Я, кажется, узнал Христа, но не был абсолютно уверен

На модерации Отложенный

Если брать Запад, там были иконные образы, но их было минимальное количество. Обычно, если мы возьмем Италию, там были распространены больше, чем где-либо, наиболее близкие Византии иконные образы. Что, например, в XIII веке мог видеть итальянец? Он мог видеть висящее над алтарем распятие, висящее в воздухе. И алтарные образы, так называемые ретабли, такие картины, которые стояли за алтарем. Практически других изображений не было. То есть общий интерьер был совершенно другой по отношению к православному храму.

Есть интереснейший документ, который принадлежит Сильвестру Сиропулу, участнику Посольства константинопольского патриарха, который пришёл в Италию в 1438 году для участия в Ферраро-Флорентийском Соборе. Соборе, который должен был заключить Унию. Накануне падения Константинополя это был огромный политический проект, кончившийся крахом, потому что хотя Унию заключили, подписали с Римом, то есть между Римской церквью и Константинопольским патриархатом, но выполнять ее отказались.

Потому что большая часть православного духовенства сказала, что лучше быть под мусульманской чалмой, чем под папской тиарой. Это исторический фон. Значит, приходит этот византиец во Флоренцию 1438-1439 года.

И описывает свои ощущения. Он приходит в храм, где проходит Собор – церковь Санта-Марии Новеллы. И он говорит: «Я хотел помолиться и никого не узнал. Я смотрел на эти образы и никого не узнавал». Он говорит: «Я, кажется, узнал Христа, но не был абсолютно уверен». Этот византиец, настроенный к Западу сочувственно, он ведь Унию пришел заключать, продолжает: «Поэтому я нарисовал на земле крест и помолился на этот крест». Это поразительно: он эти образы, кажущиеся нам гораздо более естественными, чем образы иконы, не воспринимает совершенно, они ему абсолютно чужеродны. Причем не воспринимает искренне, потому что это  человек, пришедший договариваться, дружить.