, имеют Ветхий завет. Но эти сведения в нем очень символичны и фрагментарны и дальнейшего осмысления и развития в этих конфессиях практически не получили. Основной упор эти религиозные течения сделали на этическую сторону жизни человека. Здесь, с учетом различия исторического развития той или иной нации (национальности), особых вопросов нет. Но что делать с всё увеличивающейся пропастью между буквой Писания и шквалом новых знаний об окружающем мире? Жесткая двухтысячелетняя сцепка между образом Бога и Его законами противоречием в первой части, разрушает вторую. Закономерные следствия этого: в Христианстве – уже безверие, в Исламе – пока терроризм.

Что касается Иудаизма, то следует признать: вопросы основ построения Вселенной и места Человека, проработаны в нем не сравнимо глубже. Но сам носитель знаний, еврейский народ, настолько испортил отношение к себе многотысячелетним метанием между двух богов, что за частоколом ссудного процента уже мало кто предполагает найти что-то светлое, достойное для поклонения всего человечества.

Наиболее близко к правильному пониманию вопроса стоит Индуизм. Во всех его основных течениях и Буддизме глубоки и теория, и практика, но гипертрофированное уничижение значения земной жизни для человека явно диссонирует с совершенством Бога. То, что Бог создал материальный мир исключительно для людей глупых и ленивых, а умный должен его бояться как скверны, стараясь покинуть его как можно быстрее и, как следствие, с минимальным запасом знаний о нём, противоречит всё той же элементарной логике. Либо в Божественном Плане нет случайных компонентов, либо атеизм прав: в мире нет Бога.